Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 06:16, курсовая работа
Целью работы является изучение уголовной ответственности за хулиганство.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Охарактеризовать понятие хулиганства;
- Определить виды хулиганства, подлежащие уголовной ответственности;
- Изучить статистический материал по стране.
1. Понятие хулиганства………...…………………………………………………6
1.1 История уголовной ответственности за хулиганство……………………….6
1.2 Объективная сторона хулиганства…………………………………………9
1.3 Субъективная сторона хулиганства…………………….……………………15
2. Виды хулиганства и их характеристика……………………………………....19
2.1. Хулиганство с отягощающими обстоятельствами …………………………19
2.2. Хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка………………………20
2. 3 Ограничение хулиганства от смежных составов……………………………23
Заключение………………………………………………………………………..27
Глоссарий………………………………………………………………………….31
Список используемых источников………………………………………………33
Список сокращений………………………
Субъективная
сторона хулиганства
Важное значение для определения содержания и направленности умысла имеет установление мотива и цели преступления. Хулиганство всегда вызывается специфическим, присущим этому преступлению мотивом хулиганскими побуждениями. Интересно высказывание профессора Б.С.Волкова, который считает, что «поскольку хулиганский мотив входит в социальную характеристику одноименных действий, он не может не рассматриваться как обязательный элемент субъективной стороны данного преступления. Без хулиганского мотива не может быть и хулиганских действий».25
В
основе хулиганских побуждений лежат
стремление показать нарочито-показное
пренебрежение к окружающим, к
обществу, к личному достоинству
человека, его труду, явно противопоставить
свое поведение требованиям
Для хулиганских побуждений свойственные три основные характерные черты. Первая - внезапность их появления и скоротечность формирования. Вторая черта хулиганского мотива сводится к явной недостаточности повода или несоразмерности его с учиненным действием. Поэтому о хулиганских действиях можно говорить как о неадекватном ответном действии виновного. Третья черта состоит в относительной легковесности мотивации хулиганских действий. Хулиган вполне осознает характер совершаемых действий и их общественную опасность, но представление о них не способствует развитию - чувств, которые могли бы задержать волевые процессы.26
Мотив хулиганства и его цель неразрывно связаны между собой. Цель окончательно вырисовывается и твердо избирается после обсуждения мотивов. Она неразрывно связана с сознанием субъекта, определяет наряду с мотивом вероятность его поведения в данных условиях, не может существовать вне сознательной деятельности субъекта и выступает как ее сущностная основа.
Под целью нужно понимать субъективно представляемый человеком результат его будущей деятельности, направленной на преобразование объективного мира в соответствии с его потребностями. Или, иначе, цель - это мысленно измененная в соответствии с потребностями субъекта действительность. Применительно к хулиганству это можно выразить следующим образом. Виновный, совершая действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, имеет вполне определенную конечную цель: привнести в сознание других лиц вопреки их воле и желанию представление о значимости его личности. В этом и заключается содержательная характеристика цели хулиганства.
Субъект преступления по ч. 1 ст. 213 УК - общий. За квалифицированное хулиганство ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 20 УК наступает по достижении 14-летнего возраста. Статистические данные о состоянии преступности в России показывают, что удельный вес несовершеннолетних в общем числе осужденных за хулиганство за пять лет сократился с 13 до 10%. Вместе с тем обращает на себя внимание существенное увеличение среди осужденных доли лиц женского пола. В 2004 г. она составила -6%, а в 2005 г. -11,3%, то есть увеличилась почти в два раза.
Таким образом, субъективная сторона хулиганства характеризуется прямым умыслом и специальным мотивом. Лицо осознает, что своими действиями, сопряженными с применением насилия или угрозой его применения, грубо нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу желает совершить эти действия, предвидя возможность уничтожения или повреждения чужого имущества, сознательно допускает наступление этих последствий либо безразлично относится к их наступлению. Хулиганство вызывается специфическим, присущим этому преступлению мотивом - хулиганскими побуждениями. Виновный имеет вполне определенную конечную цель: привнести в сознание других лиц вопреки их воле и желанию представление о значимости его личности. В этом и заключается содержательная характеристика цели хулиганства. Субъектом хулиганства является вменяемое лицо, причем, если хулиганство квалифицируется по ч.1 ст.213 УК РФ, оно должно достичь возраста 16 лет, по ч.2 статьи - 14 лет.
2.1
Хулиганство с отягощающими обстоятельствами
Часть 2 ст. 213 УК РФ устанавливает три обстоятельства, отягчающие ответственность за хулиганство: совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка; совершено лицом, ранее судимым за хулиганство, - наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Совершение
Пунктом «б» ч. 2 ст. 213 УК РФ установлена уголовная ответственность за хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. Необходимо иметь в виду следующее: субъект должен обязательно сознавать, что оказывает сопротивление именно представителю власти или другому лицу, которое охраняет общественный порядок. Представителем власти является любое должностное лицо, обладающее специальными полномочиями по охране общественного порядка, а к «иным лицам» относится любой человек, который хотя и не обладает полномочиями представителя власти, но в данный момент исполняет обязанности по охране общественного порядка. Однако уголовная ответственность по этому признаку может наступить и в тех случаях, когда указанные лица в момент пресечения хулиганских действий не исполняли обязанности по охране общественного порядка.
Сопротивление представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, выражается не только в отказе прекратить хулиганские действия, но и в активном противодействии лицам, пытающимся пресечь действия хулигана, вывести его из помещения и т.д. сопротивление может носить насильственный характер (лицо вырывается из рук задерживающих). Сопротивление может выражаться в угрозах или применении физического насилия (нанесение ударов). Но насилие в этом случае не должно быть опасным для жизни и здоровья. При оказании сопротивления с применением насилия представителям власти в процессе совершения хулиганских действий деяние подпадает под признаки ч. 2 ст. 213 УК РФ, квалификации по совокупности со ст. 318 УК РФ не требуется. Если сопротивление с применением насилия было оказано после окончания хулиганских действий с целью избежать задержание, все содеянное будет квалифицироваться по совокупности по ст. 213 и 318 УК РФ. Также по совокупности ст. 213 и ч. 2 318 УК РФ должно квалифицироваться сопротивление представителям власти в процессе хулиганских действий, соединенных с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, не являющегося представителем власти, но пресекающем хулиганские действия, следует квалифицировать по совокупности по ст. 213 и ст. 111, 112 УК РФ в зависимости от характера вреда причиненного личности.
2.2. Хулиганство, связанное с сопротивлением
представителю власти либо иному лицу,
исполняющему обязанности по охране общественного
порядка или пресекающему нарушение общественного
порядка
Под
сопротивлением представителю власти
или иному лицу следует понимать
активное противодействие
В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ представитель власти - это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, во-первых, наделенное распорядительными полномочиями и, во-вторых, полномочия которого адресуются лицам, не находящимся в его прямом подчинении. Распорядительные полномочия реализуются в праве должностного лица отдавать в пределах своей компетенции указания, обязательные к исполнению, другими должностными лицами и гражданами. О понятии «правоохранительные органы» и их видах говорилось при характеристике преступления, предусмотренного ст. 317 УК.
К контролирующим органам, согласно ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»27 с последующими изменениями и дополнениями, относятся работники контрольных органов Президента РФ, главы администраций субъектов Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений, работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации, органов государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений и т.д.
К представителям власти относятся, в частности, лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ России, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)28. Представителями власти являются также и представители различных общественных организаций, которые по специальному полномочию наделяются на время осуществления своих функций правомочиями представителя власти (народные и присяжные заседатели, народные дружинники, общественные инспекторы и т.п.)29.
Информация о работе Уголовная ответственность за хулиганство