Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:08, курсовая работа
Актуальность данной темы, по моему мнению, заключается в соответствии, равнозначности совершенных преступных деяний с мерами ответственности, применяемыми судами. Не секрет, что бывают случаи, когда более суровому наказанию за менее значительный проступок подвергаются малоимущие, не имеющие квалифицированной юридической и материальной поддержки люди, тогда как сильные мира сего, обладая большими финансовыми и людскими ресурсами зачастую выходят из зала суда “незапятнанными” с юридической точки зрения, хотя погрязли в серьезных преступлениях. Но это лирика, эмоции.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Понятие, признаки уголовного наказания. Отличие наказания от иных мер государственного и общественного принуждения………........6
3. Цели наказания и их соотношение с задачами………...……………...10
4. Система наказаний. Классификация видов наказаний………...…….14
5. Отдельные виды наказаний:
а) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК)…………………..19
б) лишение свободы на определенный срок.
Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения………………………………………………..22
6. Заключение…………………………………………………………………..25
7. Список литературы…………………………………………………………27
Важное значение имеет градация наказаний по юридическому содержанию. К сожалению, в литературе нет единого понятия исправительно-трудового воздействия. Не углубляясь в перечисление и анализ каждого из определений, заметим, что, на ваш взгляд, под исправительно-трудовым воздействием следует понимать особый процесс воздействия, сочетающий методы убеждения и принуждения, обязательным признаком которого является постоянный, длительный труд как основа исправления.
К
наказаниям, связанным с исправительно-
По порядку назначения и их юридической значимости наказания делятся на основные, дополнительные и меры, применяемые как в качестве основных, так и дополнительных. Указанное деление является единственным сегодня прямо предусмотренным в уголовном законе.
Согласно ст. 45 УК к основным видам наказаний относятся обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. К дополнительным – лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных наказаний.
Деление по данному классификационному признаку было присуще многим карательным системам российского уголовного законодательства. Градация наказаний на основные и дополнительные имеет ценность для правильного сочетания разнообразных по карательной и воспитательной направленности мер. Используя философские категории, можно сказать, что, применяя основную меру, суд считает её необходимой для исправления осужденного, прибавляя же дополнительную, приходит к выводу о её достаточности.
Основные
наказания назначаются
4. Отдельные
виды наказаний:
а)
лишение права
занимать определенные
должности или
заниматься определенной
деятельностью.
Суть этого вида уголовного наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч.1 ст.47 УК). По существу, в данной статье закона объединены два различных, хотя и весьма сходных по своим карательным свойствам, и в принципе однородных вида наказания: лишение права занимать должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. государственной службой считается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственные органы в соответствии с законодательством подразделяются на категории: (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности) соответствующие 5 группам. Для всех госслужащих этим же законом введено 15 классификационных разрядов (действительные государственные советники РФ, государственные советники РФ, советники РФ, советники госслужбы, референты госслужбы и др.) в каждом разряде установлены 3 класса.
Рассматриваемое наказание заключается, таким образом, прежде всего в запрещении занимать конкретную должность на государственной службе. Кроме того, уголовный закон предусматривает запрещение занимать должности в органах местного самоуправления. Другим видом этого наказания является запрещение заниматься определенной профессиональной и иной деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать постоянное выполнение работы, требующей специальных знаний или подготовки, т.е. профессии (медицинский работник, учитель, преподаватель в учебных заведениях любого уровня, бухгалтер, адвокат, юрисконсульт и т.д.).
Под иной деятельностью, очевидно, подразумевается относительно постоянное занятие, например, охотой, рыбной ловлей, использование личной автомашины для частных перевозок и т.д.
До последнего времени вопрос о том, распространяется ли данный вид наказания на деятельность, не связанную со службой или профессией, не был решен в законе. Высшие судебные органы по конкретным уголовным делам допускали широкую трактовку понятия деятельности.
Так, по делу К. и М., которые были осуждены за браконьерство с применением в качестве дополнительного наказания лишения права заниматься рыбной ловлей, Пленум Верховного Суда СССР в свое время признал, что по смыслу закона данное наказание относится не только к служебной либо профессиональной, но и к любой деятельности, имеющую правовую регламентацию конкретных прав и обязанностей.
УК 1996 г. решил этот вопрос, на наш взгляд, именно в таком плане, предусмотрев лишение права заниматься иной деятельностью. Закон определяет сроки лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления либо заниматься профессиональной или иной деятельностью. Они установлены в качестве основного наказания от одного года до пяти лет и в качестве дополнительного – на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 47 УК).
Высшие судебные органы специально обращали внимание судов на необходимость четкого соблюдения требований закона об обязательном указании в приговоре срока данного наказания. При этом разъяснялось, что, если, к примеру, к моменту вынесения приговора виновный не занимает определенной должности или не занимается данной деятельностью, это не лишает суд права применения запрета в качестве наказания.
В
отличие от штрафа и конфискации
имущества рассматриваемое
В статьях Особенной части УК это наказание, как в качестве основного, так и дополнительного предусмотрено за преступления, связанные либо с занимаемой виновным должностью, либо конкретной профессиональной или иной деятельностью. Так, в качестве основного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью предусмотрено за квалифицированные виды таких преступлений, как нарушение неприкосновенности жилища с использованием служебного положения (ч.3 ст.139 УК), отказ должностного лица в предоставлении гражданину информации (ст.140 УК) и другие. Как дополнительное это наказание указано, к примеру, в ч.2 ст.124 УК (неоказание помощи больному). Применение рассматриваемого наказания выполняет важную предупредительную функцию, осужденный не может больше совершать преступные действия, связанные с должностью или профессией. Тем самым в известной мере предупреждается и возможность рецидива.
Следует иметь в виду, что запрет занимать должности на госслужбе или в органах местного самоуправления либо заниматься определенной деятельностью не лишает осужденного возможности вообще работать в данном ведомстве или в системе. Речь идет лишь о лишении права находиться на конкретных должностях (например, связанных с распоряжением материальными ценностями) или продолжать выполнять конкретные профессиональные функции (к примеру, врача).
УК содержит также и указания относительно начала исчисления срока данного вида наказания как дополнительного. При условном осуждении (ст.73 УК) этот срок начинает течь с момента вступления приговора суда в законную силу. Если основным наказанием были обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, содержание в воинской дисциплинарной части либо лишение свободы, срок этого дополнительного наказания исчисляется с момента отбытия основного вида наказания (ч.4 ст.47 УК).
В соответствии с УИК 1997 г. исполнение данного вида наказания возложены на уголовно-исполнительные инспекции органа внутренних дел по месту жительства осужденного. Если же данное наказание назначено в качестве дополнительного к основному, оно исполняется той же инспекцией после отбытия основного наказания. Инспекция ведет учет осужденных, контролирует соблюдение предусмотренного приговором запрета, проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий (учреждений, организаций) по месту работы осужденного, организует проведение воспитательной работы.
Уголовно-
В
случаях злостного неисполнения
должностными лицами приговора суда,
применившего данное наказание, они
подлежат уголовной ответственности
(ст.315 УК).
б)
лишение свободы
на определенный срок.
Назначение осужденным
лишению свободы
вида исправительного
учреждения (ст.56,58 УК
РФ).
Содержание этого одного из наиболее суровых видов наказаний состоит в принудительной изоляции осужденного путем помещения его в предназначенные для этого учреждения на срок, установленный приговором суда, со специальным режимом содержания.
Лишение свободы обладает наибольшим числом правоограничений для осужденного, а, следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью. Оно предусматривается в законе и применяется судом в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений к лицам, ранее осуждавшимся к этому наказанию, к рецидивистам и т.д. Лишение свободы назначается в качестве наказания, когда цели наказания не могут быть достигнуты более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, наказание лица возможно лишь в условиях строгой изоляции и специального режима. Осужденный к этому виду наказания существенно ограничивается в целом ряде основных прав. Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает возможность применения к осужденному специальных принудительных мер (за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, например, перевод в помещения камерного типа).
Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание судов на то, что к лицам, совершившим не представляющие повышенной опасности преступления, и в случаях, когда санкция статьи Особенной части УК, по которой квалифицированы действия виновного, наряду с лишением свободы предусматривает более мягкие виды наказания, при постановлении приговора каждый раз должен обсуждаться вопрос о целесообразности и необходимости применения лишения свободы.
В уголовном законе перечисляются места отбывания лишения свободы и виды исправительных учреждений: колонии-поселения, а также исправительные колонии общего, строгого и особого режима и тюрьмы. Лица, осужденные к лишению свободы, которым к моменту вынесения судом не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч.1 ст.56).
Уголовный кодекс устанавливает предельные сроки лишения свободы: от шести месяцев до двадцати лет (ч.2 ст.56 УК).
Закон четко и дифференцировано определяет, кто (какие категории) из осужденных к лишению свободы должен отбывать наказание в этом или ином учреждении (ст.58 УК):
Информация о работе Понятие и цели наказания. Виды наказаний