Задержание подозреваемого в совершении преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть правоотношения, возникающие при задержании между субъектами уголовно-процессуальной деятельности, законодательство и практика его применения, рассмотрение сущности подозрения, процессуальной природы задержания подозреваемого в совершении преступления, оснований, мотивов и целей задержания, понятие подозреваемого, права подозреваемого и их гарантии в российском уголовном процессе.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и основания задержания подозреваемого 6
1.1. Понятие, правовая сущность и цели задержания 6
1.2. Понятие фактического задержания в уголовном процессе России 16
1.3. Основания задержания подозреваемого в совершении преступления 26
Глава 2. Процессуальный порядок задержания подозреваемого в совершении преступления 48
2.1. Общий порядок задержания подозреваемого 48
2.2. Особенности задержания отдельных категорий лиц 57
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Приложение 80

Файлы: 1 файл

диплом на здачю.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

Приведенные в  протоколе основания задержания не могут восполнить пробел по формулировке подозрения, так как их следует  указывать общими фразами, как в  ст. 91 УПК РФ. Изложить их детально с  использованием конкретных сведений по уголовному делу нельзя. Во многих случаях, исходя из тактических соображений, такая информация на начальном этапе расследования будет явно преждевременна для стороны защиты и разгласит данные следствия, что создает предпочтение интересам лица, подозреваемого в совершении преступления. Аналогичной позиции в данном вопросе придерживается и А.В. Ольшевский, который отмечает, что на первоначальном этапе расследования необходимо, чтобы ни подозреваемый, ни его защитник не знали о конкретных уличающих доказательствах. Это может быть вызвано побуждениями: обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей, розыска и установления соучастников и пр.такая постановка вопроса не противоречит УПК РФ, так как обвиняемый и защитник могут ознакомиться с протоколами следственных действий, в которых они не участвовали и о проведении которых не ходатайствовали, только по окончании предварительного расследования. Поэтому конкретные фактические данные могут быть, но не должны быть указаны в протоколе задержания68.

Представляется, что для общей формулировки подозрения при задержании и сохранении при  этом равновесия и состязательности сторон будет достаточным включить в протокол задержания указание обстоятельств  преступления и его уголовно-правовую квалификацию. Необходимость квалификации вытекает также из того, что задержание производится только за те преступления, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы, а следовательно оценка деяния с точки зрения УК РФ является обязательной. С учетом вышесказанного ч. 2 ст. 92 УПК РФ нуждается в коррекции69.

В случае необходимости  подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, предусмотренном  ст. 184 УПК РФ (ст. 94 УПК РФ). В отличие от установленной процедуры (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, ст. 182 УПК РФ) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения им соответствующего постановления, но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст. 184 УПК РФ)70.

В течение 12 часов с момента фактического задержания дознаватель или следователь обязаны уведомить:

- прокурора  в письменной форме (ч. 3 ст. 92 УПК  РФ);

- близких родственников,  а при их отсутствии других  родственников или предоставить  возможность такого уведомления  самому подозреваемому (ч. 1 ст. 96 УПК РФ);

- посольство  или консульство государства,  гражданином или подданным которого  является задержанный (ч. 3 ст. 96 УПК  РФ).

При необходимости  сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта  задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК РФ).

В каждом случае задержания подозреваемый должен быть допрошен в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК РФ не позднее 24 часов с момента фактического задержания (ч. 4 ст. 92 УПК РФ). До начала допроса по просьбе подозреваемого ему обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства с ним следственных действий время свидания может быть ограничено дознавателем, следователем с обязательным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. Но время свидания не может быть менее двух часов (ч. 4 ст. 92 УПК РФ).

Порядок и условия  содержания подозреваемых определяются ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»71. Для содержания подозреваемых специально предусматриваются изоляторы временного содержания органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (ст. 9). В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК РФ).

В случае несогласия с действиями органа дознания или  следователя при производстве задержания подозреваемый на основании п. 10 ч. 4 ст. 46 УПК РФ, ст. 123, 125 УПК РФ вправе обжаловать их в районный суд по месту производства предварительного расследования72.

Таким образом, общий порядок задержания подозреваемого выглядит следующим образом. После  доставления подозреваемого в орган  дознания или к следователю в  срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй ст.46, ст. 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

2.2. Особенности  задержания отдельных категорий  лиц

 

В соответствии с действующим законодательством, задержание некоторых категорий лиц, подозреваемых в совершении преступления, имеет свои особенности.

Член Совета Федерации, депутат Государственной  Думы, судья федерального суда, мировой  судья, прокурор, председатель счетной  палаты РФ, его заместитель и аудитор  Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности (ст. 449 УПК РФ).

Приведенную здесь  статью закона следует толковать  так, что названные лица вообще не подлежат задержанию по подозрению в  совершении преступления, за исключением  одного основания: когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения (п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Под это основание подпадает предварительная преступная деятельность в момент ее пресечения, ситуации, когда застигнуто непосредственно при совершении преступления на месте преступления или захвачено во время преследования «по горячим следам» после совершения преступления. По другим основаниям, перечисленным в ст. 91 УПК РФ, задержание кого-либо из перечисленных лиц невозможно, если даже очевидцы указывают на него как на совершившего преступление, или при нем обнаружены явные следы преступления73.

Сопоставление названной нормы с другими  правилами гл. 52 УПК РФ приводит к  выводу, что задержание вышеперечисленных  категорий подозреваемых допустимо, если уголовное дело возбуждено по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, т.е. в обычном порядке по постановлению следователя (дознавателя)74. Нарушение законности в этом случае не усматривается, несмотря на то, что лицо задерживается на месте преступления, преступление может считаться неочевидным, так как само по себе задержание имеет своей целью проверку причастности лица к совершению преступления. Причастность эта может и не найти подтверждения, что потребует розыска того, кто преступление совершил.

Возбуждение уголовного дела в порядке ст. 448 УПК РФ в отношении вышеуказанной категории лиц делает процессуальное задержание подозреваемого невозможным по следующим причинам:

  • если лицо задержано непосредственно на месте преступления, то решение вопроса о возбуждении в отношении него уголовного дела в порядке п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ займет значительное количество времени, в течение которого удерживать подозреваемое лицо на законных основаниях невозможно;
  • если уголовное дело уже возбуждено с соблюдением указанного порядка, заподозренное лицо, таким образом, будет предупреждено, и маловероятно, что после этого оно может быть задержано на месте преступления.

Личность устанавливается  при предъявлении документов. Может  быть вызван для установления личности представитель соответствующего государственного органа.

Рассуждая об особенностях задержания должностных лиц, наделенных важными полномочиями, необходимо учитывать, помимо положений гл. 52 УПК РФ, некоторые  другие законодательные акты, имеющие  отношение к тем же субъектам. Поскольку эти законы предоставляют дополнительные правовые гарантии участникам процесса со стороны защиты, их нельзя считать противоречащими УПК РФ75.

Исходя из особенностей задержания, все субъекты, перечисленные  в гл. 52 УПК РФ, могут быть разделены на несколько категорий.

  1. Судьи, включая судей Конституционного Суда РФ, федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда, мировых судей, а также конституционного (уставного) суда субъекта РФ. Неприкосновенность судей определяется законом от 26.06.1992 г. (ред.от 08.12.2011 г.) № 3132-1 «О статусе судей в РФ»: судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи могла быть неизвестна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в цел<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__C

Информация о работе Задержание подозреваемого в совершении преступления