Дознание как форма предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Термин «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление».

Оглавление

Введение
Глава 1. Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации
1.1 Понятие, значение и виды предварительного расследования
1.2 Формы предварительного расследования
Глава 2. Дознание как форма предварительного расследования
2.1 Понятие, формы и особенности дознания
2.2 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия
2.3 Особенности производства дознания
2.4 Правовой статус дознавателя
Глава 3. Проблемы совершенствования института производства дознания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дознание как форма предварительного расследования.docx

— 67.72 Кб (Скачать)

1.2 Формы предварительного  расследования

Согласно уголовно-процессуальному  законодательству Российской Федерации  предварительное расследование  осуществляется в двух формах: предварительного следствия (гл. 22 УПК РФ) и дознания (гл. 32 УПК РФ).

Предварительное следствие — это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования.

Предварительное следствие - это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Предварительное следствие - это и основная форма расследования, так как оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК) и дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения (ст. 318). Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, оно четко разделено на рассмотренные выше этапы. При этом надо иметь в виду, что процессуальная форма предварительного следствия может быть еще более усложнена по делам о применении принудительных мер медицинского характера, несовершеннолетних и лиц, обладающих служебным иммунитетом.

Предварительное следствие  осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной  службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151).

Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно  по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных  должностными лицами органов федеральной  службы безопасности, Службы внешней  разведки РФ, Федерального агентства  правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел  РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.

От судебного предварительное следствие отличается субъектами, средствами, целями, местом и ролью в уголовном процессе этих видов деятельности.

Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений.

Оно включает производство следственных действий, применение мер  принуждения, привлечение лица в  качестве обвиняемого, допуск к участию  в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских  истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с  материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен  прокурором в установленном законом  порядке.

Основным видом предварительного расследования является следствие, так как именно в форме следствия  осуществляется расследование подавляющего большинства уголовных дел, за исключением  преступлений небольшой и средней  тяжести, перечисленных в ч.3 ст.150 УПК, по которым предварительное  расследование производится в форме  дознания.

Между формами расследования - следствием и дознанием нет принципиального  различия, так как обе они направлены на выполнение назначения уголовного судопроизводства, основаны на единых принципах всего судопроизводства, общие условия предварительного расследования распространяются и  на дознание за отдельными исключениями. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такое  же значение, как и доказательства, собранные на предварительном следствии. Органы следствия и дознания по делам, отнесенным к их компетенции, производят все необходимые следственные действия и через прокурора передают дело в суд.

Вместе с тем имеются  определенные различия между дознанием  и следствием по кругу и характеру  дел, отнесенных к дознанию и следствию; по срокам, органам и отдельным  особенностям процессуальной формы  производства дознания и его окончания.

При характеристике форм расследования  следует обратить внимание на то, что  для успешного раскрытия преступления при производстве следствия и  дознания используется проведение оперативно-розыскных  мероприятий органами дознания. Данные, полученные в результате оперативно-розыскных  мероприятий, могут быть использованы в доказывании лишь в соответствии с положениями уголовно-процессуального  законодательства РФ, регламентирующего  собирание, проверку и оценку доказательств (ст.11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной  деятельности") [6]

 

Глава 2. Дознание как форма предварительного расследования  

 

2.1 Понятие, формы  и особенности дознания

Уголовно-процессуальный закон  предусматривает, что дознание является формой предварительного расследования  преступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК) [7].

В юридической науке понятие  дознания используется главным образом  для обозначения:

·  Одной из существующих в уголовном процессе форм предварительного расследования преступлений;

·  Самостоятельного института уголовно-процессуального права;

·  Вида деятельности, осуществляемого органами дознания.

Дознание в России осуществляется в трёх формах:

·  Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением уголовного дела и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);

·  Проведение неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела органом дознания до передачи уголовного дела следователю;

·  Сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно (т. н. протокольная форма досудебной подготовки материалов).

Порядок дознания - правила, по которым оно производится, его  режим. Он определяется нормами, содержащимися  в главах:

22."Предварительное следствие" (ст.162-170 УПК РФ);

24. "Осмотр. Освидетельствование.  Следственный эксперимент" (ст.176-181 УПК РФ);

25. "Обыск. Выемка. Наложение  ареста на почтово-телеграфные  отправления" (ст.182-186 УПК РФ);

26. "Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний" (ст.187-194 УПК РФ);

27. "Производство экспертизы" (ст.195-207 УПК РФ);

28. "Приостановление и  возобновление предварительного  следствия" (ст.208-211 УПК РФ);

29. "Прекращение уголовного  дела" (ст.212-214 РФ).

Дознание функционирует  только как одна из форм предварительного расследования по уголовным делам, перечисленным в ч.3 ст.150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой  или средней тяжести (ст.15 УК РФ). В сравнении с предварительным  следствием дознание можно рассматривать  как упрощенную и укороченную  по срокам форму расследования, предусматривающую  специальные правила производства по уголовному делу (гл.32 УПК РФ). При  этом действия и решения, принятые в  ходе дознания, имеют такую же юридическую  силу, как и осуществленные при  производстве предварительного следствия[8].

В настоящее время дознание производится по делам о преступлениях, подпадающих под признаки 135 составов преступлений, перечисленных в п.1 ч.3 ст.150 УПК[9]. В законе предусмотрено также, что по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести дознание проводится по письменному указанию прокурора".

Процессуальный закон  не допускает производства дознания в отношении конкретных лиц, совершивших  запрещенное уголовным законом  деяние в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания  или его исполнение. Поскольку  по этим делам обязательно производство предварительного следствия, то в случаях  установления в ходе дознания указанных  обстоятельств уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения  подследственности и передачи следователю. Дознание по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном ч.2 УПК, с изъятиями, предусмотренными гл.50 УПК[10].

Таким образом, в соответствии с законом дознание носит процессуальный характер, производится по правилам, закрепленным в УПК, и призвано выполнять назначение уголовного судопроизводства, предусмотренное  ст.6 УПК.

Фактические данные об обстоятельствах  преступления, полученные в ходе дознания, имеют доказательственное значение по уголовному делу и подлежат исследованию и оценке в стадии судебного разбирательства  на общих основаниях в условиях равенства  и состязательности сторон. 

 

2.2 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия

В современном уголовном  процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование  преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные  законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

В УПК Российской Федерации  установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) Органы внутренних дел  Российской Федерации, а также  иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с  федеральным законом полномочиями  по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности.

На основании ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об  оперативно-розыскной деятельности»  от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 02. 12. 2005 года №150-ФЗ) такими полномочиями обладают оперативные подразделения:

·  органов внутренних дел Российской Федерации;

·  органов федеральной службы безопасности;

·  федеральных органов государственной охраны;

·  таможенных органов Российской Федерации;

·  Службы внешней разведки Российской Федерации;

·  Федеральной службы исполнения наказаний;

·  органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение  органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов.

2) Главный судебный пристав  Российской Федерации, главный  военный судебный пристав, главный  судебный пристав субъекта Российской  Федерации, их заместители, старший  судебный пристав, старший военный  судебный пристав, а также старшие  судебные приставы Конституционного  Суда Российской Федерации, Верховного  Суда Российской Федерации и  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации;

3) Командиры воинских  частей, соединений, начальники военных  учреждений или гарнизонов;

4) Органы государственного  пожарного надзора федеральной  противопожарной службы.

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч.1 ст.40 УПК[11], обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции.

В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания.

На органы дознания возлагается[12]:

·  производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, - в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;

·  выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, - в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ[13].

УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные  правила о том, что при наличии  признаков преступления, по которому производство предварительного следствия  обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:

·  органы дознания, указанные в п.1 и 8 ч.3 ст.151 УПК РФ, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п.2 - 6 ч.2 ст.157 УПК РФ;

Информация о работе Дознание как форма предварительного расследования