Понятие и виды наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы раскрыть все аспекты затронутой темы, глубже понять теоретическое и практическое значение института наказания в современных реалиях уголовного права, а также проанализировать и сопоставить понятия и виды наказаний, освещение многообразных, прежде всего новых, еще не разработанных видов наказания, в материальном (уголовно-правовом) аспекте.
Задачей данной работы является: изучение правовой природы, системы, цели, каждого из видов наказаний предусмотренных в уголовном законе КР, так как по нашему мнению доскональное изучение этих вопросов даст реальную возможность определить эффективность применения наказания вообще.

Оглавление

Введение…………………………………..…………………....…….3-5
Глава I. Понятие, цели и система уголовного наказания.
§1. Понятие и признаки уголовного наказания……………..…6-17
§2. Цели уголовного наказания…………………………………18-21
§3. Система и содержание уголовного наказания……………..22-26
§4. Отличие уголовного наказания от мер государственно –
правового воздействия………………………………………...…27-29
Глава II. Характеристика видов наказаний.
§1. Виды наказаний, не связанные с лишением свободы……...30-50
§2. Виды наказаний, связанные с лишением свободы ………...51-55
§3. Характеристика дополнительных видов наказаний……….56-62
Заключение……………………………………………………….63-66
Список использованной литературы…………………………....67-71

Файлы: 1 файл

дипломная виды наказаний.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

Пожизненное лишеңие свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в исправительную колонию особого режима и устанавливается за совершение особо тяжких преступлений против жизни, чести и достоинства личности либо действия, направленные на частичное или полное уничтожение национальных, этнических и религаозных групп. Другими словами, пожизненное лишение свободы УК КР предусматривает за такие преступления, как:

    • убийство;
    • изнасилование;
    • убийство государственного или общественного деятеля;
    • убийство лица, осуществляющего правосудие или следствие;
    • убийство сотрудника правоохранителъного органа или военнослужащего;
    • геноцид.

Гуманизм  уголовного права проявился еще  и в том, что дожизненное лишение свободы не назначается57:

  • женщинам;
  • лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет;
  • мужчинам, достигшим в момент совершения преступления шестидесятилетнего возраста.

Как и в  прежней редакции в данной статье осталась возможность замены пожизненного лишение свободы в порядке помилования на лишением свободы сроком на тридцать лет.

§ 3. Характеристика дополнительных видов наказаний.

 

Лишение  специального, воинского, почетного   звания и классного чина. Лишение специального, воинского, почетного звания и классного чина расширяет круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, поскольку в прежней редакции данной статьи, это касалось только воинских и специальных званий.

Условиями применения данного вида наказания является совершение лицом, обладающим каким либо видом из перечисленных званий, тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 12,13 УК КР).

Лишение специального или воинского звания как вид  наказания применяется только в форме дополнительного. Данный вид наказания мы относим к моральным наказаниям, поскольку здесь более значимо психологическое воздействие на лицо, совершившего преступление. Хотя нельзя отрицать при этом лишения материальных благ и привилегий, связанных с наличием специальных и воинских званий58.

Также лишения звания влекут для осужденного вместе с судимостью проблемы по восстановлению и далънейшему продвижению по службе и т.д.

Указанные в  статье звания в КР установлены законом КР от 06.04.99г. «Об установлении воинских званий, специальных классных чинов и специальных званий». Порядок присвоения и лишения званий регламентируется подзаконными нормативными отдельных министерсгв и ведомств КР. Например, порядок по присвоению специальных званий в системе внутренних органов КР регламентируется Положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом ОВД КР, утвержденным Постановлением Правительства КР от 18.07.94 г. № 530 и т.п.

Данный вид  наказания не распространяется на виды званий, подтверждающих уровенъ профессионального мастерства, ученые звания и степени, спортивные звания и т.п.

Исполнение данного  вида наказания возлагается на орган, присвоивший данное звание. Суд выносит приговор о лишении специального звания, направляет в соответствующий орган. Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении его прав и льгот, связанных со званием и в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает о его исполнении. Копия приговора в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту его приписки.

Должностное лицо в течение месяца со дня получения копии приговора извещает суд, постановивший приговор, о принятых мерах.

Что касается почетных званий, то они установлены  законом КРот 15 января 2000 года N 14 «0 Почетных званиях и Почетной грамоте Кыргызской Республики».

Почетные  звания Кыргызской Республики учреждаются в целях поощрения граждан за достижения в труде, высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд.

В КР учреждены  следующие почетные звания Кыргызской Республики:

народные  — писатель, поэт, художник, артист;

заслуженные — учитель, работник образования, врач, работник здравоохранения, артист, деятель культуры, деятель науки, работник промышленности, работник сельского хозяйства, строитель, работник транспорта, работник связи, работник геологической службы, работник сферы обслуживания населения, юрист, экономист, работник охраны природы, тренер, мастер спорта, изобретатель.

Почетные  звания присваиваются указами Президента КР.59

0 лишении  почетных званий издается указ Президента КР. Документы о награждении, знаки отличия, нагрудные знаки к почетным званиям, принадлежащие лицу, лишенному специального, воинского, почетного звания и классного чина, изымаются правоохранительными органами и направляются в Администрацию Президента КР.

Конфискация имущества. За тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, суд может в случаях, установленных законом, применить такой вид материального наказания как конфискация имущества.

Конфискация имущества (от лат. - отобрание в казну, отчуждение в пользу государства) является дополнительным видом наказания, применяется наряду с основными видами, как лишение свободы и др., и как имущественное воздействие еще более усугубляет лишения и страдания осужденного.

Конфискация имущества, как вид наказания, может  быть обязателъной и необязателъной. По формуле санкций статей Особенной части УК - «с конфискацией имущества или без таковой».

Конфискация имущества, как вид наказания, можег  быть общей и специальной. Ранее, до 2001 года конфискация по УК КР была общей, то есть, конфискации подлежало всё имущество или его часть без оговорок об его происхождении.

В настоящее  время УК КР устанавливает, что «конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства имущества осужденного, которое служило или было предназначено для совершения преступления либо получено в результате него, за исключением имущества, подлежащего возврату в порядке, установленном законодателъством Кыргызской Республики».

Если подлежит конфискации только часть имущества, то суд должен указать, какая именно часть имущества подлежит конфискации, или перечислить конфискуемые предметы (ч. 1 ст. 52 УК КР).

Таким образом, Кодекс закрепляет специалъную конфискацию имущества, которая заключается в изъятии предметов, средств и орудий преступления60. Но это имущество по нормам Уголовно-процессуального кодекса КР в любом случае изымается в доход государства (ст. 88 УПК КР). Выходит, что специальная конфискация уже существует самостоятельно, имеет уголовно-процессуалъную природу и исполняется следственными органами и судом. Представляется, что 52 УК КР всего лишь дублирует ст. 88 УПК КР, потеряв при этом свою материалъную, то есть, уголовно-правовую (карательную) сущность.

Видимо, просчитав  окончательную картину, соотношения  УК и УПК в вопросе о конфискации имущества, законодатель Российской Федерации вовсе исключил этот вид наказания из Уголовного кодекса, чем вызвал волну критики со стороны ученых-криминалистов и работников правоохранительных органов России61.

Суд может  назначитъ конфискацию всего или только части во всех случаях, когда это наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК КР.

Таким образом, суд может в зависимости от степени и характера общественной опасности преступления и личности преступника, его материального состояния и семейного положекия, назначить конфискацию только части имущества или вовсе не назначать ее, если даже является обязательной в санкции статьи Уголовного кодекса62.

Согласно  ч. 2 ст. 52 УК КР, конфискация имущества  может быть назначена   судом   только   за тяжкие или особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Кодекса. Это означает, что появляется конкуренция между ст. 52 (общей части) и статьями Особенной части УК, где предусмотрена конфискация имущества за преступления менее тяжкие. Например, ст. 177УККР Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем - классическое корыстное преступление. По ч. 2 ст. 177 УККР - лицо наказывается ,.. «лишением свободы на срок от одного года до трех лет с конфискацией имущества63». Поскольку данное преступление является менее тяжким (тяжкие - более 5 лет, а особо тяжкие - более 10 лет лшиения свободы (ст. 12 и 13 УК КР)), то применитъ конфискацию имущества - нельзя. Но в то же время мы знаем, что при конкуренции норм Общей и особенной частей Кодекса применяется норма Особенной части. Таким образом, мы попадаем в замкнутый круг противоречий.

Имущество, подлежащее конфискации, не может быть заменено деньгами, как при тройном айьпе, поскольку цель этого наказания направлена на изъятие именно имущества осужденного в пользу государства. В этом конфискация похожа на штраф, но разница в том, что,

 во-первых, штраф измеряется в денежно выражении   решением суда, а конфискация имущества - в количестве ценностей, реально имеющихся у осужденного;

во-вторых, размер штрафа суд устанавливает по статье Особенной части УК, а размер конфискации от размера имущества, добытого незаконным путем.

 В то  же время закон ограничивает  размеры конфискации Перечнем имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда. Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, содержится в Приложении к Уголовно-испол-нительному кодексу КР. Согласно Перечню не подлежащего конфискации по приговору суда жилой дом,  квартира или отдельные их части, если осужденный и его семья постоянно в них прожи-вают; земельные участки, на которых расположены дом и хозяйственные постройки, не подлежащие конфискации, а также земелъные участки, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства и др. объекты. Надо обратитъ внимание на то, что ст.52 УК КР противоречит содержанию перечня УИК КР. По-скольку, согласно Перечню, нельзя конфисковать дом или квартиру, если даже они приобретены преступным путем. Поэтому применение ст.52 УК КР вызывает вопросы.

По ч. 3 ст. 52 УК КР при конфискации имущества  государство не отвечает по долгам и обязательствам осужденного, если они возникли после принятия органами следствия или судом мер по сохранению имущества и притом без согласия этих органов.

По ч. 4 ст. 52 УК КР в отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает лишь в пределах актива, причем, в отношении очередности удовлетворения претензий соблюдаются правила, установленные ГПК КР.

Исполнение  наказания в виде конфискации  имущества производится судебным исполнителем, по месту нахождения имущества. Суд, вынесший приговор о конфискации имущества, по вступлению его в законную силу направляет исполнительный лист, копию описи имущества (или справку о ее отсутствии) и копию приговора для исполнения судебному исполнителю, о чем извещает финансо-вый орган.

Судебный  исполнитель по получению листа  проверяет наличие имущества  по описи (при ее отсутствии он выявляет имущество осужденного и составляет опись) и передает это имущество финансовым органам.

Действия  по исполнению данного вида наказания регламентируется нормами Уголовно-исполнительного кодекса КР.

 

 

 

 

Заключение

  1. Проблема  уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке. Её значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. Уголовная наказуемость является обязательным признаком понятия преступления. Наказание – это реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не влечёт за собой наказания, оно не может считаться преступлением.

Наказание выражает отрицательную  оценку преступника и его деяния со стороны государства и общества.

Наказание является мерой государственного принуждения и состоит в предусмотрённом уголовном законом лишении или ограничении прав и свобод осуждённого (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека). Наказание применяется к лицу, признанному в установленном законом порядке виновным в совершении преступления. Наказание назначается от имени государства и только по приговору суда. Наказание является одновременно и формой государственного принуждения, и карой за содеянное, и как средство исправления осуждённого, и как средство предупреждения совершения новых преступлений. Таким образом, наказание (по действующему уголовному кодексу) есть мера государственного принуждения, которая назначается по приговору суда лицу, признанному виновному в совершении преступления, и заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Отличительными признаками  уголовного наказания являются  следующие:

Информация о работе Понятие и виды наказаний