Судимость как мера уголовного принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование судимости как самостоятельного правового института, его юридической сущности и выявление значения это института в нашем обществе. В данной работе рассматривается институт судимости в уголовном праве Российской Федерации.

Оглавление

Введение
1. Понятие судимости
2. Последствия судимости
2.1 Последствия судимости общеправового характера
2.2 Последствия судимости уголовно-правового характера
3. Прекращение судимости
3.1 Погашение судимости
3.2 Снятие судимости
3.3 Особенности снятия судимости актам амнистии или помилования
4. Правовое значение судимости
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая по судимости.docx

— 52.81 Кб (Скачать)

Действительно, судимость как форма  реализации уголовной ответственности  представляет собой и факт осуждения  лица, выраженного во вступившем в законную силу обвинительном приговоре суда с назначением наказания (реального либо отложенного исполнением в порядке ст.73, 82 УК РФ); и правовое состояние (положение) лица, обусловленное фактом осуждения и назначения конкретного наказания; и правовое основание для осуществления посткриминального социально-правового контроля за осужденным. Юридическая природа судимости заключается в том, что она представляет собой сложный правовой феномен, который состоит из юридического факта однократного действия (постановления судом обвинительного приговора с назначением наказания в отношении лица, совершившего преступление) и возникающего на его основе юридического факта - состояния (наличия у лица судимости).

 

 

 

 

 

 

 

  1. Последствия судимости 
    1. Последствия судимости общеправового характера

По своей природе судимость  является негативным фактором, и разумеется последствия тоже несут негативный характер.

Особое правовое положение  судимого лица выражается в возможности наступления для данного лица определенных последствий, которые можно назвать правоограничениями. Так как лицо имеющее судимость ограничивается во многих правах. Данные последствия возможны двух видов: общеправового и уголовно-правового характера.

Последствия общеправового  характера касаются ограничения прав в области гражданского, трудового, административного, конституционного права. Перечислим хотя бы некоторые из них:

1) ограничения в области избирательного права (ст. 32 конституции РФ). Как установлено избирательным правом, лица, осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание по вступившему в законную силу приговору суда, не пользуются как активными, так и пассивными избирательными правами, т. е. не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти и управления. Но осуждённые, отбывающие другие виды наказания — ограничение свободы, исправительные работы и т. п., избирательного права не лишаются.  Как и любой гражданин они обладают общегражданскими правами и свободами, установленными Конституцией РФ и другими федеральными законами. Осуждённому гарантируются права и свободы граждан  РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, а так же общепризнанными принципами и нормами защиты прав человека и обращения с осуждёнными.

 

2) ограничения в реализации  права на образование. Лица, имеющие судимость, не могут обучаться в некоторых учебных заведениях;

3) ограничения в выборе  рода деятельности. Имеющие судимость  лица не могут быть приняты  на работу в некоторые предприятия,  учреждения и организации, особенно  так называемые режимные. С вопросом трудоустройства лица имеющие судимость сталкиваются достаточно часто.   По действующим российским законам, человек со снятой судимостью формально перед законом чист и имеет право претендовать на любую работу и должность.

Есть различные федеральные  законы, которые ограничивают право  граждан на прием на работу, если у них не погашена судимость. Так, лица, осужденные за корыстные преступления, не допускаются к занятию должностей, связанных с распоряжением материальными  ценностями. Или, к примеру, в таможенных органах не имеют права работать граждане с неснятой или непогашенной судимостью. Есть подобные ограничения  в ведомственной охране различных  министерств. А в прокуратуру, ФСБ  и милицию вообще запрещено принимать  на работу гражданина даже с погашенной судимостью. Так же не могут занимать должности государственной гражданской службы, получить разрешения на занятие частной охранной деятельностью, заниматься адвокатской и педагогической деятельностью и не могут занимать руководящие посты в некоторых финансовых учреждениях. В Уголовном кодексе существует и отдельный запрет занимать определенные должности, он считается дополнительным видом наказания. В этом случае суд в приговоре указывает срок, в течение которого запрет будет действовать. Причем, если гражданин еще приговорен и к лишению свободы, то срок запрета будет исчисляться после освобождения осужденного. 
При выдаче загранпаспорта, а также в ряде стран наличие судимости не проверяется.

Лица, имеющие судимость, обязаны сообщить о её наличии  при заполнении официальных документов.

Например:

- анкеты кандидатов  на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации должны содержать сведения о наличии (об отсутствии) судимости;

- при проведении выборов  и референдумов сведения  о судимости кандидатов указываются в списках кандидатов, представляемых в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, в подписном листе, на информационном стенде, в избирательном бюллетене; сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости является основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов ;

- при привлечении в  качестве обвиняемого в протоколе  первого допроса указываются  данные  о наличии судимости  у обвиняемого;

- для государственной  регистрации кредитной организации  и получения лицензии на осуществление  банковских операций в Банк  России представляются анкеты, которые  должны содержать сведения о  наличии (об отсутствии) судимости  у кандидатов на должности  руководителя кредитной организации,  главного бухгалтера, заместителей  главного бухгалтера кредитной  организации, а также на должности  руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей  главного бухгалтера филиала  кредитной организации;

- для оценки финансового  положения и деловой репутации  участников бюро кредитных историй  в Федеральную службу по финансовым  рынкам России представляются  справки об отсутствии судимости  у руководителя бюро и его  заместителей за преступления  в сфере экономики; документы,  подтверждающие отсутствие у  участника бюро – физического  лица судимости за совершение  преступлений в сфере экономики;

- юридическое лицо может  осуществлять деятельность, связанную  с оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, при  наличии заключения органов по  контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ  об отсутствии у работников, которые  в силу своих служебных обязанностей  получат доступ непосредственно  к наркотическим средствам и  психотропным веществам, непогашенной  или неснятой судимости за  преступление средней тяжести,  тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом  наркотических средств и психотропных  веществ, в том числе совершенное  вне пределов Российской Федерации;

- для получения лицензии  на осуществление деятельности  по пенсионному обеспечению и  пенсионному страхованию у руководителя  исполнительного органа негосударственного  пенсионного фонда и главного  бухгалтера не должно быть  судимости за совершение преступлений  в сфере экономики, а также  за преступления средней тяжести,  тяжкие и особо тяжкие преступления;

- для получения лицензии  на каждый вид профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг соискателем лицензии представляется  в лицензирующий орган справка  об отсутствии судимости за  преступления в сфере экономической  деятельности или преступления  против государственной власти  у лиц, входящих в состав  совета директоров (наблюдательного  совета), коллегиального исполнительного  органа, руководителя и контролера  соискателя лицензии;

- наличие у руководителей  бюро кредитных историй и их  заместителей судимости за совершение  преступлений в сфере экономики  является основанием для отказа  во внесении записи о юридическом  лице в государственный реестр  бюро кредитных историй;

- основаниями для отказа  соискателю в выдаче лицензии  на осуществление страхования,  перестрахования, взаимного страхования,  страховой брокерской деятельности  являются наличие у руководителей  (в том числе единоличного исполнительного  органа) или главного бухгалтера  соискателя лицензии неснятой  или непогашенной судимости.;

4) ограничения в выполнении воинских обязанностей. Лица, имеющие судимость и отбывающие наказание, не подлежат призыву на действительную военную службу. Лица, уже отбывшие наказание, но имеющие непогашенную или неснятую судимость, во-первых, подлежат ограниченному призыву в вооруженные силы, а во-вторых, даже в случае их призыва, могут

проходить службу не во всех частях и родах войск;

5) ограничение прав на  приобретение и хранение определенных  предметов Например, лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации имеющим судимость за совершение умышленного преступления, отбывающим наказание за совершенное преступление;

 

6) ограничения в выезде  за границу (ст. 15 закона « о порядке выезда из РФ и въезда в РФ»);

7) в  определенных случаях возможны  ограничения в выборе места жительства и в свободе передвижения по территории РФ в виде административного надзора.

8) Невозможно получить  или восстановиться в гражданстве  РФ. 
9) Ограничивается доступ к государственной тайне

 

Итак, можно говорить о  том, что наличие судимости у человека может существенно осложнить ему жизнь. Но что ещё хуже, отсутствие последствий после снятия или погашения судимости является номинальным, юридическим. На деле же ни о каких сроках, после которого человек считается несудимым, для восприятия обществом говорить нельзя. Многие люди испытывают затруднения при устройстве на работу после истечения всевозможных сроков погашения судимости. Наличие судимости в 15 летнем возрасте может стать компроматом для кандидата на любую выборную должность и многое другое. Рассуждая об отношении общества к такому явлению как судимость у человека, нельзя останавливаться только на однозначном порицании такого явления. Возвращение осуждённого лица к нормальной жизни должно происходить как можно активней и спокойней, без лишних и ненужных одёргиваний со стороны окружающих. И уж конечно, стоит говорить о возвращении к нормальной жизни только тех людей, которые этого действительно хотят и заслуживают своим предшествующим и последующим поведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Последствия судимости уголовно-правового характера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

I Нормативные акты и опубликованная практика

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газета от 25.12.1993 г., №237.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.09.2010)
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 01.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.07.2010)"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
  4. "Инструкция по ведению судебной статистики" (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.12.2007 N 169)
  5. Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2009 N 11-О09-132 Приговор по делу о получении взятки оставлен без изменения, так как наказание назначено в соответствии со ст. ст. 6, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, личности виновного, обстоятельств, смягчающих наказание, - признание вины, раскаяние, явка с повинной, наличие на иждивении малолетнего ребенка, отсутствие судимости, наличие положительных характеристик, множества почетных грамот, благодарственных писем и государственной награды.
  6. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009 N 181-П09 Приговор по делу об убийстве, покушении на убийство, применении насилия в отношении представителя власти изменен: исключены назначение наказания по совокупности приговоров, а также отягчающее наказание обстоятельство - рецидив преступлений и ссылка на судимость по предыдущему приговору, наказание смягчено, так как ограничений для применения акта амнистии в отношении осужденного не имелось, он подлежал освобождению от наказания по предыдущему приговору.
  7. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009 N 313п09 Приговор по уголовному делу изменен: исключено назначение наказания на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, а также указание о наличии судимости по предыдущему приговору; смягчено наказание по ч. 2 ст. 209 УК РФ, по ч. 2 ст. 210 УК РФ, по ч. 3 ст. 222 УК РФ, так как ограничений для применения акта амнистии в отношении осужденного не имелось, он подлежал освобождению от наказания по предыдущему приговору, освобожденный от наказания считается несудимым.
  8. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 21.10.2009 N 178-П09 Приговор и судебные акты изменены: исключено указание о наличии судимости осужденного по предыдущему приговору, рецидива преступлений, о назначении наказания с применением ст. 70 УК РФ, обстоятельство, отягчающее наказание, - наступление тяжких последствий в результате совершения разбоя; переквалифицированы действия: с п. п. "а", "б", "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ (в ред. ФЗ от 31.10.2002 N 133-ФЗ) на п. п. "а", "б", "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ (в ред. ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ).
  9. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 N 114-П09 Судебные акты по уголовному делу изменены: рецидив преступлений признан опасным, отбывание наказания назначено в исправительной колонии строгого режима, так как согласно закону преступление, предусмотренное ст. 103 УК РСФСР, относится к категории тяжких преступлений, а не особо тяжких, поэтому в действиях осужденного, имеющего неснятую и непогашенную судимость за тяжкое преступление и совершившего особо тяжкое преступление, имеется опасный, а не особо опасный рецидив преступлений.
  10. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 05.04.2010)
  11. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)
  12. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.07.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)
  13. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 31.05.2010) "Об оружии" (принят ГД ФС РФ 13.11.1996)
  14. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 22.04.2010) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005)
  15. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 22.04.2010) "О выборах Президента Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)
  16. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 29.03.2010) "О статусе судей в Российской Федерации"
  17. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 11.03.2010) "О воинской обязанности и военной службе" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010)
  18. Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 09.03.2010) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.01.1997)
  19. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.02.2010) "О банках и банковской деятельности"
  20. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004)
  21. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 29.12.2009) "О милиции"
  22. Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 31.07.2004)
  23. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О несостоятельности (банкротстве)" (принят ГД ФС РФ 27.09.2002)
  24. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 09.02.2009, с изм. от 17.12.2009) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.06.1997)
  25. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2009) "О прокуратуре Российской Федерации"
  26. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "Об инвестиционных фондах" (принят ГД ФС РФ 11.10.2001)
  27. Федеральный закон от 14.04.1999 N 77-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О ведомственной охране" (принят ГД ФС РФ 17.03.1999)
  28. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О судебных приставах" (принят ГД ФС РФ 04.06.1997)

Информация о работе Судимость как мера уголовного принуждения