Смертная казнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:09, реферат

Краткое описание

В российском обществе идут бурные дискуссии о возможном возвращении смертной казни в качестве высшей меры наказания. Конституционный суд на этой неделе приступил к рассмотрению спорного и неоднозначного вопроса. До Нового года высшая судебная инстанция должна принять решение, будет ли применяться такая исключительная мера, продлить ли на нее действие моратория или полностью отменить. Но готово ли общество отказаться от применения смертной казни? Единого мнения нет. У представителей власти, политиков и простых граждан страны есть аргументы как "за", так и "против".

Файлы: 1 файл

Смертная казнь.docx

— 71.82 Кб (Скачать)

 Итак, еще раз  отмечу, что каким бы негуманным  актом ни казалась смертная  казнь, ее отмена (в нашей стране  особенно) нецелесообразна. Как показывает  история, такая мера наказания  скорее необходима, нежели нет.  Государство, имея в арсенале  данный вид наказания, может  им пользоваться крайне редко,  заменяя его пожизненным заключением;  но бывают такие случаи, когда  любой гуманист и почти любой  противник казни скажет, что этот  человек не достоин жить. И  еще раз подчеркну, дело не  столько в наказании (наказаниями  преступность не устранишь, ими  ее лишь в определенной степени  сдержишь), сколько в устранении  источников зла, в исправлении  той ужасающей обстановки, которая  сложилась в российском обществе. Государству пора взяться за  выполнение тех принципов, которые  заложены в Конституции 1993 года. При нынешней политике нашей  власти, какими бы ни были наказания,  ситуация в обществе, к сожалению,  не исправится. 

Сторонники смертной казни апеллируют  к её эффективности, необходимости и не такой уж бесчеловечности 

10 октября прошел  Всемирный день борьбы против  смертной казни. Во многих странах,  в первую очередь европейских,  прошли акции в поддержку отмены  смертной казни в тех странах,  где она ещё применяется. День  борьбы против смертной казни  был утверждён в 2002 году, когда  был принят протокол №13 об  отмене высшей меры наказания  (смертной казни) при всех обстоятельствах,  в т.ч. и в военное время.  Этот документ является дополнительным  к основному Протоколу №6 к  Европейской конвенции о правах  человека и отмене смертной  казни в мирное время, принятому  по инициативе ПАСЕ в 1983 году.  

 В настоящее  время Европа, а точнее страны-члены  Совета Европы, представляет собой  самое надёжное пространство  без смертной казни. С 1997 года  ни в одной из 47 стран, входящих  в СЕ, не приведено в исполнение ни одного смертного приговора. Единственной страной-исключением с действующей смертной казнью в Европе является Беларусь. В частности, в 2005 году на территории республики были расстреляны 2, а в 2006 – 9 человек.  

 Всего в мире  сегодня 89 стран, которые отменили  смертную казнь полностью и  без исключений. Ещё 10 стран оставили  её лишь для особо тяжких  преступлений в период военного  времени. И порядка 30 стран,  не отменив смертную казнь  законодательно, не применяют её  на практике, т.е. придерживаются  моратория на эту меру наказания.  Таким образом, сегодня в мире  не практикуют высшую меру  наказания 129 стран. Остальные  же государства применяют смертную  казнь время от времени и  в зависимости от обстоятельств.  

 Среди стран,  активно практикующих смертную  казнь, бесспорными лидерами являются  США, Саудовская Аравия, Китай  и Иран. Согласно данным «Amnesty International», в 2008 году в Китае было казнено 1.718 человек, в Иране – 346, в Саудовской Аравии – 102 и в США – 37. Для США, в частности, это очень положительные показатели, т.к. в 2003 году число казнённых было почти вдвое выше – 65 человек. При этом исполнения смертного приговора ожидало порядка 3,5 тысяч человек в 38 штатах, которые практикуют высшую меру.  

 Споры по поводу  обоснованности, эффективности и  гуманности смертной казни ведутся  давно и, разумеется, не утихают до сих пор. Одна сторона, главным образом представители Европы, ратуют за полную отмену высшей меры, аргументируя это бесчеловечностью казни и её противоречию со свободами и правами человека. Сторона противоположная аргументирует в пользу смертной казни, апеллируя главным образом к её эффективности, необходимости и не такой уж бесчеловечности. Под эффективностью здесь понимается сдерживающий фактор казни, т.е. её влияние на будущих потенциальных убийц и пр.. К этому фактору более всех обращаются американцы и китайцы. В остальных странах, где предусмотрена высшая мера, больший вес, как правило, имеет традиция (например, в Иране).  

 Об эффективности  смертной казни существую разные  мнения, в большинстве случаев  диаметрально противоположные. Например, нобелевский лауреат Гэри Беккер считает, что смертная казнь играет роль сдерживающего фактора. Ему и тем, кто с ним солидарен, противопоставляют доводы о том, что убийцы редко мыслят рационально и задумываются о последствиях, а, значит, высшая мера не играет здесь никакой роли. Также в качестве аргумента приводится непоправимость судебной ошибки в случае казни подсудимого. Так, в США с 1973 года 113 осуждённых были освобождены из камер смертников, т.к. была установлена их невиновность. Учитывая, что с 1977 по 2004 год в США было казнено 900 человек, можно предположить, что среди них было немало невиновных.  

 Равновесие в  этом споре часто изменяется  в пользу той или другой  стороны, однако как факт можно  отметить то, что после отмены  институт смертной казни очень  редко восстанавливается. Так,  по данным всё той же «Amnesty International», с 1985 года свыше 50 стран отменили смертную казнь, и только 4 из них впоследствии её восстановили. При это 2 из этих 4 государств (Непал и Филиппины) в дальнейшем снова отменили или приостановили применение этой высшей меры.  

 Говоря о смертной  казни, нельзя не сказать и  о России. В нашей стране смертная  казнь де-юре действует до сих  пор, однако мораторий на её  исполнение длится уже более  10 лет. Даже в периоды двух  чеченских войн, когда существовали  серьёзные предпосылки к его  нарушению, мораторий оставался  непоколебленым. В виду этого, вопрос об отмене смертной казни особо остро не стоит: главное что её нет де-факто. Юридическая отмена казни представляется европейцам очень важной в силу особой западной правовой культуры. Для нас же фактическое по-прежнему важнее юридического. Так что вопрос об отмене смертной казни можно рассматривать как дело средне-дальней перспективы.

[1] Австрия, Гренландия, Исландия, Италия, Монако, Франция, Финляндия, 13 штатов США и др. (около 45 стран) 

[2] Дания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Швейцария, Россия  и др. (около 35 стран) 

[3] Япония, 37 штатов  США, в большинстве стран Африки  и Азии, примерно в половине  стран Латинской Америки, во  многих социалистических странах  и др. (около 100 стран) 

[4] С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.  Толковый словарь русского языка.  М., 1995г. С.249 

[5] Немного статистики  по США. В 1997 году казнено  74 человека, приговорено 3335. Кстати, утверждение, что приговаривают  преимущественно «черных», ссылаясь  на дискриминацию, совершенно  неверно: в 1997 году приговорено  к казни 56% белых и 42% афро-американцев. 92% казней осуществлено посредством смертельной инъекции. 

 В 2000 году казнено 85 человек, из них 6 добровольцев. 5 человек казнены на электрическом стуле, остальным сделана инъекция. 

 В 2001 казнено  66 человек (все посредством инъекции).  

 За период с  1976-2001г. казнено 147 человек на  электрическом стуле, двоих подвергли  расстрелу, 11 поместили в газовую  камеру, троих повесили и 586 человек  казнено посредством инъекции. Всего  – 749 казненных.  

[6] Шишов О. Ф.  Смертная казнь в истории Советского  государства // Смертная казнь.  За и против . М., 1989. С. 130. 

Реферат: "Смертная казнь: за и против"

Раздел: Рефераты по праву

Смертная казнь: за и против

Курсовая работа

Донецк

1998

Введение 

Судебная статистика по применению смертной казни на территории бывшего СССР остается фактически засекреченной  по настоящее время. Лишь немногие знакомы  с масштабами и реалиями ее применения, остальные же вынуждены довольствоваться личными эмоциональными представлениями  о роли смертной казни в обществе, в частности, о связи между  ее применением и уровнем правопорядка. Только недавно у нас стали  появляться по этой проблеме фундаментальные  обзоры (например, книги «Смертная  казнь: за и против» и «Когда убивает  государство...», 1989 г.). Но и они не содержат всей статистики по СССР и, кроме  того, малодоступны. В результате они  редко попадают в руки даже тех, кто  связан с проблемой смертной казни  профессионально. 

Длительная политика секретности и умолчаний привела  также к тому, что многие люди в нашей стране, в том числе  и судьи, применяющие смертную казнь, вообще не задумываются над этой проблемой. Для них смертная казнь - лишь одна из ступеней привычной лестницы уголовных  наказаний. Проблему отмены или сохранения смертной казни они считают достаточно узкой и второстепенной. 

Однако то, что  еще вчера казалось маловажным, второстепенным или несвоевременным, сегодня приобретает  значение одного из ключевых моментов в нравственном облике и всей жизни  государства. 

Именно сейчас, когда  мы, находясь на переломном рубеже, с  одной стороны, вновь обращаемся к общечеловеческим ценностям, первой из которых является право на жизнь, а с другой, имеем общество, густо  замешанное на крови, жестокостях и  страданиях человека, наступает время  отменить смертную казнь как варварское наказание, противное цивилизации. Существование смертной казни является нарушением основных прав человека. А  опыт всех стран свидетельствует, что  результатом ее применения становится лишь ожесточение людей, упадок нравов, насилие, обесценивание самой человеческой жизни. 

Человеческая история  напоминает нам о том, что вопрос о смертной казни не частный и  не второстепенный. Если заповедь «не  убий» - главная в отношениях между  людьми, то ни одно общество не может  уклониться от ответа на вопрос: имеет  ли само оно право на убийство? И  не только наше нравственное чувство  поднимает эту проблему, не только масштабы казней и их роль в исторических событиях придают ей особую остроту. 

Как объяснить тот  факт, что столь многие представители  человечества, которыми гордятся и  которым благодарны народы мира, некоторых  из них они называли своими пророками (иногда слишком поздно) - выступали против смертной казни? Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Гюго, А. Радищев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, М. Л. Кинг, А. Сахаров, В. Гавел - список можно продолжать. Ведь они знали самые мрачные стороны жизни, а многие на себе испытали мощь человеческого зла. 

Наконец, можем ли мы проигнорировать то обстоятельство, что движение против смертной казни  особенно было развито в России, и что почти после каждой неудавшейся  попытки ее отмены следовали годы мрака, жестокостей, междоусобиц и  беззакония? 

Смертная казнь - это вопрос о нравственных основах  и нравственной позиции государства, о границе полномочий, которыми общество наделяет своих чиновников, о том, могут ли эти полномочия столь  радикальным образом превышать  нормы межчеловеческого общения?  

И в лестнице уголовных  наказаний смертная казнь - не ступень, а пропасть. Ее невозможно сравнить ни с каким сроком лишения свободы - даже с пожизненным. Она является ни с чем не сравнимым наказанием не только для приговоренного, но и для Всех членов его семьи. Ее исполнение всегда связано с мучительными нравственными проблемами.

Каждый, кто чувствует  свою ответственность за судьбу общества, должен понять - что же такое смертная казнь? Какие цели она преследует? К каким результатам приводит? 
 

1.1 По-видимому, прообразом смертной казни в России, как и у других народов, являлся варварский обычай кровной мести, который представлял собою не что иное, как жестокую борьбу за существование. С возникновением государства он приобретает публичный характер и трансформируется в уголовное наказание - смертную казнь, применяемую от имени государственной власти. 

«Русская правда» - первый письменный источник русского права - смертной казни не знала. Как  отмечал историк права профессор  Н. П. Загоскин, «...Смертная казнь чужда  правовому мировоззрению русского народа, как чуждо ему суровое  отношение к преступнику вообще». После крещения Руси именно греческие епископы рекомендовали князю Владимиру заимствовать римско-византийскую карательную систему, широко применявшую смертную казнь. Но сам князь отнесся к их совету неодобрительно. Эта традиция не угасла и в дальнейшем: «Не убивайте и не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-то смерти». (Владимир Мономах) 

И хотя на практике казни, производимые властями, имели место, впервые в истории русского государства  смертная казнь законодательно закрепляется лишь в 1398 году в Двинской уставной грамоте. Впоследствии область применения смертной казни расширялась (Псковская  судная грамота 1467 года, судебники 1497 и 1550 гг.). Особое распространение смертная казнь получает при Иване Грозном, когда было казнено около 4 тысяч  человек. 

В то же самое время  в Европе смертная казнь имела  несравненно больший размах. Например, в Германии при Карле V было казнено  около 100 тысяч человек. Один лишь судья  фон Карпцов вынес примерно 20 тысяч смертных приговоров. 

В России дальнейшее расширение области применения смертной казни имело место при Петре I, когда она могла быть назначена  за 123 состава преступлений, (а том  числе за незаконную порубку леса, за драки на спорных землях и т. п.). 

Сенатским указом от 7 мая 1744 года в период двадцатилетнего  правления Елизаветы Петровны смертная казнь в России была отменена полностью, а в последующем применялась  по именным указам царей. (Например, казнь Екатериной П Пугачева и его товарищей). 

Информация о работе Смертная казнь