Судебная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии со ст.1-2 Конституции РФ Россия является демократическим федеративным правовым государством, в котором признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Оглавление

Введение
1. Понятие судебной системы РФ
1.1 Единство и независимость судебной системы РФ
1.2 Структура судебной системы РФ
2. Регулирование судебной системы РФ законодательством России. Полномочия судебной власти
2.1 Конституционно-правовой статус судей РФ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контрольная Судебная система Российской Федерации.docx

— 48.93 Кб (Скачать)

Областные и соответствующим  им суды - второе звено, Верховный суд  РФ - третье и самое высшее звено. Суды первого звена рассматривают  основной объем судебных дел. Суды второго  и третьего звеньев (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, любое судебное дело может быть рассмотрено в двух инстанциях - первой и второй. Пересмотр  дел в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается  в исключительных случаях.

Военные суды также состоят  и трех звеньев:

основное (первое) звено - военные  суды гарнизонов и им равные;

среднее (второе) звено - военные  суды Вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск;

судебная система судья  статус высшее (третье) звено - Военная коллегия Верховного Суда РФ» 7.

По трехзвенной системе  построена и система арбитражных  судов. Понятие "судебная инстанция" относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

Понятие звена и инстанции  очень близкие, но не тождественные. Звено - понятие судоустройства, им определяется место именно данного  суда в судебной системе в связи  с его деятельностью на определенной территории. Инстанция - понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности.

Все термины "вышестоящий  суд", "вышестоящая инстанция", "нижестоящая" не означают подчинение одних судов другим. Закон четко  обозначил границы компетенции  судов кассационной и надзорной  инстанций. Суд вышестоящей инстанции  вправе отменить приговор нижестоящего суда, но никак не может давать ему  указания о квалификации содеянного, о мере наказания и прочее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Регулирование  судебной системы РФ

законодательством России. Полномочия судебной власти

 

Суд среди других органов  государственной власти занимает исключительно  особое место. Только данный орган своим  решением может положить конец спору  между истцом и ответчиком, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Именно поэтому в новой Конституции России, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от двух других ветвей (исполнительной и законодательной) нашла свое отражение в выделении самостоятельной главы 7 "Судебная власть", наряду с главами 4 "Президент", 5 "Федеральное Собрание", 6 "Правительство Российской Федерации".

Таким образом, судебная реформа  в России началась в 1993 г. с принятием  Конституции РФ. В последующие годы вышли различные нормативные акты, такие как Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ", Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и др., более четко сформулировавшие характер, организацию и реализацию судебной власти в России.

Конституция России же является основополагающим актом, в общих  чертах определяющим суть российской судебной системы. "1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается» 8.

В соответствии с частью 3 данной статьи и Законом о судебной системе приводятся основные положения, относящиеся к построению судебной системы РФ. Это касается формирования судейского корпуса, полномочий, порядка  организации и деятельности судов, и прежде всего Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего  Арбитражного Суда.

В Законе о судебной системе  раскрывается содержание принципов  судопроизводства, таких как: самостоятельность  судов, независимость судей, участие  граждан в осуществлении правосудия, равенство всех перед законом  и судом, язык судопроизводства и  делопроизводства.

Ряд статей закона посвящен основам статуса судей в РФ, порядку создания и упразднения  судов, органам судейского сообщества, обеспечения деятельности судов, аппарату суда, порядку введения Закона в  действие.

Значительное место в  Законе о судебной системе РФ уделяется  порядку создания и упразднения (ликвидации) судов, регламентации (регулированию) полномочий судов судебной системы.

Полномочия судебной власти следующие: осуществление правосудия;

конституционный контроль; контроль за законность и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, должностных лиц и граждан нашей страны; обеспечения исполнения приговоров и иных судебных решений (к примеру, судебных приказов или постановлений суда);

дача разъяснений по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Правосудие не осуществляют различные псевдосудебные органы, а третейские суды, равно действующие на постоянной основе Международный коммерческий арбитраж и Морская судебная арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, учрежденные Законом РФ от 07.07.1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже". Все данные учреждения являются административными и судебной властью не обладают.

 

2.1 Конституционно-правовой  статус судей РФ

 

Правовое положение судей, их функции, полномочия, права и обязанности, ответственность, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О  статусе судей в Российской Федерации".

Судебная власть в нашей  стране принадлежит только судам  в лице судей и привлекаемых в  установленных законом случаях  к осуществлению правосудия представителей народа. Судьями в соответствии с  указанным Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке  полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности  на профессиональной основе.

Согласно высокому статусу  судей к ним предъявляются  определенные требования, а именно «Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет…» 9. Закон о статусе судей также в статье 4 указывает, что "Судьей может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии всем требованиям:

1) судьей Конституционного  Суда РФ может быть гражданин,  достигший возраста 40 лет и имеющий  стаж работы по юридической  специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда  РФ, Высшего Арбитражного Суда  РФ может быть гражданин, достигший  возраста 35 лет и имеющий стаж  работы по юридической специальности  не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда  республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда  автономного округа, окружного (флотского)  военного суда, федерального арбитражного  суда округа, арбитражного апелляционного  суда может быть гражданин,  достигший возраста 30 лет и имеющий  стаж работы по юридической  специальности не менее 7 лет.

Судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Судьи других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются Президентом России в порядке, установленном законом 10.

Важнейшим конституционным  принципом организации судебной власти в нашей стране и в мире в целом является независимость  судей. «1.Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону…»11. Это является и главным условием их самостоятельности, а также эффективности всей судебной власти, ее способности защищать и охранять права и свободы граждан и организаций. Конституция РФ указывает, что судьи несменяемы и неприкосновенны12.  Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (к примеру, по состоянию здоровья, или прекращение российского гражданства13).

Судьи и суды соответственно наделены широкими полномочиями и обладают большим количеством привилегий (материальное обеспечение, ведомственное  жилье, неприкосновенность и т.п.). С  одной стороны, это должно ускорять процесс судопроизводства и делать его максимально эффективным, но с другой стороны можно заметить, что суды становятся практически  бесконтрольными, и судьи, не подвергаясь  никакой ответственности, порой  ведут и разрешают дела не объективно, а руководствуясь личными, иногда корыстными мотивами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Главный смысл деятельности судебной власти состоит в обеспечении  прав и свобод человека и гражданина. Конституционное право на судебную защиту, предусмотренное статьей 46 Конституции РФ, гарантируется каждому находящемуся на территории России человеку. Обязанность рассматривать жалобы граждан возложена на все виды судебных органов: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды, конституционные (уставные) суды, а также на все без исключения судебные инстанции (первую, кассационную, апелляционную, надзорную).

На основании анализа  Основного закона нашей страны - Конституции РФ можно сделать  некоторые следующие выводы, а  именно, ранее мы говорили, что в  Конституции судебной власти посвящена  отдельная 7 глава с аналогичным  названием. Данное название "Судебная власть" наиболее точно отражает назначение судов и юридическую  природу их деятельности. Они осуществляют один из видов государственной власти и обладают необходимой самостоятельностью для этого.

Отрицательным моментом можно  считать то, что в систему органов  судебной власти включена прокуратура «1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ…»14. Включение данного органа в судебную систему России не соответствует роли прокуратуры и ведет к необоснованному расширению и неправильному толкованию понятия "судебная власть".

Все суды учреждаются Конституцией России и федеральным конституционным  законом. Судебная система имеет  важное политическое и правовое значение для государства.

Однако современная судебная система, к сожалению, страдает многими  недостатками, мешающими ей в полной мере эффективно заниматься своей основной обязанностью - защитой прав граждан. Это объясняется многими организационными и психологическими причинами: недостаточной  развитостью системы судебных органов, их перегруженностью и медлительностью  разбирательства во многих случаях.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ "России надо быть сильной  и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в  модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных  и иных нормативных правовых актов  уже принято. Изменения коснулись  не только организации и условий  работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность  правосудия.

Так, в целях повышения  доступности правосудия существенно  увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана  мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей.

В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось. Современный  этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень  деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость  серьезной государственной поддержки  и применения программно-целевого подхода  для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности  деятельности судов.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 гг. призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации Программы средств в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в России в целом.

Информация о работе Судебная система Российской Федерации