Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 03:04, курсовая работа
Коренные преобразования основ экономического и политического строя России обусловили необходимость проведения правовой реформы в стране, одним из слагаемых которой является разработка и принятие законодательства, отвечающего новым социально-экономическим, политическим и духовным реалиям. Именно в этом ас
Введение ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ..........3
Глава 1. Исторический аспект института освобождения от
отбывания уголовного наказания ......... ......... ......... ......... ......... ..........6
§ 1. Институт освобождения от отбывания уголовного
наказания в советский период …………. ……... ......... ......... ..........6
Глава 2. Правовое регулирование освобождения от отбывания
уголовного наказания в действующем российском
законодательстве ......... ......... .................. ......... ......... ......... ..........16
§ 1. Основания освобождения от отбывания наказания ......... ..........16
§ 2. Порядок освобождения от отбывания наказания …….......... ..........21
§ 3. Порядок обращения с ходатайством об освобождении
от отбывания наказания ......... .................. ......... ......... ......... ..........26
Глава 3. Помощь лицам, освобождённым от отбывания
уголовного наказания, осуществление контроля за ними ......... ..........32
§ 1. Оказание помощи осуждённым, освобождённым от
отбывания наказания ……........... .................. ......... ......... ......... ..........32
§ 2. Контроль за лицами, освобождёнными от отбывания
наказания ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ..........34
Заключение ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ......... ..........37
Список литературы ……........... .................. ......
по
дисциплине: Уголовно-исполнительное
право
Тема:
«Правовое регулирование
освобождения от отбывания
уголовного наказания»
Выполнил
Проверил:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ......... .....
Глава 1. Исторический аспект института освобождения от
отбывания
уголовного наказания ......... .........
§ 1. Институт освобождения от отбывания уголовного
наказания
в советский период …………. ……... ......... ......... ....
Глава 2. Правовое регулирование освобождения от отбывания
уголовного
наказания в действующем
законодательстве .......
§ 1. Основания освобождения от отбывания наказания ......... ..........16
§ 2. Порядок освобождения от отбывания наказания …….......... ..........21
§
3. Порядок обращения с
от
отбывания наказания .........
Глава 3. Помощь лицам, освобождённым от отбывания
уголовного наказания, осуществление контроля за ними ......... ..........32
§ 1. Оказание помощи осуждённым, освобождённым от
отбывания
наказания ……........... ......
§ 2. Контроль за лицами, освобождёнными от отбывания
наказания ......... .....
Заключение ......... ....
Список
литературы ……........... .....
Введение
Коренные преобразования основ экономического и политического строя России обусловили необходимость проведения правовой реформы в стране, одним из слагаемых которой является разработка и принятие законодательства, отвечающего новым социально-экономическим, политическим и духовным реалиям. Именно в этом аспекте следует рассматривать принятие и введение в действие с 1 июля 1997 года Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ)1.
Отличие
УИК РФ от ранее действовавшей
системы регулирования
УИК РФ закрепил важнейшее положение уголовно-исполнительной политики российского государства о направленности законодательства и практики его применения на нравственное совершенствование личности осуждённого, его исправление. Достижение именно этой цели при всех трудностях воспитательного процесса позволяет с большой степенью вероятности рассчитывать на правопослушное поведение осуждённого во время отбывания наказания и после освобождения. Именно поэтому законодатель расширил границы применения основных средств исправления осуждённых, а также конкретизировал основания освобождения от отбывания уголовного наказания.
Кодекс отличается гуманистической направленностью, что важно в условиях построения демократического правового государства в Российской Федерации. Об этом свидетельствуют закрепление в его нормах общих и специальных принципов уголовно-исполнительной политики, законодательства и права, ориентация норм на международные стандарты и чёткое определение правового статуса осуждённых, их субъективных прав и законных интересов.
Актуальность данной проблемы отметил и Президент РФ в своём послании, указав, что уголовное законодательство, так же как и его применение, должны стать более современными, отвечающими требованиям всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, быть адекватными3.
С
целью совершенствования
Однако, при всех принятых для совершенствования законодательства в данной сфере мерах, остаётся немало проблем. Особенно актуальна среди них проблема регулирования процесса освобождения от отбывания уголовного наказания.
Целью данной работы является изучение института освобождения от отбывания уголовного наказания.
В соответствии с данной целью поставлена задача: провести историко-правовой анализ развития законодательства об освобождении от отбывания уголовного наказания.
Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: диалектического, анализа и синтеза; структурно-функционального; сравнительно-правового; обобщения полученных знаний, математической обработки.
При
подготовке данной работы были использованы
труды различных авторов, учебно-методическая
литература, лекции и статьи на данную
тему, примеры из практики.
Глава 1. Исторический аспект института освобождения от отбывания уголовного наказания
§ 1. Институт освобождения от отбывания уголовного наказания советского периода
Основы
исправительно-трудового
Ст.
46 Основ предусматривала более
подробную регламентацию
Условно-досрочное освобождение, его основания и условия определялись уголовным законодательством. Возможности его применения были существенно расширены Указом ВС СССР от 08.02.19778. После внесения изменений в ст. 44 Основ уголовного законодательства9 этот институт не применялся только к особо опасным рецидивистам, лицам, осуждённым за особо опасные преступления, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, а также к лицам, которым наказание в виде смертной казни было заменено лишением свободы в порядке амнистии или помилования. Не входящие в это число преступники, осуждённые за совершение тяжких преступлений к длительным срокам лишения свободы и неоднократно судимые, могли рассчитывать на условно-досрочное освобождение от наказания, если они доказали своё исправление10.
Вместе с тем была установлена более подробная дифференциация условий применения условно-досрочного освобождения. По общему правилу такую возможность осуждённые получали после отбытия половины срока наказания. Осуждённые за умышленные преступления к лишению свободы на срок свыше трёх лет, а также ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление и до погашения или снятия судимости вновь совершившие умышленное преступление, за которое они осуждены к лишению свободы, или совершившие умышленное преступление во время отбывания лишения свободы, могли быть представлены к условно-досрочному освобождению после фактического отбытия не менее двух третей назначенного им срока наказания.
К осуждённым за наиболее опасные и тяжкие преступления, такие как бандитизм, действия, дезорганизующие работу исправительно-трудового учреждения, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах, изнасилование при отягчающих обстоятельствах и т. д., а также к лицам, ранее осуждавшимся к лишению свободы за умышленное преступление, к которым применялось условно-досрочное освобождение или замена не отбытой части наказания более мягким, если до истечения не отбытого срока они совершили умышленное преступление, за которое осуждены к лишению свободы, условно-досрочное освобождение или замена не отбытой части наказания более мягким могли быть применены после фактического отбытия не менее трёх четвертей назначенного приговором срока.
Позже законодатель вновь сузил рамки возможного условно-досрочного освобождения. Оно не стало применяться также в отношении лиц, осуждавшихся за умышленные преступления более двух раз, если судимость за предыдущие преступления не снята или не погашена, а также лиц, ранее освободившихся из мест лишения свободы условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение не отбытой части срока наказания или обязательного срока работы.
В связи с дополнениями уголовного закона изменялись и нормы ИТК РСФСР, регламентирующие порядок представления осуждённых к освобождению. В редакции 1970 г. ст. 99 Кодекса предусматривала лишь представление осуждённого к условно-досрочному освобождению или к замене наказания более мягким. Такое представление могла вносить в суд администрация исправительно-трудового учреждения совместно с наблюдательной комиссией или комиссией по делам несовершеннолетних. В представлении должны были содержаться данные, характеризующие поведение осуждённого, его отношение к труду и обучению за все время отбывания наказания и свидетельствующие о том, что примерным поведением и честным отношением к труду осуждённый доказал своё исправление. Одновременно с представлением в суд направлялось личное дело осуждённого.
С 1977 года положения ИТК РСФСР стали регулировать и порядок представления осуждённых к условному освобождению из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.
Последний вид освобождения стал возможен лишь при наличии обязательства осуждённого примерным поведением и честным отношением к труду доказать своё исправление. Такое обязательство давалось осуждённым администрации исправительного учреждения и наблюдательной комиссии в письменной форме и вместе с другими документами направляется в суд.
При отказе суда в условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду либо в условно-досрочном освобождении повторное внесение представлений по этим вопросам могло иметь место не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения определения в отказе. Если лицо ранее было условно осуждено либо условно освобождено с обязательным привлечением к труду и впоследствии направлено в места лишения свободы, то его представление к условному освобождению с обязательным привлечением к труду было возможно не ранее чем по истечении года со дня вынесения определения суда о направлении в места лишения свободы.
ИТК РСФСР11 определял порядок освобождения из мест лишения свободы. Если осуждённый освобождался по отбытии срока, то освобождение должно было производиться в первой половине последнего дня срока наказания. По другим основаниям – в день поступления в учреждение соответствующих документов. При получении документов после окончания рабочего дня освобождение производилось утром следующего дня. Если срок наказания истекал в выходной или праздничный день, осуждённый должен был освобождаться в предвыходной или предпраздничный день.
Информация о работе Правовое регулирование освобождения от отбывания уголовного наказания