Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:28, курсовая работа
Указанные обстоятельства актуализируют необходимость теоретического исследования провокации взятки в уголовно-правовом аспекте, диктуют необходимость детального рассмотрения всего комплекса указанных проблем применительно к реалиям современной общественной жизни.
Для этого необходимо решение следующих задач:
1. Изучить юридическую природу провокации взятки либо коммерческого подкупа;
2. Рассмотреть состав провокации взятки либо коммерческого подкупа, в частности установить объективные и субъективные признаки состава данного преступления;
3. Выявить особенности квалификации провокации взятки либо коммерческого подкупа.
Введение……………………………………………………..……………………….3
Глава 1. Юридическая природа провокации взятки либо коммерческого подкупа…………………………………………………………………………….....5
Глава 2. Состав преступления, предусмотренного статьей 304 УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа»……………………………...7
1.1Объективные признаки провокации взятки либо коммерческого подкупа……………………………………………………………………………….7
2. Субъективные признаки провокации взятки либо коммерческого подкупа……………………………………………………………………...………11
Глава 3. Особенности квалификации провокации взятки либо коммерческого подкупа ………………………………………….………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….....18
Список использованной литературы……………………………………..……….20
Приложение…………………………………………………………………..……..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследованию провокации взятки либо коммерческого подкупа, следует указать следующее:
Анализ правовой сущности провокации взятки позволяет выделить два существенных признака данного деяния: а) заведомое создание должностным лицом обстановки и условий, вызывающих предложение или получение взятки; б) цель таких действий - дальнейшее изобличение давшего или принявшего взятку. Именно эти два признака позволяют не только различать правомерные и неправомерные действия должностных лиц, но и разграничивать состав провокации и другие смежные составы преступлений.
Важным
критерием разграничения
Основными
недоработками ст. 304 УК РФ, негативно
сказывающимися на процессе противодействия
рассматриваемым преступлениям, являются:
во-первых, недостаточная «
Помимо вопроса о том, должны ли нести ответственность лица, провоцирующие дачу или получение взятки, к числу проблемных относится также вопрос о правовой оценке поведения взяткодателя или взяткополучателя. Формально в их действиях содержатся все признаки состава преступления. Однако в таких случаях решающее значение для квалификации действий могут иметь два обстоятельства: а) ошибка в оценке ситуации со стороны виновного лица; б) доказательства, полученные в нарушение закона, в соответствии со ст. 75 УПК РФ не могут быть положены в основу обвинения.
Провокацию необходимо
отличать от попытки передачи ценностей
субъектом, который одновременно ставит
две цели - совершение должностным
лицом служебных действий за взятку
и последующее его изобличение
в совершенном преступлении либо
шантаж. Если такая попытка не удалась,
в действиях виновного
Правомерные действия субъектов оперативного эксперимента хотя и могут содержать признаки состава преступления, таковым не являются. Так, не является провокацией взятки или коммерческого подкупа проведение оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки или имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе. Провести четкий водораздел между провокацией и разрешенным Законом оперативным экспериментом можно лишь на основе методологического исследования сущности провокации, механизма ее «фабрикации».
Общественная опасность провокации взятки либо коммерческого подкупа заключается в том, что такими действиями не только подрывается репутация должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих или иных организациях, но, главным образом, искусственно создается повод к возбуждению уголовного дела и его производству, тем самым отвлекаются силы и средства органов предварительного расследования от процессуальной деятельности по делам, по которым действительно совершено преступление, грубо нарушаются принципы правосудия в Российской Федерации. Этим и объясняется, что преступление в виде провокации взятки либо коммерческого подкупа отнесено законодателем к преступлениям против правосудия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2000 г. № 6
О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ И КОММЕРЧЕСКОМ ПОДКУПЕ
(в ред.
Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 06.02.2007 № 7)
В целях
обеспечения правильного и
1. Обратить
внимание судов на то, что в
соответствии с примечанием к
статье 285 УК РФ субъектом уголовного
преступления - получения взятки, предусмотренного
статьей 290 УК РФ, может быть
лицо, постоянно, временно или
по специальному полномочию
Выполнение
перечисленных функций по специальному
полномочию означает, что лицо исполняет
определенные функции, возложенные
на него законом (стажеры органов
милиции, прокуратуры и др.), нормативным
актом, приказом или распоряжением
вышестоящего должностного лица либо
правомочным на то органом или
должностным лицом. Такие функции
могут осуществляться в течение
определенного времени или
2. К
представителям власти следует
относить лиц, осуществляющих
законодательную,
3. Суду
надлежит тщательно
Организационно-
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
4. Субъектом
преступления, предусмотренного статьей
290 УК РФ, надлежит признавать, при
наличии к тому оснований, и
такое должностное лицо, которое
хотя и не обладало
Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.
К общему
покровительству по службе могут
быть отнесены, в частности, действия,
связанные с незаслуженным
(в ред.
Постановления Пленума
К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.
5. Не
являются субъектами получения
взятки работники
6. Лица,
постоянно, временно либо по
специальному полномочию
При рассмотрении дел о коммерческом подкупе судам следует иметь в виду, что обвинительный приговор в отношении лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, за незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно за незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением может быть вынесен при наличии к тому оснований, если деянием причинен вред интересам других организаций, интересам граждан, общества или государства либо если вред причинен исключительно коммерческой или иной организации, где работает такое лицо, когда уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.
7. Решая вопрос о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, судам следует исходить из того, что под коммерческой организацией в соответствии со статьей 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие). При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (статьи 114 и 115 ГК РФ).
Информация о работе Уголовно-правовая оценка провокации взятки либо коммерческого подкупа