Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 15:45, автореферат
Цель исследования состоит в разработке комплекса рекомендаций по совершенствованию методики расследования краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании были сформулированы и решены следующие задачи
1 Провести анализ механизма совершения угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств
2 Дать характеристику лиц, совершающих угоны и кражи автомобилей или иных транспортных средств
3 Раскрыть специфику возбуждения уголовных дел по данным категориям преступлений
4 Выявить особенности взаимодействия сотрудников правоохранительных органов при розыске угнанных и похищенных автомобилей или иных транспортных средств
5 Определить алгоритм действий следователя на первоначальном этапе расследования в зависимости от складывающихся следственных ситуаций
6 Установить тактические особенности производства отдельных следственных действий при расследовании угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств
Актуальность темы исследования Общеизвестно, что имущественные преступления, то есть преступления, посягающие на собственность, являются наиболее распространенным видом преступлений, особенно в крупных городах, и их число ежегодно росло на протяжении последних двух десятков лет Сложное экономическое положение в стране не дает оснований полагать, что количество хищений в ближайшее время уменьшится Из всех имущественных преступлений, совершаемых на территории нашего государства, преобладают кражи чужого имущества, так как кражи (тайное хищение чужого имущества) являются, пожалуй, наиболее легко исполнимыми преступлениями и, вместе с тем, их раскрываемость правоохранительными органами остается на низком уровне Кражи являются самыми распространенными и интенсивно растущими преступлениями, около 15 % из них составляют кражи транспортных средств и автомобилей Поскольку в России, как и во всем мире, автомобильный парк увеличивается, то и сохраняется тенденция роста завладения транспортными средствами Так, в 2005 г в России было совершено около 58 тыс краж транспортных средств и около 45 тыс автомобилей Всего по базе данных АИПС «Автопоиск» ГИЦ МВД Российской Федерации в розыске значится 263 тыс автотранспортных средств В целом же по стране раскрываемость данного вида преступлений остается невысокой и составляет в среднем кражи всех автотранспортных средств - 26,1 %, автомашин - 20,0 %
Практика свидетельствует, что на момент возбуждения уголовного дела, когда местонахождение автотранспортного средства не установлено, далеко не всегда возможно дать правильную квалификацию содеянного - кража или угон, поэтому представляется необходимым разрабатывать единые рекомендации по расследованию данных видов преступлений
В ходе изучения уголовных дел по кражам и угонам автомобилей или иных транспортных средств и последующего обобщения практики расследования и раскрытия этих преступлений, можно констатировать -профессиональный уровень действий преступников по подготовке, совершению и сокрытию преступлений повышается, увеличивается число деяний, совершаемых преступными группами с разной степенью организованности Неочевидность совершения краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств приводит к значительным трудностям в получении информации об
обстоятельствах совершения преступления, о личности преступника Наиболее характерно эта тенденция проявляется в крупных городах
В то же время продолжают существовать недостатки в деятельности органов внутренних дел по расследованию и раскрытию краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств, выражающиеся в недостаточно оперативном реагировании органами внутренних дел на событие преступления, а также в неполном и некачественном проведении первоначальных следственных действий, что приводит к отсутствию или неполноте информации о содеянном, особенно на первоначальном этапе расследования, что, в свою очередь, ведет к неверной оценке складывающейся следственной ситуации
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при расследовании краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств
Предметом исследования выступают закономерности совершения краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств и соответствующие им закономерности их расследования
Цель и задачи диссертационного исследования Цель исследования состоит в разработке комплекса рекомендаций по совершенствованию методики расследования краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании были сформулированы и решены следующие задачи
1 Провести анализ механизма совершения угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств
2 Дать характеристику лиц, совершающих угоны и кражи автомобилей или иных транспортных средств
3 Раскрыть специфику
4 Выявить особенности
5 Определить алгоритм действий
следователя на первоначальном
этапе расследования в
6 Установить тактические
Методология и методика исследования Уголовно-процессуальные, криминалистические и иные аспекты изучаемой проблемы анализировались с позиций общих положений философии и логики В ходе проведенного исследования применялись методы научного познания историко-генетический метод анализа, метод логического анализа, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический и системный
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство России, иные федеральные законы, межведомственные и ведомственные нормативные акты, связанные с расследованием и раскрытием краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств
Механизм совершения преступления
2 Сведения о личности
В работе рассмотрен механизм совершения краж и угонов автотранспортных средств, при этом обращалось внимание на те особенности действий преступника, которые бы свидетельствовали о его умысле - собирался ли он совершить кражу или угон Так, о том, что преступник собирался совершить именно кражу, а не угон, могут свидетельствовать следующие обстоятельства
1 Способ распоряжения
Анализ практики показал, что в случае угона автомашины преступники
1) бросают автомашину (7,1 %) на проезжей части (51,7 %),
в укромном месте (овраг, лес и т п - 48,3 %)
2) уничтожают ее (2,9 %)
В 8,6 % изученных уголовных дел по фактам угона преступники не успели распорядиться автомашиной, поскольку были задержаны работниками милиции
В случае кражи автомашины производится
1) ее продажа (46,1 %) в данном населенном пункте (45,2 %),
в другом городе (республике) - 54,8 % Похищенные автомашины могут продаваться
а) скупщикам краденого (27,2 %),
б) случайным лицам (19,3 %),
в) через торговые предприятия (24,2 %),
г) заказчикам (29,3 %)
2) автомашина разбирается на запчасти (32,7 %), которые в последующем продаются
3) в последнее время стали
популярны угоны дорогих
2 Время совершения преступления
в «сезон консервации» (ноябрь-март) доля совершаемых краж транспортных средств снижается резко и значительно, а удельный вес угонов в этот период падает не так заметно,
для угонов более характерно дневное и вечернее время, большинство краж совершается преимущественно вечером и ночью (для угонов - период с 19 до 2 часов, для краж - между 19-24 и 0-2 часами)
3 Место совершения преступления
с охраняемых гаражей - стоянок как открытого, так и закрытого типа (6,8 %) - только кражи Они, как правило, становятся возможными при условии нарушения обязанностей лицами, осуществляющими охрану и пропускной режим на этих объектах,
со двора (48,5 %) - как кражи, так и угоны,
от магазинов, рынков и т п (39,56 %) - как кражи, так и угоны,
с автозаправки (5,14 %) — только угоны
4 Условия хранения автомашин
угонщики зачастую для осуществления преступного замысла пользуются транспортными средствами, оставленными без присмотра, что не привлекает постороннего внимания и не требует необходимости в конспирации
5 Подготовка к совершению
1) Подготовка к совершению
2) Подготовка к совершению краж
проводится более тщательно
активно изучается образ жизни потенциальной жертвы и установленная охранная система,
через обширные связи в автосервисах, мойках, автостоянках, автомагазинах, мастерских, фирмах-установщиках охранных систем преступниками приобретаются дубликаты ключей, коды и пароли,
подготавливается место, где автомашина будет стоять после кражи (25,8 %),
подготовка орудий преступления (29,1 %),
выбор места совершения преступления (гараж, бокс, платная стоянка, улица),
выбор времени кражи или угона (вечер, ночь, день),
изучение путей подхода и отхода от места преступления,
подбор участников преступления, распределение ролей и функций между
планирование преступной деятельности,
поиск каналов сбыта похищенного (продавцов, покупателей, посредников),
выработка определенной линии поведения (противодействия) правоохранительным органам на случай «провала» и др
Во втором параграфе «Характеристика лиц, совершающих угоны и кражи автомобилей или иных транспортных средств» автор рассматривает характеристику лиц, совершающих угоны и кражи автомобилей или иных транспортных средств
Анализ информации о механизме совершения преступления, полученной на этапе возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий, позволяет выдвинуть обоснованные версии о лицах, совершивших данное преступление
1 Угон транспортного средства
могут осуществить как
71,1 % одиночёк - это лица, ранее не судимые, которые совершают спонтанные угоны, пользуясь благоприятной для них ситуацией Изучение уголовных дел показало, что 26,1 % угонов совершаются ранее судимыми лицами за преступления против собственности, в том числе и за угоны
Подавляющее большинство угонов совершается мужчинами в возрасте от 18 до 24 лет - 31,6 %, от 25 до 29 лет - 30,3 %, от 30 до 40 лет - 22,8 %, несовершеннолетними - 15,3 %, как правило, злоупотребляющими спиртными
напитками или наркотическими средствами, отрицательно характеризующимися Анализ социальных закономерностей показал, что 25,83 % задержанных нигде не работали, 41,33 % трудились, 20,68 % по роду занятий учащиеся (студенты), 12,16 % предприниматели 48,8 % лиц, совершивших угоны автотранспорта, являются профессиональными водителями
Преступники не совершают угоны по месту своего жительства Как правило, они жители других районов города - 84 %
Группы по предварительному сговору, как правило, создаются для совершения одного угона лицами, находящимися в приятельских или родственных отношениях Как правило, группа состоит из 2-3 человек Анализ следственной и судебной практики показал, что члены такой группы ранее не судимы (90,7 %), в возрасте от 18 до 24 лет - 37,6 %, несовершеннолетние -21,1 % Удельный вес преступлений, совершенных подростками в группе, составляет 42,4 %
При анализе социальных закономерностей было установлено, что 65,16 % задержанных членов группы нигде не работали, 12,81 % трудились, 11,51 % по роду занятий учащиеся (студенты)
2 Кражи совершаются группами по предварительному сговору или организованными группами
Анализ следственной и судебной практики показал, что, как и при совершении угонов, группа по предварительному сговору состоит из 2-3 человек Как правило, члены группы ранее не судимы (90,7 %), в возрасте от 25 до 29 лет - 24,3 %, от 30 до 40 лет - 17 % Большинство автомобильных воров являются местными жителями - 79,8 % Лишь немногие преступники прибывают в местность из других районов (20,2 %) специально для совершения хищения автомобиля
При анализе социальных закономерностей было выявлено, что 65,16 % задержанных членов группы нигде не работали, 12,81 % трудились, 11,51 % по роду занятий учащиеся (студенты), 10,52 % предприниматели 57,15 % лиц,
участвовавших в совершении краж автотранспорта, являются профессиональными водителями
Разделения ролей в группе по предварительному сговору нет, но уже сформировано руководящее ядро из наиболее активных и авторитетных членов группы Как правило, его составляют лица с максимально выраженными антиобщественными установками Однако большинство неформальных лидеров, так же как и непосредственных исполнителей, входящих в такие группы, не имеют достаточных навыков совершения и сокрытия краж автотранспорта Главное для них - получение определенных материальных выгод, а также удовлетворение личных и групповых интересов
Организованными группами совершается 34 % краж транспортных средств Совершенные в таких преступных группах кражи автомобилей отличаются особой дерзостью, организованностью, наличием отработанной системы сокрытия следов и реализации похищенного Для преступной деятельности последних более характерно серийное совершение краж автомобилей, обычно дорогостоящих Членами организованной группы, совершающей кражи автомашин, являются мужчины, как правило, ранее не судимые (90,7 %), в возрасте от 18 до 24 лет - 27,4 %, от 25 до 29 лет - 29,1 %, от 30 до 40 лет - 21,5 %, несовершеннолетние - 22 % Удельный вес преступлений, совершенных подростками в организованной группе составляет 30,75 %, в том числе с участием взрослых лиц - 16 %
Анализ социальных закономерностей показал, что 42,45 % задержанных членов организованных групп нигде не работали, 13,45 % трудились, 32,95 % по роду занятий учащиеся (студенты), 11,15 % предприниматели 58,8 % лиц, участвовавших в совершении краж автотранспорта, являются профессиональными водителями Большинство членов организованных групп являются местными жителями (72,3 %), в то время как встречаются группы, которые специально приезжают из других городов для совершения краж автомашин (27,7 %)