Уголовно-правовая оценка провокации взятки либо коммерческого подкупа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Указанные обстоятельства актуализируют необходимость теоретического исследования провокации взятки в уголовно-правовом аспекте, диктуют необходимость детального рассмотрения всего комплекса указанных проблем применительно к реалиям современной общественной жизни.
Для этого необходимо решение следующих задач:
1. Изучить юридическую природу провокации взятки либо коммерческого подкупа;
2. Рассмотреть состав провокации взятки либо коммерческого подкупа, в частности установить объективные и субъективные признаки состава данного преступления;
3. Выявить особенности квалификации провокации взятки либо коммерческого подкупа.

Оглавление

Введение……………………………………………………..……………………….3
Глава 1. Юридическая природа провокации взятки либо коммерческого подкупа…………………………………………………………………………….....5
Глава 2. Состав преступления, предусмотренного статьей 304 УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа»……………………………...7
1.1Объективные признаки провокации взятки либо коммерческого подкупа……………………………………………………………………………….7
2. Субъективные признаки провокации взятки либо коммерческого подкупа……………………………………………………………………...………11
Глава 3. Особенности квалификации провокации взятки либо коммерческого подкупа ………………………………………….………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….....18
Список использованной литературы……………………………………..……….20
Приложение…………………………………………………………………..……..21

Файлы: 1 файл

УП курсовая работа.docx

— 59.02 Кб (Скачать)

К некоммерческой организации, которая не является органом  государственной власти или местного самоуправления, государственным или  муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством  относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная  организация, благотворительные и  иные фонды, а также учреждение, которое  создается собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера (статьи 50 и 120 ГК РФ).

8. Судам  следует иметь в виду, что уголовная  ответственность посредника во  взяточничестве в зависимости  от конкретных обстоятельств  по делу и его роли в даче  или получении взятки наступает  лишь в случаях, предусмотренных  статьей 33 УК РФ.

9. По  смыслу закона предметом взятки  или коммерческого подкупа наряду  с деньгами, ценными бумагами  и иным имуществом могут быть  выгоды или услуги имущественного  характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление  туристических путевок, ремонт  квартиры, строительство дачи и  т.п.). Под выгодами имущественного  характера следует понимать, в  частности, занижение стоимости  передаваемого имущества, приватизируемых  объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Суду  следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции  в коммерческой или иной организации, получило взятку или предмет коммерческого  подкупа от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после  совершения действия (бездействия) в  интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет.

Если  имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и  близким должностного лица с его  согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные  полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует  квалифицировать как получение  взятки.

10. Разъяснить  судам, что под действиями (бездействием) должностного лица, которые он  должен совершить в пользу  взяткодателя, следует понимать  такие действия, которые он правомочен  или обязан был выполнить в  соответствии с возложенными  на него служебными полномочиями, а под незаконными действиями  должностного лица - неправомерные  действия, которые не вытекали  из его служебных полномочий  или совершались вопреки интересам  службы, а также действия, содержащие  в себе признаки преступления  либо иного правонарушения.

11. Дача  взятки или незаконного вознаграждения  при коммерческом подкупе, а  равно их получение должностным  лицом либо лицом, выполняющим  управленческие функции в коммерческой  или иной организации, считаются  оконченными с момента принятия  получателем хотя бы части  передаваемых ценностей.

В случаях, когда должностное лицо или лицо, осуществляющее управленческие функции  в коммерческой или иной организации, отказалось принять взятку или предмет  коммерческого подкупа, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки или подкупа, несет ответственность  за покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ или соответствующей частью статьи 204 УК РФ.

Если  обусловленная передача ценностей  не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или  подкупа, содеянное ими следует  квалифицировать как покушение  на получение либо дачу взятки или  незаконного вознаграждения при  коммерческом подкупе.

Не может  быть квалифицировано как покушение  на дачу или получение взятки либо на коммерческий подкуп высказанное  намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно  пользоваться услугами материального  характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения  никаких конкретных действий не предпринимало.

12. Должностное  лицо либо лицо, выполняющее управленческие  функции в коммерческой или  иной организации, предложившее  подчиненному ему по службе  работнику для достижения желаемого  действия (бездействия) в интересах  своей организации дать взятку  должностному лицу, несет ответственность  по соответствующей части статьи 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки.

Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в  интересах своей организации  передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность  по части первой или второй статьи 204 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник коммерческого подкупа.

13. Взятку  или предмет коммерческого подкупа  надлежит считать полученными  по предварительному сговору  группой лиц, если в преступлении  участвовали два и более должностных  лица или два и более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц.

В соответствии с законом (статья 35 УК РФ) организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого  в организованную группу могут входить  лица, не являющиеся должностными или  не выполняющие управленческие функции  в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для  совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований  они несут ответственность согласно части четвертой статьи 34 УК РФ как  организаторы, подстрекатели либо пособники  преступлений, предусмотренных статьями 204, 290 и 291 УК РФ. В таких случаях  преступление признается оконченным с  момента принятия взятки либо незаконного  вознаграждения при коммерческом подкупе  хотя бы одним из должностных лиц  или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

14. Исключен. - Постановление Пленума Верховного  Суда РФ от 06.02.2007 N 7.

15. Вымогательство  означает требование должностного  лица или лица, выполняющего управленческие  функции в коммерческой или  иной организации, дать взятку  либо передать незаконное вознаграждение  в виде денег, ценных бумаг,  иного имущества при коммерческом  подкупе под угрозой совершения  действий, которые могут причинить  ущерб законным интересам гражданина  либо поставить последнего в  такие условия, при которых  он вынужден дать взятку либо  совершить коммерческий подкуп  с целью предотвращения вредных  последствий для его правоохраняемых  интересов.

16. Имея  в виду, что от размера взятки  зависит квалификация преступления, любой переданный предмет или  оказанные услуги должны получить  денежную оценку на основании  действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов.

Если  взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого  преступления, содеянное должно квалифицироваться  как получение взятки в крупном  размере.

17. В  случае получения взятки лицом,  занимающим государственную должность  Российской Федерации или государственную  должность субъекта Российской  Федерации, а равно главой органа  местного самоуправления, организатор,  подстрекатель и пособник как  соучастники этого преступления  несут ответственность по статье 33 УК РФ и части третьей статьи 290 УК РФ.

18. Квалифицирующие  признаки, характеризующие повышенную  общественную опасность взяточничества  или коммерческого подкупа (вымогательство, совершение преступления группой  лиц по предварительному сговору  или организованной группой и  др.), следует учитывать при юридической  оценке действий соучастников  получения взятки или незаконного  вознаграждения при коммерческом  подкупе, если эти обстоятельства  охватывались их умыслом.

Вместе  с тем при квалификации действий соучастников преступления не должны приниматься во внимание такие обстоятельства, которые характеризуют личность других участников деяния (например, неоднократность  получения или дачи взятки, коммерческого  подкупа).

19. Ответственность  за дачу и получение взятки  или коммерческий подкуп не  исключает одновременного привлечения  к уголовной ответственности  за действия, образующие самостоятельное  преступление. В таких случаях  содеянное подлежит квалификации  по совокупности преступлений.

Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного  преступления, подлежит ответственности  по совокупности преступлений - по части  второй статьи 290 УК РФ и соответствующей  статье УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств и т.п).

20. Получение  должностным лицом либо лицом,  выполняющим управленческие функции  в коммерческой или иной организации,  денег, ценных бумаг и других  материальных ценностей якобы  за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить  из-за отсутствия служебных полномочий  или невозможности использовать  свое служебное положение, следует  квалифицировать при наличии  умысла на приобретение указанных  ценностей как мошенничество  по статье 159 УК РФ.

Владелец  ценностей в таких случаях  несет ответственность за покушение  на дачу взятки или коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

21. Если  лицо получает от кого-либо  деньги или иные ценности якобы  для передачи должностному лицу  или лицу, выполняющему управленческие  функции в коммерческой или  иной организации, в качестве  взятки либо предмета коммерческого  подкупа и, не намереваясь этого  делать, присваивает их, содеянное  им следует квалифицировать как  мошенничество. Действия владельца  ценностей в таких случаях  подлежат квалификации как покушение  на дачу взятки или коммерческий  подкуп. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное  лицо или лицо, выполняющее управленческие  функции в коммерческой или  иной организации, которому предполагалось  передать взятку или незаконное  вознаграждение при коммерческом  подкупе.

22. Решая  вопрос об освобождении от  уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право  возбудить уголовное дело, о даче  взятки должностному лицу или  о незаконной передаче лицу, выполняющему  управленческие функции в коммерческой  или иной организации, денег,  ценных бумаг, иного имущества,  следует иметь в виду, что сообщение  (письменное или устное) должно  признаваться добровольным независимо  от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки или коммерческом подкупе стало известно органам власти.

23. Изъятые  деньги и другие ценности, являющиеся  предметом взятки или коммерческого  подкупа и признанные вещественными  доказательствами, подлежат обращению  в доход государства на основании  пункта 4 части третьей статьи 81 УПК  РФ как нажитые преступным  путем.

(в ред.  Постановления Пленума Верховного  Суда РФ от 06.02.2007 N 7)

24. Освобождение  взяткодателя либо лица, совершившего  коммерческий подкуп, от уголовной  ответственности по мотивам добровольного  сообщения о совершении преступления  не означает отсутствия в действиях  этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться  потерпевшими и не вправе претендовать  на возвращение им ценностей,  переданных в виде взятки или  предмета коммерческого подкупа.

Информация о работе Уголовно-правовая оценка провокации взятки либо коммерческого подкупа