Понятие и виды наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы раскрыть все аспекты затронутой темы, глубже понять теоретическое и практическое значение института наказания в современных реалиях уголовного права, а также проанализировать и сопоставить понятия и виды наказаний, освещение многообразных, прежде всего новых, еще не разработанных видов наказания, в материальном (уголовно-правовом) аспекте.
Задачей данной работы является: изучение правовой природы, системы, цели, каждого из видов наказаний предусмотренных в уголовном законе КР, так как по нашему мнению доскональное изучение этих вопросов даст реальную возможность определить эффективность применения наказания вообще.

Оглавление

Введение…………………………………..…………………....…….3-5
Глава I. Понятие, цели и система уголовного наказания.
§1. Понятие и признаки уголовного наказания……………..…6-17
§2. Цели уголовного наказания…………………………………18-21
§3. Система и содержание уголовного наказания……………..22-26
§4. Отличие уголовного наказания от мер государственно –
правового воздействия………………………………………...…27-29
Глава II. Характеристика видов наказаний.
§1. Виды наказаний, не связанные с лишением свободы……...30-50
§2. Виды наказаний, связанные с лишением свободы ………...51-55
§3. Характеристика дополнительных видов наказаний……….56-62
Заключение……………………………………………………….63-66
Список использованной литературы…………………………....67-71

Файлы: 1 файл

дипломная виды наказаний.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

Меры материальной ответственности  – судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в отдельных случаях –  в административном порядке.

Меры общественного  воздействия устанавливаются со стороны общества или отдельных  его групп.

Уголовное наказание назначается только судом.

Основанием для назначения административной ответственности  является административное правонарушение; для дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального ущерба или гражданско-правовой деликт.

Основой для назначения уголовного наказания является преступление.

Субъектами административной ответственности являются физические лица и коллективные образования.

Вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций  является дискуссионным, т.к. предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных  объединений и т.п., но и меры не определены в законодательстве; общественное воздействие может быть обращено как на физических, так и на юридических лиц.

Субъектами уголовного права могут быть только физические лица.

Только уголовное наказание  влечёт за собой судимость. Меры административной ответственности применяются в  соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам  об административных правонарушениях.

Меры дисциплинарной ответственности -  в соответствии с нормами, устанавливающими порядок  дисциплинарного производства. Дела о материальной ответственности  решаются, как правило, в порядке  гражданского судопроизводства.

Меры общественного воздействия не регулируются законодательством. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

В целом можно сделать  вывод, что уголовное наказание  обладает рядом черт, отличающих его  от других мер государственно-правового и общественного воздействия.

 

Глава II.  Характеристика видов наказаний.

 

§1. Виды наказаний, не связанных с лишением свободы

Привлечение  к  общественным  работам. Общественные работы являются принципиально новыми для уголовного законодательства стран бывшего СССР наказанием. Ничего подобного ранее действовавшего законодательства, как нашей республики, так и других стран СНГ не знало.

Сама по себе идея о  необходимости введения в законодательство такого нового вида наказания, которое  заключилось бы в выполнении  осужденным бесплатных общественно-полезных работ в свободное от основной работы время, появилась сравнительно недавно.

Показательно в этой связи, что опубликованной в 1987 году теоретической модели уголовного кодекса  такого или похожего наказания еще и в помине не было27. При этом предполагалось применение данного наказания лишь к несовершеннолетним. Дальнейший ход реформы уголовного законодательства показал, что законодатель признал необходимым более широкое применение рассматриваемого наказания.

Как видим, с момента  возникновения идеи до ее реализации в законодательстве прошло не так  уж много времени. Это свидетельствует  о признании специалистами настоятельной  необходимости существования такого рода наказания. В самом деле, оно является довольно удачной альтернативой лишению свободы для лиц, представляющих сравнительно небольшую общественную опасность – это с одной стороны, а с другой – оно не только сильно ущемляет имущественные интересы осужденных, как, например, штраф. Поэтому данное наказание является достаточно удачной альтернативой и имущественным наказаниям в тех случаях, когда их применение нецелесообразно или невозможно в силу отсутствия средств у осужденного.

На быстроту принятия такого решения, по всей видимости, оказала влияние и позиция мирового общества. Достаточно сказать, что в принятых в 1990 году VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Стандартных минимальных правилах обращения с преступниками (так называемые «Токийские правила») привлечения к общественным  работам  рекомендовано в качестве одной из перспективных альтернатив лишению свободы28.

Согласно ст. 43 УК КР «общественные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется местными органами исполнительной власти».

Применяется это наказание только в качестве основного в случаях совершения лицом преступления небольшой тяжести и менее тяжкого преступления, и в отношении лиц, исправление которых возможно без изоляции от общества.

Общественные работы назначаются продолжительностыо от сорока до трехсот шестидесяти часов. Отбываются осужденным бесплатно в свободное от основной работы и учебы время не свыше четырех часов в день, а неработающим - не свыше восьми часов в день.

Наказание в  виде привлечения к общественным работам назначается, как правило, с согласия осужденного, с учетом состояния его здоровья, профессии, квалификации, уровня образования

Содержанием этого вида наказания является принудительный бесплатный труд, но среди уголовных наказаний этот вид является наиболее щадящим способом принудительного воздействия на личность.

Но в случае злостного уклонения осужденного  от общественных работ имеется возможность ужесточения наказания29. Так, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить наказание исправительными работами, ограничением свободы или лишением свободы в пределах сроков, предусмотренных соответственно статьями 46-3 и 49 УК КР,

Согласно  ст. 33 УИК КР «уклоняющимся от отбывания наказания в виде общественных работ признается осужденный:

во-первых, более двух раз в течение месяца не вышедший на общественные работы без уважительных причин;

во-вторых, более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в-третьих, скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания».

Время, в течение  которого осужденный отбывал общественные работы, учитывается при этом из расчета один день исправительных работ, один день ограничения свободы или один день лишения свободы за восемь часов общественных работ.

Общественные  работы могут быть заменены исправительными работами, ограничением свободы или лишением свободы также в случае, если в санкции статьи, по которой лицо признано виновным, не предусмотрены данные виды наказаний. При этом срок исправительных работ, ограничения свободы или лишения свободы устанавливается на срок не более одного года.

Время, в течение  которого осужденный работал, учитывается как смягчающее ответственность обстоятельство.

По  ст. ч. 4 43 УК КР общественные работы не могут быть назначены: 

военнослужащим;

женщинам  е возрасте свыше 55 лет и мужчинам свыше 60 лет;

беременным  женщинам;

женщинам, находящимся  в отпуске по уходу за ребенком;

инвалидам I и II группы;

лицам, не имеющим постоянного места жительства.

На местах наказание  в виде привлечения к общественным работам исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, на объектах, определяемых местными органами исполнительной власти по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями30.

Осужденные к общественным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее пятнадцатидневного срока со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда.

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с местными органами исполнительной власти объекты общественных работ; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного ими времени (ст. 28 УИК КР).

Вызывает  у   нас  возражения  регламентация  вопроса  о  не  применении    общественных  работ  к  инвалидам.  Строго  говоря,  получается   так,  что  нетрудоспособным   закон   признается  лишь  инвалидов   1-2   группы. Инвалиды  же  третий  группы  признаются,  судя  по  всему,  трудоспособными.  А вот это как раз далеко  не  бесспорно.

На  наш  взгляд,  подход  к  решению  данного  вопроса    должен  быть  единым.

Штраф - (от нем. Strafe - наказание), денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом. Штраф не является новым видом наказания для нового УК КР.

Согласно УК КР, штраф - есть взыскание  в доход государства, налагаемое судом в денежной форме в случаях  и пределах, установленных УК КР, точнее санкциями Особенной части УК КР (ст. 44 УК КР). Надо сказать, что терминологически это определение никакой новизной не отличается. Точно так же определяется понятие штрафа и в ранее действовавшем законодательстве ( ч.1 ст. 28 УК КССР 1961 г)31.

В кодексах некоторых других республик понятие штрафа технически сконструировано несколько по-другому. Сразу же в одной части соответствующих статей идет речь о том, что штраф есть денежное взыскание, и о том, как определяется подход к исчислению суммы штрафа. Например, в ч. 1 ст. 40 УК Республики Казахстан содержится такое определение: «Штраф есть денежное взыскание, назначенное в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, установленных законодательством, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период на момент совершения им преступления32».

Приблизительно также сконструировано  рассматриваемое определение в  новом УК Российской Федерации (см. ч. 1 ст. 46)33. Отличия имеются лишь в двух моментах. Первый – чисто терминологический: в кодексе Российской Федерации речь идет не о месячных расчетных показателях, а о минимальном размере оплаты труда, что практически одно и то же. Второе отличие – по существу, в кодексе Российской Федерации отсутствует указание на то, что при втором способе исчисления суммы штрафа берется период на момент совершения преступления34.

Согласно кыргызскому уголовному законодательству, штраф устанавливается в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления, с учетом имущественного положения осужденного, и пременяется судом в качестве основного наказания; в качестве дополнительного наказания может быть применен только в случаях, предусмотренных Особенной части УК35.

Поэтому пределы санкции штрафа - относительно-определенные, что нашло свое отражение колоссальное расслоение нашего общества на богатых и бедных. Если ранее размер штрафа был от 20 до 1000 расчетных показателей (РП)36, то после последних изменений в УК КР он стал от 20 до 25 000 РП при применении штрафа, как основного наказания, и от 20 до 5000 РП, как дополнительно.

Согласно закону КР «0 расчетном показателе» от 27 января 2006 года №13 «расчетный показатель - нормативный денежный показатель для определения размера социальных выплат, компенсаций, экономических санкций, административных взысканий, штрафов и других экономических показателей, не связанных с оплатой труда»37.

По Постановлению ЖК КР «06 утверждении размера расчетного показателя» от 15 июня 2006 года N 1115-Ш размер расчетного показателя с 1 января 2006 года утвержден в сумме 100 сомов в месяц38.

Штраф как вид наказания  считается эффективным видом  наказания. Большой размах пределов назначения штрафа позволяет индивидуализировать наказание, учесть многие факторы, как личность преступника, его материальное положение, обстоятельства совершения преступления и т.п.

Штраф назначается в  случаях, предусмотренных санкциями  статей Особенной части УК КР. По ст. 56 УК КР штраф может быть назначен, как более мягкое наказание или не назначаться, как дополнительное наказание, хотя оно предусматривается санкцией конкретных статей Особенной части УК КР, по которым назначается основное наказание.

Также штрафом можно  заменить в соответствующих случаях  неотбытую или оставшиеся части наказания, согласно статьям 70 (ч. 2) и 72 (ч.З) УК КР39.

В случае уклонения от уплаты штрафа он заменяется исправительными работами, ограничением свободы или лишением свободы в пределах срока, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК КР, по которой лицо признано виновным.

Штраф может быть заменен исправительными работами, ограничением свободы также в случае, если статья Особенной части УК КР, по которой лицо признано виновным, не предусматривает данные виды наказаний. При этом сроки привлечения к исправительным работам, ограничения свободы или лишения свободы устанавливаются от шести месяцев до одного года.

Порядок исполнения наказания в виде штрафа регламентирован Главой 4 УИК КР. Осужденный обязан уплатить сумму штрафа в месячный срок с момента вступления приговора в законную силу.

В случае, если осужденный не имеет возможности единовременной уплаты штрафа, суд по ходатайству осужденного и по заключению органа, исполняющего наказание, может отсрочить или рассрочить уплату на срок до шести месяцев (ст. 24. УИК КР)40.

Информация о работе Понятие и виды наказаний