Правовое регулирование освобождения от отбывания уголовного наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 03:04, курсовая работа

Краткое описание

Коренные преобразования основ экономического и политического строя России обусловили необходимость проведения правовой реформы в стране, одним из слагаемых которой является разработка и принятие законодательства, отвечающего новым социально-экономическим, политическим и духовным реалиям. Именно в этом ас

Оглавление

Введение ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ..........3
Глава 1. Исторический аспект института освобождения от
отбывания уголовного наказания ......... ......... ......... ......... ......... ..........6
§ 1. Институт освобождения от отбывания уголовного
наказания в советский период …………. ……... ......... ......... ..........6
Глава 2. Правовое регулирование освобождения от отбывания
уголовного наказания в действующем российском
законодательстве ......... ......... .................. ......... ......... ......... ..........16
§ 1. Основания освобождения от отбывания наказания ......... ..........16
§ 2. Порядок освобождения от отбывания наказания …….......... ..........21
§ 3. Порядок обращения с ходатайством об освобождении
от отбывания наказания ......... .................. ......... ......... ......... ..........26
Глава 3. Помощь лицам, освобождённым от отбывания
уголовного наказания, осуществление контроля за ними ......... ..........32
§ 1. Оказание помощи осуждённым, освобождённым от
отбывания наказания ……........... .................. ......... ......... ......... ..........32
§ 2. Контроль за лицами, освобождёнными от отбывания
наказания ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ..........34
Заключение ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ..........37
Список литературы ……........... .................. ......

Файлы: 1 файл

Курсовая УИП.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

    е) возмещение материального ущерба, причинённого преступлением;

    ж) данные о личности осуждённого: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

    з) другие обстоятельства, если комиссия сочтёт их существенными для рассмотрения ходатайства.

    Указ  Президента РФ о помиловании в  течение двух дней после его издания  направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в МВД России, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осуждённый уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осуждённого допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

    Резюмируя изложенное, отметим, что право обратиться с ходатайством об освобождении от отбывания наказания имеет любой осуждённый, решение же по ходатайству принимают компетентные органы, учитывая все требования законодательства. 

    Глава 3. Помощь лицам, освобождённым  от отбывания уголовного наказания, осуществление  контроля за ними

    § 1. Оказание помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания

    Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества зачастую приводит к разрыву социально полезных связей осуждённого с семьёй, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п. Трудности, испытываемые лицом, отбывшим наказание, особенно в трудовом и бытовом устройстве, могут подталкивать его к совершению новых преступлений. Особое беспокойство вызывает будущее молодых людей, освободившихся из воспитательных колоний. Причины рецидива часто связаны с отсутствием у освобождённых жилья, работы, средств к существованию, утратой родственных и иных социально полезных связей.

    Поэтому закон возлагает на администрацию  исправительных учреждений по месту  отбывания осужденными наказаний в виде ареста, ограничения либо лишения свободы обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Для осуществления данной работы согласно Приказу Минюста России29 в исправительных учреждениях созданы группы социальной защиты осуждённых. Социальная защита осуждённых в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию им социальной помощи и поддержки, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.

    С осуждёнными проводятся беседы, в ходе которых выясняются намерения каждого конкретного лица в плане его жизнеустройства после освобождения, ему даются необходимые рекомендации в свете положений действующего законодательства. В законе отмечено воспитательное значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер, помогать осуждённому принять правильное решение. Однако, следует отметить, что данная работа в исправительных учреждениях проводится именно формально, рекомендации, необходимые лицу, освобождаемому из мест лишения свободы, по социальному устройству в новых для него условиях, не даются.

    После вступления приговора суда в законную силу, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет органам местного самоуправления и федеральной службы занятости по месту предстоящего жительства освобождаемого письменное уведомление с информацией о времени прибытия данного лица и предложениями относительно его бытового и трудового устройства. В уведомлении обязательно должна содержаться информация о наличии у освобождённого жилья, о его трудоспособности и имеющихся специальностях.

    Данное  установление закона, как и все, связанные  с социальной адаптацией осуждённых, носят декларативный характер. Так, основная масса освобождаемых из мест лишения свободы лиц оседает в регионе, в котором было отбыто наказание. Соответственно, ни жилья, ни возможности трудоустроится, у данных лиц нет. Например, в нашем регионе, в том числе и в связи с кризисом, количество рабочих мест ограничено, стоимость жилья высокая. А законодательное установление о том, что с лица, отбывшего наказание, снимается судимость не имеет для работодателя никакого значения: на практике лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, практически не принимаются на работу.

    Если  освобождаемые в силу пенсионного  возраста или инвалидности являются нетрудоспособными и нуждаются  в специальном уходе, администрация  учреждения, исполняющего наказания, направляет органам социальной защиты представление о помещении этих лиц в дома инвалидов и престарелых. К представлению прилагается письменная просьба самих осуждённых. Помещение в специально организуемые для таких лиц дома инвалидов и престарелых осуществляется органами социального обеспечения по месту жительства освобождённого либо в ином месте в порядке, предусмотренным действующим законодательством. Здесь также имеются свои трудности: на практике для помещения в специализированное учреждение (например, в Ангарске) необходимо внести определённую плату (в размере, например, стоимости жилого помещения – комнаты, квартиры и т.д.). В большинстве случаев у лиц, освобождённых от отбывания наказания, жилья нет. Соответственно, снова возникает проблема обеспечения жильём данной категории граждан. Частично эту проблему можно было бы решить путём создания специализированного фонда жилья, но, учитывая коммерческую направленность всех реформ, реализуемых в России в последние годы, это становится невозможно. При этом, жильё – одна из основных потребностей человека. 

    § 2. Контроль за лицами, освобождёнными от отбывания  наказания

    Опыт  борьбы с преступностью в России и многих других странах показал  целесообразность установления контроля за лицами, освобождёнными от отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно-правовых мер предупреждения рецидива преступлений. В юридической литературе такой контроль называется криминологическим, профилактическим, посткриминальным, постпенитенциарным и т.д.30

    Контроль  за лицами, освобождёнными от отбывания наказания, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права. Подробная правовая регламентация данного вопроса предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии обсуждения. В настоящее время контроль за отдельными категориями лиц, освобождённых от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.

    УК  РФ (ч. 6 ст. 79) предусмотрен контроль за поведением лица, освобождённого от отбывания наказания условно-досрочно, в течение не отбытой им части срока наказания. Такой контроль осуществляется в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других освобождённых – уполномоченным на то специализированным государственным органом.

    Применяя  условно-досрочное освобождение, как  указано в ч. 2 ст. 79 УК РФ, суд может возложить на осуждённого обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за освобождённым, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.

    Федеральным законодательством31 предусмотрено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодёжи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

    Органы  и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках своей компетенции проводят индивидуально-профилактическую работу с определёнными категориями несовершеннолетних, включая лиц: условно-досрочно освобождённых от отбывания наказания, освобождённых от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием; освобождённых из учреждений уголовно-исполнительной системы, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.

    Индивидуально-профилактическая работа предусматривает воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, оказание ему различного рода помощи, а также контроль за его поведением.

    Контроль  за поведением лиц, освобождённых от отбывания наказания по различным  основаниям, а также за освобождёнными условно-досрочно, в настоящее время осуществляется органами внутренних дел МВД России (участковыми уполномоченными милиции, оперативными уполномоченными милиции) по месту жительства освобождённого лица.

    Таким образом, можно сказать, что практически  все нормы, регламентирующие контроль за освободившимися осуждёнными, их социальную адаптацию и материальное обеспечение носят декларативный характер и на практике не применяются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В заключении подведём некоторые итоги изучения института освобождения от отбывания уголовного наказания.

    Законодательно  отношения в данной сфере урегулированы  на достаточно высоком уровне, однако, имеется ряд пробелов, не позволяющих  говорить о том, что проблем в  регламентации этого института  нет.

    Так, нет чёткого определения всех оснований для освобождения от отбывания уголовного наказания, что позволяет широко трактовать данный вопрос. Считаем, что следует законодательно установить все основания для освобождения осуждённых от отбывания наказания. В том числе учесть такие основания, как освобождение вследствие издания нового закона, смягчающего наказание и имеющего обратную силу; освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора; досрочное освобождение в случаях признания осуждённого к обязательным работам или исправительным работам инвалидом первой группы, а осуждённого к ограничению свободы – инвалидом первой или второй группы и ряд других.

    Нормы о социальной адаптации и поддержке  лиц, освобождённых от отбывания  наказания, носят, в основном, декларативный характер. Реальной реализации установлений законодателя по данному вопросу нет. Необходимо на государственном уровне урегулировать вопрос обеспечения освобождённых от уголовного наказания лиц работой, реальными средствами к существованию. Пока данный вопрос находится в ведении субъектов РФ, положительных тенденций нет, и не будет, так как большинство регионов нашей страны не имеет материальных возможностей для реализации данных установлений. Тем более исправительные учреждения, которые вообще не являются коммерческими организациями и не могут обеспечивать материальную поддержку армии регулярно освобождающихся осуждённых.

    Также большое значение для реализации требований законодателя по обеспечению  контроля за лицами, освобождёнными от отбывания наказания, особенно условно-досрочно, имеет принятие соответствующего федерального закона и создание соответствующей контролирующей организации. В настоящее время, учитывая, в том числе, и реорганизацию системы МВД России, контроль за данными лицами осуществляется формально по причине, как сокращения численности сотрудников органов внутренних дел, так и растущим уровнем преступности. Для обеспечения полного и всестороннего контроля, а также оказания социальной помощи осуждённым, необходим штат специалистов, в том числе в области юриспруденции, психологии, социологии.

    Решение указанных задач на федеральном  уровне должно способствовать решению  проблем, связанных, не только с обеспечением прав и интересов осуждённых, но и обеспечением гарантий личной безопасности граждан: лицо, освобождённое от отбывания уголовного наказания, имеющее реальную социальную поддержку, контролируемое в своём поведении специализированной службой, будет иметь достаточно стимулов для законопослушного поведения, исключения фактов совершения новых преступлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  Нормативный материал

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 01.07.2010)// Российская газета. – 1997. – 16 января. – Ст. 174.
  3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (по состоянию на 01.11.2010) // Сборник законодательства РФ.  – 2001.  – №  52.  – Ст.4921.
  5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 24.07.2007)// Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
  6. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (с измен от 09.03.2010)// Российская газета. – 1998. – 2 апреля.
  7. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 08.12.2003): Федеральный закон от 09.03.2001 № 25-ФЗ// Российская газета. – 2001. – 14 марта.
  8. О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 (в ред. от 16.03.2007)// Сборник законодательства РФ. – 2001. - № 53. – Ст. 5149.
  9. Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (в ред.от 20.12.2006)// Сборник законодательства РФ. – 1997. - № 28. – Ст. 3444.
  10. О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью: Постановление Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 (в ред. от 30.12.2005)// Сборник законодательства РФ. – 2004. - № 7. – Ст. 524.
  11. Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ от 30.12.2005 № 262// Бюллетень Минюста РФ. – 2006. – № 3.
  12. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 18.12.1970// Ведомости ВС РСФСР. – 1970. – № 51. – Ст. 1220.
  13. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960// Ведомости ВС РСФСР. – 1960. – № 40. – Ст. 592. – Ст. 532.
  14. Об утверждении основ исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик: закон от 11.07.1969 № 4074-VII// Ведомости ВС СССР. – 1969. – № 29. – Ст. 247.
  15. Об утверждении основ уголовного законодательства СССР и союзных республик: закон от 25.12.1958 // Ведомости ВС СССР. – 1959. – № 1. – Ст. 6.
  16. Указ Президиума СССР от 08.02.1977 № 5199-IХ// Ведомости ВС СССР. – 1977. – № 7. – Ст. 118.

Информация о работе Правовое регулирование освобождения от отбывания уголовного наказания