Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 15:45, автореферат
Цель исследования состоит в разработке комплекса рекомендаций по совершенствованию методики расследования краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании были сформулированы и решены следующие задачи
1 Провести анализ механизма совершения угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств
2 Дать характеристику лиц, совершающих угоны и кражи автомобилей или иных транспортных средств
3 Раскрыть специфику возбуждения уголовных дел по данным категориям преступлений
4 Выявить особенности взаимодействия сотрудников правоохранительных органов при розыске угнанных и похищенных автомобилей или иных транспортных средств
5 Определить алгоритм действий следователя на первоначальном этапе расследования в зависимости от складывающихся следственных ситуаций
6 Установить тактические особенности производства отдельных следственных действий при расследовании угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств
Оценивая распределение ролей в организованной группе, специализирующейся на кражах автотранспорта, автор обращает внимание на наличие в группе лиц, которые осуществляют функции обеспечения деятельности преступной группы К таким лицам относятся, прежде всего, пособники - лица, обладающие навыками по подделке технических паспортов и других документов, имеющие связи среди работников ремонтных мастерских систем «Автосервис», свои частные «автосервисы» и др
Обобщение практики расследования краж и угонов автомашин и иных транспортных средств показало, что в содержание стадии возбуждения уголовного дела по заявлениям потерпевших входят действия, направленные прежде всего, на установление, какое именно событие произошло кража, угон или их инсценировка с целью получения страховки Таким образом, на этапе возбуждения уголовного дела следователь при получении заявления от потерпевшего выдвигает следующие общие версии
1 Произошла кража транспортного
средства Основанием для
местом происшествия является охраняемая стоянка или гараж, то есть все основания предполагать, что преступник забрал машину не с целью покататься
2 Произошел угон транспортного
средства Основанием для
3 Кражи или угона не было,
заявитель либо заблуждается, либо
инсценирует преступление по
различным причинам Заявитель
может заблуждаться о
получение страховки,
желание избежать ответственности за совершенное дорожно-транспортное происшествие
В работе рассмотрены основания для выдвижения версии об инсценировке и алгоритм ее проверки
Во второй ситуации выдвигаются следующие версии
задержанный является владельцем автомашины, но документы забыл
задержанный не имеет право вождения автомобилем, но является родственником владельца,
задержанный совершил угон, задержанный совершил кражу
В то же время диссертант отмечает, что в случае задержания преступника в данной ситуации установить, что им совершена кража, а не угон представляет значительные трудности Эти трудности обусловлены, прежде всего, не субъективными, а объективными причинами Основная причина - это несовершенство действующего уголовного законодательства, по которому кража автотранспортного средства по всем объективным признакам совпадает с угоном На сегодняшний день различие между ними состоит только в субъективной стороне преступления кража - с целью хищения, угон - без цели хищения Естественно, что задержанный в данной ситуации заявляет, что он не имеет намерения похищать автомашину, а просто хотел покататься на ней
Организация и проведение работы по розыску транспортных средств возлагается на подразделения Госавтоинспекции, подразделения криминальной милиции
Розыск транспортных средств осуществляется по всем линиям работы и на всех этапах повседневной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел
Организация и проведение неотложных оперативно-разыскных мероприятий по задержанию автомототранспорта проводится в соответствии с планом «Перехват», который разрабатывается в соответствии с положениями Инструкции по планированию действий МВД (ГУВД, УВД) при чрезвычайных обстоятельствах, утвержденной приказом МВД России от 12 января 1996 г № 20
План «Перехват» регламентирует действия органов внутренних дел по осуществлению неотложных оперативно-разыскных мероприятий при получении сообщения о незаконном завладении автомототранспортным средством, дорожно-транспортном происшествии, с места которого транспортное средство скрылось
В тех же случаях, когда с момента совершения изучаемого преступления до поступления сообщения о нем прошло несколько часов либо имеется информация о выезде преступников с территории, обслуживаемой горрайорганом, следует, не вводя план «Перехват» на своей территории, оповестить о совершенном преступлении и принятых мерах дежурные части УВД (МВД) и соседних горрайорганов внутренних дел В зависимости от конкретной обстановки, дежурный по УВД (МВД) принимает решение об организации введения соответствующих поисковых мероприятий на всей территории области или республики, при необходимости информирует о преступлении дежурные части соседних УВД (МВД), согласуя вопрос о введении плана «Перехват» на их территории
Изучение практики свидетельствует, что, если с момента кражи или угона автотранспортного средства прошло несколько часов, вводить план «Перехват» на территории горрайоргана нецелесообразно Малоэффективны такие поисковые мероприятия и в масштабах области (республики), если с момента совершения преступления прошли сутки и более
По делам данной категории на первоначальном этапе расследования складываются следующие ситуации
1 Задержан преступник и
Данная ситуация имеет две разновидности
1) Преступник задержан в
2) Преступник задержан во время
преступления в момент
В данной ситуации преступник при допросе сообщает, что автомашину взял, чтобы покататься, умысла на кражу не имел, поэтому, на взгляд диссертанта, момент проникновения преступника в автомашину нельзя считать удачным временем для реализации материалов оперативной разработки Автор считает, что материалы оперативной разработки необходимо реализовывать, как минимум, в момент, когда преступник отгонит машину в место «отстоя», где возможно провести ее переоборудование, перекраску, разборку на запчасти и т д В этом случае, возможно будет не только доказать факт кражи, а не угона, но и установить, помимо непосредственного исполнителя кражи, других участников преступной группы Оперативные сотрудники оправдывают свои действия тем, что боятся потерять автомашину в ходе ее следования, однако, по мнению диссертанта, данные опасения не должны влиять на момент реализации оперативной разработки и означают только, что в ходе разработки не была собрана вся необходимая информация для ее реализации
2 Лицо, совершившее кражу или
угон автотранспортного
совершившее преступление, устанавливается крайне редко, что говорит о сложности данной ситуации для практических работников Данная ситуация также имеет две разновидности
1) Автомашина обнаружена на месте ее оставления преступниками (в лесопосадках, оврагах и т п )
2) При постановке автомашины
на учет в ГАИ выявлен факт
подделки документов или
В данной ситуации основными задачами являются установление законного владельца автомашины и установление преступников, поскольку, как правило, лица, ставящие автомашину на учет, выступают в качестве добросовестных покупателей
3 Не обнаружена автомашина и
не установлены преступники
Как показывает практика, дополнительные возможности следователю в решении задач разыскной деятельности дает привлечение общественности через средства массовой информации (7,2 % дел)
Расследование в данной ситуации требует привлечения и анализа информации, получаемой на основе криминалистической характеристики, осмотра места происшествия, результатов экспертиз
По данным ситуациям в работе предложен соответствующий алгоритм действий следователя
В четвертом параграфе «Тактические особенности производства отдельных следственных действий при расследовании угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств» автор отмечает, что в процессе расследования и раскрытия краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств большую роль играет умение следователя получить необходимую информацию о преступнике в ходе проведения различных следственных действий, поскольку, чем полнее данная информация, тем более результативным будет расследование На основе анализа теоретических положений криминалистической тактики и методики, с учетом существующей практики расследования преступлений данной категории им разработаны
предложения, направленные на оптимизацию производства отдельных следственных действий
В случае обнаружения похищенной автомашины при постановке ее на учет в ГАИ производится автотехническая экспертиза для установления подлинности маркировочных обозначений автотранспортных средств Основной задачей этого исследования является установление первоначальных маркировочных обозначений транспортных средств, что способствует скорейшему раскрытию и обоснованному расследованию краж автомобилей или иных транспортных средств В работе предложен круг вопросов, разрешаемых экспертом при проведении данной экспертизы
Однако при проведении данной экспертизы в настоящее время существуют определенные проблемы Так эксперты часто дают неправильные ответы или отказываются от исполнения данной экспертизы в региональных экспертных подразделениях
Эксперты-криминалисты, проводя исследования маркировочных обозначений транспортных средств в рамках экспертизы восстановления уничтоженных маркировочных обозначений, сталкиваются с трудностями, в частности, при установлении первоначального номера автомобиля
Такая проблема возникает, прежде всего, в тех случаях, когда на исследуемом транспортном средстве, в месте должного расположения идентификационного номера имеется проем прямоугольной формы, в который при помощи сварки установлена металлическая пластина со знаками не заводской (вторичной) маркировки
По существующей методике усилия эксперта направлены непосредственно на восстановление уничтоженного номера на металлической поверхности маркировочной панели Однако, при изменении маркировки указанным способом, а также при замене всей маркируемой панели, объект исследования, по сути, отсутствует Таким образом, результатом будет вывод о том, что экспертным путем не представляется возможным установить содержание заводского идентификационного номера, который был присвоен автомобилю предприятием-изготовителем Поэтому на сегодняшний день наиболее перспективными являются комплексные исследования и использование методов, основанных на современных возможностях технической диагностики электронных блоков управления автомобилем Так, в указанной ситуации действия эксперта должны быть направлены не на восстановление, а на установление заводского идентификационного номера
Для этого, например, он использует производственный номер или индивидуальные номера (маркировку) комплектующих элементов и обращается к производственным базам данных предприятий-изготовителей
В местах обнаружения брошенной автомашины могут быть обнаружены следы обуви, по которым назначается трасологическая экспертиза
******************************
Большинство преступников по отношению
к месту совершения хищения автомобиля
являлись местными жителями .
Анализ статистических данных показывает,
что в зимний период активность правонарушителей
проявляется меньше, чем в наиболее интенсивный
период эксплуатации транспорта с апреля
по ноябрь включительно.
При этом значительное количество краж
автомобилей совершается в вечернее и
ночное время (с 19.00 до 02.00 часов), что обусловливается
большей свободой действий при реализации
преступного умысла и отсутствием очевидцев
преступления.
Однако в последнее время растет количество
фактов краж автомобилей совершаемых
и в дневное время, когда повышена деловая
активность граждан. Нередко кражи совершаются
на виду у прохожих и потерпевших, что
свидетельствует о дерзости и повышенной
общественной опасности преступников.
Изучение мест совершения указанных преступлений
показывает, что хищения автомобилей совершаются
чаще всего в местах скопления автотранспорта
(стоянки возле концертных залов, гостиниц,
рынков, крупных магазинов), по месту жительства
и работы потерпевшего.
Изучение уголовных дел и дел оперативного
учета, позволило выделить последовательность
и алгоритм действий ОПТ по совершению
рассматриваемых преступлений:
подготовка к совершению краж автомобилей
с целью их возврата законным владельцам
за деньги (поиск объекта преступления
- автомобиля;
разведывательные мероприятия в отношении
предполагаемого потерпевшего);
кража автомобиля и укрытие его в подготовленном
заранее месте;
действия преступников по возврату автомобиля
(переговоры с потерпевшим и (или) с посредниками;
получение выкупа; возврат похищенной
автомашины собственнику).
Действия по подготовке к совершению кражи
автомобиля начинаются, как правило, с
момента принятия решения совершить преступление.
С этого времени преступники начинают
проведение мероприятий по выбору предмета
преступления (автомобиля) и сбору сведений
об автовладельце (или о пользователе
транспортного средства). Преступники
изучают образ жизни, выявляют места парковки
и хранения автомобиля, наличие установленных
на транспортном средстве и месте нахождения
охранных и запорных устройств. Иными
словами, проводится своеобразная «криминальная
разведка».
Для сбора информации злоумышленники
осуществляют различные мероприятия,
внешне схожие с официальными оперативно-розыскными
мероприятиями:
наблюдение;
опросы граждан, в том числе зашифрованные
и легендированные;
обследование автостоянок, мест парковки
и хранения транспортного средства, участков
местности (с целью выбора оптимального
пути отхода с места хищения);
приобретение источников информации или
внедрение членов преступной структуры
в фирмы и на предприятия, занимающиеся
продажей, ремонтом, гарантийным обслуживанием
автомобилей, установкой на них охранных
систем, а также в охранные структуры гаражно-строительных
кооперативов (ГСК), автостоянок.
Необходимо подчеркнуть, что кража автомобиля
невозможна в принципе без применения
технических средств. Подготовка к совершению
рассматриваемых преступлений выражается
в приискании и приспособлении различных
технических средств, необходимых для
проникновения на объект хранения (парковки)
и в само транспортное средство, для отключения
или повреждения сигнализации и запорных
устройств, для запуска двигателя. Преступниками
заранее заготавливаются дубликаты ключей,
различные отмычки, слесарный и специальный
инструмент (сварочные аппараты, автогены,
радиомаяки, сканеры кодов сигнализации
и т.д.).
На этапе подготовки преступления заранее
издается возможность хранения, переделки,
разбора, сбыта похищенного автомобиля
или его возврата за выкуп владельцу. Для
этих целей снимаются в аренду гаражи,
автомастерские, в которых планируется
разбирать, хранить или переделывать похищенный
автомобиль. Практике известны случаи,
когда, изучив образ жизни потерпевших,
преступники снимали в аренду гаражи рядом
с местом предполагаемого хищения, чтобы
снизить риск быть задержанными с поличным.
В такой ситуации проведение операции
«Перехват», как правило, не дает положительного
результата.
Кража автомобиля и укрытие его в подготовленном
заранее месте
Как показывают материалы уголовных дел
и дел оперучета, автомобиль похищает
наиболее слабое звено в организованной
преступной группе -лица, пользующиеся
наименьшим авторитетом. Как правило,
это молодые люди 18-25 лет, ранее не судимые,
но в тоже время дерзкие, отчаянные и амбициозные,
в задачу которых входит самый опасный,
с точки зрения уголовного преследования,
"участок работы".
Проникая в помещения, где хранятся автомобили,
преступники сознательно идут на значительный
риск и трудности, связанные с преодолением
запорных устройств. Это происходит в
тех случаях, когда они намерены похитить
конкретное транспортное средство, привлекающее
их своими индивидуальными качествами.
Изучение уголовных, оперативных и оперативно-поисковых
дел показывает, что применяются различные
способы проникновения преступников в
гаражи и иные помещения, где хранятся
автомобили:
перепиливание дужек замков, дверных петель;
отгибание створок ворот гаражей;
подкоп под одну из стен гаража с последующим
открыванием двери изнутри (такой способ
применяется, если гараж имеет земляной
пол);
разбивание кладки стены гаража или выбивание
в ней отверстия;
разрезание ворот или стен металлического
гаража специальными ножницами;
высверливание замков, отверстий в стенах
гаражей;
вырезание отверстий, срезание петель
дверей и дужек замков автогеном, сварочным
аппаратом;
открытие замка способом подбора ключа
или специальной отмычкой;
открытие замка дубликатом ключей или
специально для этой цели похищенными
у потерпевшего ключами;
подъем и перемещение металлического
гаража краном, подъемником.
Данный перечень, безусловно, не является
исчерпывающим. В зависимости от места
стоянки (хранения) автомобиля и наличия
технических средств защиты преступниками
применяют все новые способы хищения.
Оказавшись вблизи транспортного средства,
преступники применяют следующие способы
для проникновения внутрь салона и запуска
двигателя:
отключают сигнализацию и электронно-механические
запирающие устройства. Охранные системы,
как правило, преступниками изучаются
заранее. Ими приобретаются пароли, коды,
дубликаты пультов или используются специальные
приборы (сканеры радиосигналов) для записи
и воспроизведения электронного сигнала
на отключение сигнализации и открытие
двери;
используют дубликаты ключей от дверного
замка и замка зажигания. Дубликат изготавливается
со слепков ключей, которые часто снимаются
в автомастерских, мойках, автостоянках,
где потерпевший оставляет на время связку
ключей без внимания;
подбирают ключи к дверному замку автомобиля
и замку зажигания.
Перечисленные два последних способа
встречаются наиболее часто, поскольку
в этих случаях не остается видимых повреждений
на автомобиле, что избавляет похитителей
от необходимости его ремонта и не снижает
его стоимость. Указанные способы часто
применяются при хищении транспортного
средства с улицы, чтобы не привлечь внимание
окружающих.
Автомобиль также может изыматься с места
преступления и с применением других транспортных
средств путем буксировки, в том числе
и с частичной или полной погрузкой на
другое транспортное средство.
Характерные действия преступников при
совершении кражи автомобиля можно проследить
на следующем примере. Преступная группа
в составе четырех человек решила похитить
автомобиль с целью последующего его возврата
за деньги потерпевшему. Преступники заранее
выследили автомобиль «Тойота – Камри»,
преследовали его по городу до места парковки.
Согласно имевшейся договоренности и
распределению ролей двое преступников
должны были наблюдать за вышедшим из
автомобиля водителем, а остальные двое
проникнуть в автомобиль с помощью заранее
подготовленных приспособлений и похитить
его. Связь между преступниками поддерживалась
с помощью радиостанции. После совершения
кражи трое преступников на своей автомашине
скрылись, а четвертый на похищенном автомобиле
проследовал в заранее арендованный гаражный
бокс в ГСК. После этого преступники стали
ждать объявления потерпевшего в бегущей
строке одного из городских телеканалов
о готовности выплатить деньги за возврат
похищенного автомобиля.
Действия преступников по возврату законным
владельцам похищенных автомобилей за
денежное вознаграждение
После совершения кражи исполнитель сообщает
лидеру группы о совершенном преступлении
(где и какая похищена автомашина). Для
сокрытия похищенного автомобиля используются
определенные места, которые заранее планируются,
а иногда и готовятся (автостоянки, дворы
домов, автомастерские, гаражи, лесополосы).
В большинстве случаев потерпевшие незамедлительно
заявляют о краже транспортного средства
в милицию. Но как показало изучение уголовных
дел, делают это исключительно с целью
объявления автомобиля в розыск, надеясь,
что он случайно будет обнаружен.
В некоторых случаях потерпевшие не заявляют
о краже автомобиля в правоохранительные
органы, а выжидают момент, когда похитители
выйдут на них и предложат вернуть автомашину
за выкуп. С этой целью они дают объявления
в средства массовой информации с просьбой
за денежное вознаграждение вернуть автомобиль,
либо сообщить о его местонахождении по
указанному телефону.
Выяснив способ выхода на потерпевшего,
как правило, это домашний или мобильный
телефон, преступники предлагают свои
услуги по возврату похищенного автомобиля,
за определенное денежное вознаграждение
. При этом они предлагают потерпевшему
найти посредника, через которого надо
будет передать названную ими сумму, либо
предлагают своего человека, как правило,
члена иной преступной группировки. Зачастую
в роли посредников выступают одни и те
же лица, известные преступникам. Посредник
необходим преступникам для обеспечения
их собственной безопасности, для недопущения
нежелательных контактов с потерпевшим
и сотрудниками милиции.
Сумма выкупа составляет в среднем около
20 - 30 % от стоимости автомобиля, что устраивает
владельца и преступников, т.к. именно
столько будет стоить похищенный автомобиль
на «черном рынке».
Отметим, что в ходе телефонных переговоров
преступников с потерпевшим последнему
разъясняется, что в случае его обращения
к сотрудникам милиции автомобиль будет
уничтожен либо продан по запчастям. Как
правило, эти аргументы оказывают сильное
влияние на потерпевшего. В дальнейшем
потерпевший отказывается от контактов
с сотрудниками милиции, либо вводит их
в заблуждение, предоставляя искаженную
информацию. Обычно, после передачи денег,
автомобиль выгоняется из гаража - "отстойника"
и паркуется неподалеку. О его местонахождении
посредник, выступая гарантом «сделки»,
сообщает владельцу по телефону в течение
суток.
Получив похищенный автомобиль, потерпевший,
следует «инструкциям» преступников и
обращается в орган внутренних дел с заявлением
о том, что граждане якобы откликнулись
на опубликованное им объявление и сообщили
ему о месте нахождения автомобиля. При
этом он умышленно скрывает фактические
данные о лице, с помощью которого получил
автомобиль и механизм его возврата. В
дальнейшем автомобиль снимается с учета
как находящийся в розыске, но преступление
остается не раскрытым, так как преступники
не установлены.
Обстановка совершения краж и угонов транспортных
средств характеризуется совокупностью
различных факторов внешней среды. Прежде
всего, это место и время совершения преступления,
а также условия хранения предмета. Данные
о распространенности краж и угонов транспортных
средств по месяцам года показывают, что
в зимний период активность правонарушителей
проявляется менее, чем в период с апреля
по ноябрь включительно (наиболее интенсивный
период эксплуатации транспорта, тогда
как в зимний период значительное число
транспортных средств стоит на ремонте
или консервации). Для этих преступлений
характерны временные циклы, которые условно
можно обозначить:
"сезон эксплуатации" (апрель-октябрь),
в котором совершается 70,6% краж и угонов
транспортных средств;
"сезон консервации" (ноябрь-март),
на который приходится около 29,4% данных
посягательств