Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:43, курсовая работа
В первой главе рассматривается более узкая, но в тоже время и более объёмная проблема – государственное управление. Здесь раскрываются цель, специфика, объект, субъект и предмет государственного управления, рассматриваются функции государственного управления, а также даётся характеристика особенностям государственного управления России. Вторая глава посвящена раскрытию вопроса государственное управление как социальное явление. Здесь раскрываются понятие, назначение и содержание социального управления, его цель, затрагивается социально-политический аспект эффективности государственного управления и безусловно современные ориентации государственного управления в России.
Введение 2 – 3
1. Основы государственного управления
Специфика системы государственного управления 4 – 12
Цели государственного управления 12 – 16
Функции государственного управления 16 – 19
Принципы государственного управления 19 – 28
Особенности государственного управления 28 – 35
2. Государственное управление как социальное явление
2.1 Социальное управление 36 – 40
2.2 Социально-политический аспект эффективности
государственного управления 40 – 43
2.3 Современные ориентации государственного управления
в России 43 – 49
Заключение 50 – 51
Список литературы
Конец XX столетия актуализирует научную обоснованность государственного управления. Ведь сегодня при всей значимости накопленного опыта, животворящего искусства, только наука обладает способностью и необходимыми данными объективного определения тенденций общественного развития. Опыт обращен обычно к прошлому, искусство – интуитивно, научное же знание может с достаточной степенью достоверности прогнозировать и даже программировать пути и средства движения в будущее. Конечно, для этого годится только подлинная наука, а не ее суррогат, наука, освобожденная от обязанности объяснять текущую политику или оправдывать неудавшуюся практику. Поэтому научная обоснованность государственного управления в перспективе будет определяться взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного знания (общественного, естественного и технического) и готовностью, способностью и умением государственного управления его впитывать и использовать. Правда, в этом взаимодействии применительно к советской науке очень многое зависит и от самого государственного управления, которое может ее стимулировать и поддерживать.
Еще одно важное общественное требование к государственному управлению приобретает все более громкое звучание. Два столетия индустриального типа производства показали ограниченность и опасность производственного, или как чаще называют, технократического подхода к организации общественной жизни и, естественно, к государственному управлению. Именно под влиянием этого подхода идеи Возрождения и Просвещения, взрастившие нашу цивилизацию, идеи глубоко гуманистического характера были отодвинуты в сторону. Человек обычно виделся лишь в двух ипостасях: как производитель и как потребитель, с применением к нему одного – экономического критерия оценки развития. Фактически в системе таких координат со времен Ф.У. Тейлора развивалась и наука управления производством, многие постулаты которой позднее были взяты и восприняты теорией государственного управления. Положение, складывающееся на грани тысячелетий, требует конкретного изменения всей философии и методологии государственного управления. Во главу угла должен быть поставлен человек, государственное управление призвано приобрести подлинно гуманистическую окраску. Надо искать нетрадиционные формы взаимосвязей людей между собой, людей с природой, со своим прошлым и будущим. А что возможно при широкой гуманизации государственного управления, при внимательном учёте философских, социологических, психологических, правовых, педагогических знаний.
С позиций именно интересов человека, его самосохранения, продления рода людского придется, наверное, государственному управлению анализировать и оценивать имеющиеся и инновационные технологии, орудия и предметы труда, используемое сырье и материалы, качество продукции, образ жизни, условия быта и многое другое.
И, конечно, общество хочет видеть государственное управление социально эффективным. Не «спешащим следом» за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.
Процесс государственного управления
— это реализация специфических функций
государства посредством управляющих
воздействий на общество государственного
аппарата.
Специфику
государственного управления обуславливают
характер и объем охватываемых этим управлением
общественных явлений. В политическом
аспекте смысл государственного воздействия
— это решение общих дел, мобилизация
общества на достижение общественно значимых
целей, удовлетворение потребностей общества
в целом, а не только отдельных граждан
и социальных групп.
В первой
главе курсовой работы рассмотрены вопросы
специфики государственного управления.
Показано, что внешняя среда системы государственного
управления — это те силы, факторы экономической,
политической, правовой, культурной, духовной
сфер многообразной жизнедеятельности
общества, которые оказывают непосредственное
влияние на процесс управляющего воздействия,
питают его ресурсами или блокируют управленческие
решения (действия) в случае неготовности
к ним общества.
Здесь же определено, что система государственного
управления предполагает наличие субъекта
и объекта управления, управляющих и управляемых.
Его сущность во многом проявляется в
характере взаимоотношений субъекта и
объекта управления. В качестве субъекта
управления выступают государственные
органы, институты, организации и представляющие
их или само государство в целом.
Кроме того,
в данной главе рассмотрены функции, цели
и принципы государственного управления,
без которых государственное управление
состояться не может. В зависимости от
того, каковы целевые установки и на каких
принципах государство их реализует, выстраивается
система функций, выбираются формы, методы
и средства, через которые осуществляется
государственное управление.
Они могут
видоизменяться или приобретать специфические
очертания своей содержательной сущности
в зависимости от того, на каком конкретно-историческом
этапе своего развития находится государство
и какой политический режим определяет
характер государственной власти.
Во второй главе курсовой работы рассмотрена
сущность социального и государственного
управления. Здесь представлена взаимосвязь
социального и государственного управления,
которая может быть определена как система
правовых отношений, посредством которых
осуществляется практическое, конкретное
воздействие на различные сферы жизни
общества и индивида, создающих необходимые
предпосылки для осуществления принадлежащих
им прав, свобод и исполнения правовых
обязанностей, преемственного перевода
всей общественной системы в состояния,
постоянно обеспечивающие их развитие
и осуществление.
В данной
главе также рассмотрены социально-политический
аспект эффективности государственного
управления и современные ориентации
государственного управления в России.
В результате выявлено, что государственное
управление как деятельность многопланова.
В сущности же своей — это деятельность
целенаправляющая, организующая, регулирующая,
активизирующая и контролирующая, подчиненная
решению общественно значимых задач. Это
и комплекс специфических, управленческих
отношений, складывающихся внутри управленческой
системы.
Таким образом,
цель курсовой работы – выяснение сущности
государственного управления как социального
явления – считается достигнутой, поставленные
задачи выполнены.
1. Атаманчук Г. В // «Теория государственного управления» – 2006г.
2. Глазунова Н. И // «Система государственного управления» – 2003г.
3. Колосова В. В // Лекции по теории управления – 2011г.
4. Конституция Российской Федерации – 2010г.
5. Маркова А. Н // «Государственное управление в России» – 2002г.
6. Меркурьев А. В // Лекции по основам
государственного и муниципального
7. Пикулькин А. Б // «Система государственного управления» – 2007г.
8. Рой О. М // «Система государственного управления» – 2006г.
9. Чиркин В. Е // «Система государственного и муниципального
1 Атаманчук Г. В/ Теория государственного управления/ «ОМЕГА-Л» Москва 2006г./ стр.59, 61.
2 Глазунова Н. И/ Система государственного управления/ «ЮНИТИ» Москва 2003г./ стр.33 – 34
3 Меркурьев А. В/ Лекция №4 по основам государственного и муниципального управления/
4 Атаманчук Г. В/ Теория государственного управления/ «ОМЕГА-Л» Москва 2006г./ стр. 62
5 Атаманчук Г. В/ Теория государственного управления/ «ОМЕГА-Л» москва 2006г./стр. 164
6 Меркурьев А. В /Лекция №6 по основам системы государственного и муниципального управления/
7 Глазунова Н. И/ система государственного управления/ «ЮНИТИ» Москва 2003г./ стр. 384
8 Атаманчук Г. В/ Теория государственного управления/ «»ОМЕГА-Л» Москва 2006г./ стр. 168.
9 Меркурьев А. В /Лекция №6 по основам системы государственного и муниципального управления/
10 Меркурьев А. В /Лекция №6 по основам системы государственного и муниципального управления/
11 Колосова В. В/ Лекция №6 по теории управления/
12 Меркурьев А. В /Лекция №6 по основам системы государственного и муниципального управления/
13 Глазунова Н. И / Система государственного управления/ «ЮНИТИ» Москва 2003г./ стр. 396
14 Атаманчук. Г. В/ Теория государственного управления/ «ОМЕГА-Л» Москва 2006г./ стр. 275
15 Меркурьев А. В/ Лекция №2 по основам системы государственного и муниципального управления/
16 Атаманчук Г. В/ Теория государственного управления/ «ОМЕГА-Л» Москва 2006г./ стр. 266 – 267
17 Меркурье А. В /Лекция №8 по основам системы государственного и муниципального управления/
18 Конституция Российской Федерации / «Проспект» Москва 2010г./ глава 1 статья 1 пункт 1/