Система экологических правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Уничтожение объектов природы многие сейчас не склонны относить к правонарушениям, хотя и представляют, к каким тяжелым последствиям для общества могут привести подобные действия. Ситуация настолько серьезна, что необходимо срочно устранить эколого-правовые пробелы в действующем УК РФ, разработать новые составы экологических преступлений, вывести главу об экологических преступлениях в самостоятельный раздел.

Оглавление

Введение. 2
1. Понятия и общая характеристика экологических правонарушений. 4
1.1 Понятия экологических правонарушений . 4
1.2 Общая характеристика экологических преступлений. 6
2. Классификация экологических преступлений и их виды. 10
2.1 Нарушение правил экологической безопасности при осуществлении специальных видов деятельности. 10
2.2 Нарушение правил охраны неживой природы. 14
2.3 Нарушение правил охраны живой природы. 21
Заключение. 30
Глоссарий. 33
Библиография. 35

Файлы: 1 файл

система экологических правонарушений.docx

— 80.03 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение. 2

1. Понятия и общая  характеристика экологических правонарушений. 4

1.1 Понятия экологических  правонарушений . 4

1.2 Общая характеристика  экологических преступлений. 6

2. Классификация  экологических преступлений и  их виды. 10

2.1 Нарушение правил  экологической безопасности при  осуществлении специальных видов  деятельности. 10

2.2 Нарушение правил  охраны неживой природы. 14

2.3 Нарушение правил  охраны живой природы. 21

Заключение. 30

Глоссарий. 33

Библиография. 35 

Введение 

Состояние природы  России можно охарактеризовать как  экологический кризис, подобный тому, что наблюдался в США в 70-х годах. Тогда американцы своевременно осознали опасность и адекватно отреагировали  на нее. В России же до сих пор  не избавились от расхожего мнения о безграничности природных ресурсов огромной страны.

Уничтожение объектов природы многие сейчас не склонны  относить к правонарушениям, хотя и  представляют, к каким тяжелым  последствиям для общества могут  привести подобные действия. Ситуация настолько серьезна, что необходимо срочно устранить эколого-правовые пробелы в действующем УК РФ, разработать  новые составы экологических  преступлений, вывести главу об экологических  преступлениях в самостоятельный  раздел.

В УК РСФСР отсутствовала  специальная глава, посвященная  экологическим преступлениям. Поэтому  многие такие правонарушения, носившие по своему характеру признаки общественно  опасных деяний, оказывались вне  поля уголовного закона. Не предусматривалась  также уголовная ответственность  за разработку и реализацию проектов, ведущих к разрушению природной  среды, за ввоз и захоронение радиоактивных  отходов из других государств, нарушения  требований экологической экспертизы, повлекшие тяжкие последствия, за сокрытие или искажение экологической  информации, приведшие к причинению вреда здоровью людей, растительному  и животному миру. Статья 230 УК РСФСР  охраняла только памятники природы, другие же виды природно-заповедного  фонда России, обозначенные в законе, оказались вне защиты.

Значительно обострившаяся  в 80-90-е годы экологическая обстановка вызывала необходимость усиления средств правовой, в том числе и уголовно-правовой защиты экологической безопасности страны. Поэтому законодатель в новом УК РФ ввел специальную главу 26 “Экологические преступления” (ст. 246-262).

К сожалению, и новый  Кодекс оказался несовершенен. Так, не соответствуют современным требованиям  некоторые статьи, устанавливающие  ответственность за загрязнение, незаконное уничтожение, повреждение объектов растительного и животного мира.

Основная часть  экологических составов относится  к преступлениям небольшой тяжести (ст. 247), так как лишение свободы  предусмотрено на срок не более двух лет (или более мягкие наказания). К тяжким преступлениям, за которые  предусмотрено наказание на срок до 10 лет, относится только одно: нарушение  правил обращения экологически опасных  веществ и отходов, повлекшее  по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей (ч. 3 ст. 247).

Относительность санкций, используемых в экологических составах преступлений, свидетельствует о  господстве потребительской психологии в отношении к природе даже у тех, кто разрабатывает, принимает  и применяет экологические законы. Между тем, общество все больше страдает от преступного отношения к окружающей среде. Ежегодно пожары уничтожают свыше 1 млн. гектаров леса. Около 80% пожаров  происходит по умыслу или неосторожности, однако в судах рассматривается  очень мало подобных уголовных дел.

Таким образом, можно  сделать вывод, что вопрос курсовой работы является актуальным для изучения а сегодняшний день. 

Цель курсовой работы состоит в исследовании системы  составов экологических преступлений.

Задачи курсовой работы состоят в:

рассмотрении понятия  экологического преступления;

исследовании видов  экологических преступлений;

Для написания данной курсовой работы использовалась литература таких авторов как: С. М. Сагитов, А.И. Рарог, Л.Л. Кругликов, Л.В. Иногамова–Хегай, А.Н. Игнатова. 

Введение: 
 
Состояние глобального экологического кризиса явилось той исторической средой, в которой только и могла возникнуть идея формирования нового вида субъективных прав граждан. Потребность в юридической защите любого интереса возникает тогда, когда этот интерес нарушается. До середины ХХ века право на благоприятную окружающую среду осуществлялось естественным образом и без каких-либо усилий со стороны государства и самих граждан. Право дышать чистым воздухом, потреблять чистую питьевую воду и продукты, пребывать в благоприятном природном окружении длительное время существовало в статусе так называемых естественных прав человека. Воздействие людей на природу было слабым, природные источники казались неограниченными. Уровень развития науки и техники еще не позволял реализовывать крупномасштабные проекты по преобразованию природы. В природе действовали ее собственные законы.  
В последние десятилетия ситуация резко изменилась. Антропогенное воздействие на природную среду приобрело такие масштабы, в которых оно уже подрывает естественную основу существования самого человека. Жизне обеспечительные функции природных объектов и экосистем оказались нарушенными, что не замедлило сказаться на отношении человека к их качественному состоянию. Пришло понимание социальной ценности благоприятной окружающей среды.  
Осознание обществом необходимости юридического регулирования отношений, возникающих в сфере реализации естественного права человека на жизнь в благоприятной природной среде, привело к созданию ряда законодательных норм, закрепивших экологические права граждан РФ, их гарантии и способы защиты. Наличие специальной главы об ответственности за экологические преступления — одна из новелл Уголовного Кодекса РФ 1996 г. Понятия экологического преступления в Уголовном Кодексе не дается. Нет единства по этому вопросу и в юридической литературе. Большинство авторов считают, что «экологическое преступление – это запрещенное уголовным законом под угрозой наказания виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую природную среду и ее компоненты, а также на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов или в противоправном воздействии на них, приводящее к негативным изменениям состояния и качества окружающей природной среды»

Экологические преступления в новом УК РФ

Экологическая проблема в нашей стране, как и  в большинстве стран мира, в  настоящее время рассматривается  в качестве одной из важнейших  экономических и социальных проблем. Повышенное внимание к вопросам экологии объясняется тем, что, по мнению ученых, безответственное и потребительское  отношение к природе поставило  мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь  критическом состоянии, что ее неблагополучие уже отражается на условиях жизни  и, следовательно, на здоровье людей, растет число генетических отклонений, сокращается  продолжительность жизни.

Очевидно, что  возлагать все надежды только на правовые средства и методы нельзя. Вместе с тем без серьезного правового  обеспечения осуществление природоохранительных мероприятий невозможно. Именно этим вызваны интенсивные изменения  и дополнения природоохранительного  законодательства, которое представляет собой совокупность норм различных  отраслей права. Несоблюдение природоохранительного  законодательства влечет за собой применение штрафных санкций, административных и  дисциплинарных взысканий, а в наиболее опасных случаях - уголовного наказания.

И хотя уголовное  право не может рассматриваться  как главное средство охраны окружающей среды, профилактическая функция уголовно-правового  запрета наиболее опасных посягательств  на окружающую среду и меры уголовного наказания, определяемые судом нарушителям природоохранительного законодательства, призваны сыграть значительную роль в борьбе с экологическими правонарушениями.

Вступивший  в силу с 1 января 1997 г. Уголовный  кодекс Российской Федерации впервые  в истории уголовного законодательства нашей страны содержит самостоятельную  главу "Экологические преступления", что служит одной из гарантий обеспечения  предусмотренного Конституцией РФ (ст.42) права каждого на благоприятную  окружающую среду. К числу экологических  преступлений были отнесены такие общественно  опасные деяния, которые посягают на экологический правопорядок и  экологическую безопасность общества.

В процессе формирования этой главы была разработана  система уголовно-правовых норм, обеспечивающих всестороннюю защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств. Диспозиции всех статей об ответственности за экологические преступления являются бланкетными и отсылают к различного рода законам и подзаконным нормативным актам, в которых сформулированы требования экологической безопасности. Одно из первых мест среди них занимает Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.*(1), который, не будучи уголовно-правовым актом, в то же время играет значительную роль при установлении пределов ответственности и признаков составов конкретных экологических преступлений.

Закон об охране окружающей природной среды определяет систему природоохранительных органов, принципы проведения государственного экологического контроля и государственной  экологической дисциплины, устанавливает  перечень платежей за природопользование, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, при вводе в эксплуатацию и  при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов, включает ряд других положений, регламентирующих базовые  природоохранительные отношения.

Признавая ведущую роль этого Закона, одновременно нельзя не отметить: несвоевременный  учет назревших изменений в природоохранной  деятельности привел к тому, что  практическое использование названного Закона сегодня в некоторых случаях  оказывается несколько затруднительным  из-за наличия ряда статей декларативного содержания либо, наоборот, по причине  отсутствия регламентации сложившихся  на практике правоотношений.

Нормативная база Российской Федерации об охране окружающей среды не ограничивается указанным Законом, она весьма обширна  и многообразна, что становится очевидным  при знакомстве с конкретными  составами экологических преступлений.

Глава "Экологические  преступления" нового УК объединяет 17 статей, предусматривающих ответственность  за посягательства на окружающую природную  среду в целом (носят общий  характер - ст.246 - 248) и за специальные  экологические преступления (посягают на отдельные объекты (компоненты, составные  части природы) - ст.249 - 262).

Здесь мы остановимся  лишь на экологических преступлениях, носящих общий характер, поскольку  в рамках одной статьи не представляется возможным рассмотреть все экологические  преступления.

Глава "Экологические  преступления" помещена законодателями в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного  порядка". Подобное решение обусловлено  тем, что родовым объектом экологических  преступлений является общественная безопасность в широком смысле слова. В состав общественной безопасности входит экологическая  безопасность, предполагающая сохранение благоприятных для человека и  иных живых существ природной среды, а равно рациональное (без причинения трудно восполнимого ущерба) использование природных ресурсов.

Общие экологические  преступления посягают на экологическую  безопасность как окружающей среды  в целом, так и населения. Указанные  деяния представляют собой нарушения  определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие  в Российской Федерации законы и  подзаконные акты. Ответственность  за эти преступления в прежнем  уголовном законодательстве не устанавливалась; исключение составляло преступление, которое было предусмотрено ст.222.1 УК 1960 г. (ст.247 УК 1996 г.).

В статье, с  которой начинается глава "Экологические  преступления", предусматривается  ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве следующих работ: проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных научных или иных объектов (ст.246 УК).

Закон об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. запрещает разработку и реализацию проектов, ведущих к  разрушению природной среды и  природного равновесия (ст.67), а также  принятие к эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов без выполнения необходимых экологических требований (ст.44).

В связи  с этим и разработаны экологические  требования, подлежащие обязательному  выполнению при производстве перечисленных  работ. Данные требования изложены в  ряде законов и различного рода подзаконных актах, например, в Законе РФ "Об основах градостроительства в РФ" от 14 июля 1992 г.*(2), в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной или иной деятельности*(3), в Правилах проектирования, строительства и размещения объектов*(4) и др. В соответствии с экологическим законодательством правила экологической безопасности должны быть соблюдены уже на стадии проектирования объектов, поскольку последующее осуществление проектов, в которых указанные правила не учтены, приводит к колоссальным экологическим потерям. Примером тому может служить реализация проектов хозяйственного освоения Арала, Байкала, Волги, Кара-Богаз-Гола и пр. Все остальные виды работ (размещение, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация) тоже должны проводиться в соответствии с упомянутыми требованиями, которые конкретизируются применительно к каждому отдельному объекту в его экологическом паспорте.

Нарушения правил охраны окружающей среды при  производстве работ могут выражаться не только в невыполнении соответствующих  требований, но и в их ненадлежащем выполнении. Обязательным условием уголовной  ответственности по ст.246 является наступление  тяжких последствий; некоторые из них  приведены в статье, в частности, существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных.

Существенным  изменение радиоактивного фона признается в тех случаях, когда доза излучения  природных радионуклидов (цезия, стронция, криптона и др.), оказывается выше установленных норм, что приводит к недопустимому облучению людей  или к их радиоактивному загрязнению. Подобные изменения радиоактивного фона отмечались в районах, где ранее  проводились ядерные испытания, где произошла авария на Чернобыльской  АЭС в 1986 г., в местах эксплуатации предприятий ядерного топливного цикла, судовых ядерно-энергетических установок, региональных хранилищ радиоактивных  отходов.

Информация о работе Система экологических правонарушений