Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 03:04, курсовая работа
Коренные преобразования основ экономического и политического строя России обусловили необходимость проведения правовой реформы в стране, одним из слагаемых которой является разработка и принятие законодательства, отвечающего новым социально-экономическим, политическим и духовным реалиям. Именно в этом ас
Введение ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ..........3
Глава 1. Исторический аспект института освобождения от
отбывания уголовного наказания ......... ......... ......... ......... ......... ..........6
§ 1. Институт освобождения от отбывания уголовного
наказания в советский период …………. ……... ......... ......... ..........6
Глава 2. Правовое регулирование освобождения от отбывания
уголовного наказания в действующем российском
законодательстве ......... ......... .................. ......... ......... ......... ..........16
§ 1. Основания освобождения от отбывания наказания ......... ..........16
§ 2. Порядок освобождения от отбывания наказания …….......... ..........21
§ 3. Порядок обращения с ходатайством об освобождении
от отбывания наказания ......... .................. ......... ......... ......... ..........26
Глава 3. Помощь лицам, освобождённым от отбывания
уголовного наказания, осуществление контроля за ними ......... ..........32
§ 1. Оказание помощи осуждённым, освобождённым от
отбывания наказания ……........... .................. ......... ......... ......... ..........32
§ 2. Контроль за лицами, освобождёнными от отбывания
наказания ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ..........34
Заключение ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ..........37
Список литературы ……........... .................. ......
В то же время реабилитация не наступает, когда постановленный обвинительный приговор отменяется с прекращением уголовного дела ввиду издания акта об амнистии, истечения сроков давности, не достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, или принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния.
В УИК РФ особо выделен порядок освобождения от отбывания наказания осуждённых военнослужащих23.
Наказания в виде ограничения по военной службе, ареста или содержания в дисциплинарной воинской части являются специальными наказаниями, применяемыми к военнослужащим. Их отбывание предполагает использование методов воинского воспитания, в связи с чем, когда у осуждённых военнослужащих возникают препятствия к продолжению воинской службы должен решаться вопрос об их освобождении от наказания.
При возникновении заболевания, делающего осуждённых военнослужащих негодными к военной службе, суд обязан освободить их от дальнейшего отбывания наказания, а при возникновении иных предусмотренных законодательством оснований для увольнения с военной службы суд принимает это решение по своему усмотрению. Он может отказать в освобождении от отбывания воинского наказания и тогда осуждённый военнослужащий обязан его отбыть в полном объёме, находясь на военной службе. Решение этого вопроса зависит от оснований увольнения с военной службы, отбытого срока наказания и других обстоятельств.
В соответствии с положениями законодательства о воинской обязанности и военной службе24 граждане, негодные к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва, а призванные подлежат досрочному увольнению. Аналогично граждане, поступающие на военную службу по контракту, должны соответствовать медицинским требованиям военной службы, а в случае ухудшения состояния здоровья подлежат досрочному увольнению с военной службы.
Заболевший осуждённый подлежит направлению на военно-врачебную экспертную комиссию. Если военно-врачебная комиссия признает осуждённого негодным по состоянию здоровья к военной службе с исключением с учёта или негодным к военной службе в мирное время – командование воинской части, где он отбывал наказание, направляет представление в военный суд о его освобождении от отбывания наказания либо о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания. К представлению должно быть приложено заключение военно-врачебной экспертной комиссии и личное дело осуждённого. В представлении даётся характеристика осуждённого, которая учитывается судом при решении вопроса о том, будет ли назначено осуждённому более мягкое наказание взамен не отбытого и какое именно.
Осуждённый военнослужащий вправе сам обратиться с ходатайством в суд о досрочном освобождении от отбывания наказания в связи с наступившим заболеванием.
При возникновении во время отбывания наказания оснований для увольнения осуждённого с военной службы, не связанных с состоянием его здоровья, командование воинской части направляет в суд представление о досрочном освобождении его от наказания. Суд может полностью освободить осуждённого от отбывания наказания досрочно либо заменить не отбытую часть наказания более мягким видом наказания.
Если суд выносит определение о досрочном освобождении от наказания либо о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания, осуждённый увольняется с военной службы.
Освобождённому от наказания военнослужащему выдаются на руки справка об освобождении от наказания, учётно-послужная карточка, военный билет, медицинская книжка, продовольственный, вещевой и денежный аттестаты, а если военнослужащий отбывал наказание в виде ареста или содержания в дисциплинарной воинской части – также личные вещи, деньги, ценности, ордена, медали, нагрудные знаки и документы к ним.
Если
не отбытая часть наказания заменена более
мягким видом наказания, у осуждённого
отбирается подписка о явке в орган, исполняющий
это наказание. Освобождённый следует
к месту жительства самостоятельно. Он
обеспечивается проездными документами
и продовольственно-путевыми деньгами
или армейским сухим пайком.
§ 3. Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания
Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ25 каждый осуждённый имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Исходя из этого конституционного положения, в случаях наступления оснований для условно-досрочного освобождения (ст. 79 УК РФ), освобождения в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ), признания осуждённого инвалидом первой или второй группы (ст. ст. 26, 42, 49 УИК РФ) сам осуждённый вправе подать заявление в суд о досрочном освобождении.
При условно-досрочном освобождении это вправе дополнительно сделать его адвокат или законный представитель, а при ходатайстве в случае наступления психического расстройства, препятствующего отбыванию наказания, - законный представитель или начальник учреждения или органа, исполняющего наказание.
В отношении положительно характеризующегося осуждённого, которому не отбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания, представление в суд вносят учреждение или орган, исполняющие наказание. Однако данная норма комментируемой статьи не препятствует обращению самого осуждённого в суд с ходатайством о замене не отбытой части наказания более мягким.
Ходатайства об освобождении от отбывания наказания должны быть мотивированными. В ходатайстве об условно-досрочном освобождении должны содержаться сведения о том, что для дальнейшего исправления осуждённый не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, поскольку частично или полностью возместил причинённый преступлением ущерб или иным образом загладил причинённый вред. Также в ходатайстве могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осуждённого. На практике же зачастую именно требование о возмещении вреда, причинённого преступлением, не берётся во внимание при рассмотрении ходатайства об освобождении от отбывания наказания, а учитывается только поведение осуждённого в период отбывания наказания.
К ходатайству об условно-досрочном освобождении прилагается характеристика на осуждённого, к ходатайству об освобождении по болезни – заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы и личное дело осуждённого.
Как отмечалось выше, акт амнистии принимается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Одновременно ним Государственной Думой принимается постановление о порядке применения акта амнистии. Если в акте имеются нормы об освобождении осуждённых от отбывания наказания, то, соответственно, в постановлении определяется порядок такого освобождения. Для решения этого вопроса либо создаются комиссии из работников прокуратуры, МВД России, органов ФСИН и др. представителей, либо решение вопроса о применении амнистии к конкретным осуждённым возлагается на прокуроров.
Перечень заболеваний утверждён Постановлением Правительства РФ26. В него входят острые случаи психических заболеваний и расстройств, а также острые формы туберкулеза, злокачественные новообразования, болезни эндокринной и нервной системы, органов кровообращения, чувств, пищеварения, дыхания, почек, костно-мышечной системы, анатомические дефекты и т.д. Суду следует внимательно изучать причины заболевания осуждённого. С особой осторожностью необходимо решать вопрос о досрочном освобождении осуждённых, болезни или анатомические дефекты которых вызваны умышленными действиями самих осуждённых (например, членовредительством).
УИК РФ содержит гарантии от злоупотребления своим правом со стороны осуждённых к лишению свободы. Повторное обращение в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении возможно лишь после истечения полугода со дня рассмотрения предшествующего ходатайства, а для осуждённых к пожизненному лишению свободы – по истечении трёх лет27.
В то же время отказ суда в условно-досрочном освобождении не препятствует внесению в суд представления о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания. Соответственно, представление к замене не отбытой части наказания более мягким наказанием не препятствует обращению осуждённого с ходатайством об условно-досрочном освобождении.
Обращение с ходатайством о помиловании является субъективным правом осуждённого, отбывающего наказание, или лица, имеющего судимость. Данное право базируется на положении ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, гарантирующей каждому право просить о помиловании или смягчении наказания.
Рассмотрение ходатайств о помиловании осуществляется в соответствии с Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утверждённым Указом Президента РФ28.
Для рассмотрения вопросов, связанных с помилованием, на территориях субъектов РФ образованы комиссии по вопросам помилования.
Основными задачами комиссии по вопросам помилования являются:
1) предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осуждённых, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
2) подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
3) осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осуждённых;
4) подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта РФ, по вопросам помилования осуждённых, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
Осуждённый обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Оно регистрируется администрацией в специальном журнале учёта ходатайств о помиловании в день его подачи. Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.
К
ходатайству о помиловании
Копия
представления администрации
Территориальный орган уголовно-исполнительной системы направляет ходатайство о помиловании и прилагаемые к нему материалы в территориальную комиссию по вопросам помилования, которая представляет заключение о целесообразности применения акта помилования высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору, главе администрации и др.). Высшее должностное лицо вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осуждённого или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.
При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: а) характер и степень общественной опасности совершённого преступления;
б) поведение осуждённого во время отбывания или исполнения наказания;
в) срок отбытого (исполненного) наказания;
г) совершение осуждённым преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
д) применение ранее в отношении осуждённого акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
Информация о работе Правовое регулирование освобождения от отбывания уголовного наказания