Обратная сила уголовного закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе рассматривается более узкая, но в тоже время и более объёмная проблема – государственное управление. Здесь раскрываются цель, специфика, объект, субъект и предмет государственного управления, рассматриваются функции государственного управления, а также даётся характеристика особенностям государственного управления России. Вторая глава посвящена раскрытию вопроса государственное управление как социальное явление. Здесь раскрываются понятие, назначение и содержание социального управления, его цель, затрагивается социально-политический аспект эффективности государственного управления и безусловно современные ориентации государственного управления в России.

Оглавление

Введение 2 – 3
1. Основы государственного управления
Специфика системы государственного управления 4 – 12
Цели государственного управления 12 – 16
Функции государственного управления 16 – 19
Принципы государственного управления 19 – 28
Особенности государственного управления 28 – 35
2. Государственное управление как социальное явление
2.1 Социальное управление 36 – 40
2.2 Социально-политический аспект эффективности
государственного управления 40 – 43
2.3 Современные ориентации государственного управления
в России 43 – 49
Заключение 50 – 51
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая управ.как соц явление(адм.право).doc

— 233.00 Кб (Скачать)

На уровне входа необходима для управляющей системы также  и поддержка со стороны общества, ресурсная «подпитка» для реализации требований. Поддержка возможна материальная и нематериальная, она является формой выражения лояльности, благожелательности к власти, режиму и означает усиление управляющей системы. Формами проявления поддержки могут считаться исправное выплачивание налогов, законопослушание, признание и следование директивам властей, проведение демонстраций в поддержку политики и решений правительства.

В случае, если требования перегружают управляющую систему, а поддержка, возможности общества, ресурсное обеспечение недостаточны, то неизбежны кризисные ситуации в управлении, ибо политика и управление – искусство возможного.

Главным результатом  функционирования системы государственного управления, создающим эффект на выходе системы, являются управленческие решения и действия. Они могут носить политический общезначимый характер или на выходе появляются властные административные решения исполнительных органов; касаться вопросов распределения или перераспределения  собственности, государственного имущества, ценностей, ресурсов, укрепление правопорядка и законности, защиты прав и свобод граждан; быть в форме новых правовых нормативных актов (законов, указов, постановлений), инвестиций, ассигнований на конкретные нужды. При этом чрезвычайно важно, чтобы:

1. Управленческие решения опережали и предопределяли управленческие действия, иначе систему управления и в целом государство трудно назвать правовым. Здесь уместно выделить принципиальный и специфический для управления момент: если в обществе (управляемой системе) какой-либо субъект права (физическое или юридическое лицо) вступает в отношения с другими субъектами права, он может действовать согласно формуле «можно всё, но что не запрещено законом». В то же время субъект, должностное лицо управляющей системы при воздействии на управляемые объекты руководствуется ограничительной формулой – «можно только то, что разрешено законом». Закон и инструкция не могут вместить всё многообразие жизни. Отсюда усмотрительная управленческая деятельность. Она создаёт как возможность злоупотребления властью, так и возможность творческого управляющего воздействия в интересах человека.

2.Управляющая система может стабильно функционировать только как открытая система по признаку «вход – выход», когда каждому сигналу, поступающему на вход системы, соответствует отклик, выходной системы. Конечно, степень открытости может быть различной, она зависит от объективных и субъективных факторов. К первым относятся естественные ограничения, обусловленные необходимостью соблюдать государственную, служебную, профессиональную тайну; ко вторым – ограничения надуманные, бюрократические.

Адекватность управления возможностям и запросам общества –  одна из закономерностей системы  государственного управления. Её нарушение  заметно обществу: управляющая система начинает работать на себя, бюрократия становится «глухой», власть используется чинами для чинов, а не для людей, политические решения государственной власти становятся непонятными, неприятными. Это неизбежно рождает процесс стагнации управляющей системы, а в обществе появляются силы, желающие «помочь» ей умереть. Если управленческие решения и действия (политические или административные) не устраивают общественную среду, то информация об этом поступает в систему управления и необходимы переориентировка усилий, изменение задач и тактики. Это – одно из условий самосохранения системы. В целом, прямые (непосредственное влияние государства на объект) и обратные (сотрудничество, взаимодействие не только реакции на управляющее воздействие, но и постановка вопроса об их создании) связи выполняют роль регулятора, компаса, настройки обеспечивают качество, эффективность управляющего воздействия.

Итак, государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. 4

 

                1.2 Цели государственного управления.

          Сформулировать и обосновать цели государственного управления – это крайне сложная и ответственная задача. Поскольку цель определяется субъектом управления осознанно, то наряду с рациональным моментом она содержит и субъективный, ценностный ориентир (установки, влечения, интересы). Поэтому нерациональный  элемент всегда присутствует в цели, её нельзя взять в объективной действительности в готовом виде, а нужно определить и надлежащим образом сформулировать, доказательно обосновать. На данный процесс влияют прошлый опыт, имеющиеся средства, наиболее актуальные потребности.

          Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов. Под мотивом понимается стремление удовлетворить те или иные потребности, и не просто выявить, просчитать, структурировать по приоритетности, но учесть все потребности и интересы социальных групп, сфер управления, тем более предвидеть, предусмотреть их возможные изменения.

          Можно сказать, что цель в управлении представляет собой идеальный образ (логическую модель) желаемого состояния субъекта или объекта управления, сформулированный на основе познания и учёта их объективных закономерностей и организационных форм, потребностей, интересов.5

          Народ на государственном уровне  по существу никогда не выступал  субъектом формирования целей  государственного управления, обычно  ему отводилась роль средства реализации субъективистских целей. В нашей отечественной истории механизм выработки политики существовал за кулисами общественной жизни.

          Переход к подлинной (не декларируемой)  демократии предполагает, прежде  всего, изменение технологии  определения целей государственного управления. Государственная власть в демократическом правовом государстве должна предлагать обществу открытую политику. Нужны прозрачный расчёт, изучение потребностей и возможностей, гласность в определении приоритетов общественного развития. Таким образом, открытость, прозрачность, гласность – основные принципы целеполагания в государственном управлении.

          Существует системообразующие моменты  выдвижения целей перед государственным  управлением:

          1. Общественные источники возникновения и фиксирования государственного управления.

          2. Субъективная сторона целеполагания  и вызываемая её относительность  и открытость сформулированных  целей государственного управления. Необходим механизм целеполагания: футурология – прогнозирование – программирование – планирование – выбор необходимых действий – реализация этих действий.

          3. Иерархия целей государственного  управления (древо целей).Древо целей включает в себя: стратегические цели (основные,связаны с качеством общества, его сохранением или преобразованием),оперативные цели 9фиксируют крупные блоки по достижению стратегических) и тактические (ежедневные). 6

           Построение абсолютное иерархии  целей государственного управления, конечно, проблематично. Это всегда лишь субъективные оценки, кажущиеся оптимальными в современных, вполне конкретных условиях функционирования системы или её органов управления, которые могут приближаться к действительно оптимальным по мере изучения жизни, общества.7

          По источнику возникновения и содержания, ниспадающей (от более к менее сложной и в то же время производной) и логической последовательности (когда предыдущая детерминирует последующую) основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру:

  • общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;
  • социальные, отражающие влияние общественно политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения её элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;
  • духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом – с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;
  • экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;
  • производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;
  • организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления – построение соответствующих функциональных и организационных структур;
  • деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, службам и рабочим местам;
  • информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;
  • разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.8

         Разумеется, данная иерархия целей государственного управления во

многом условна, является предметом  логических размышлений, но она создаёт известный ориентир, «шкалу отсчёта» в данном вопросе  и позволяет оценивать управленческую практику с точки зрения того, что она даёт обществу и какие в нём осуществляет цели.

         И в завершении этого вопроса хотелось бы отметить ресурсное обеспечение целей государственного управления:

        1. Ресурсы права – система законодательства (меняются от поставленных целей).

         2. Ресурсы демократии – связаны  с политикой.

         3. Ресурсы организации – для цели необходимо создать единицу организации.

         4. Ресурс знания – инновационно-технологические  возможности общества.

         5. Природные ресурсы

         6. Человеческие ресурсы – возобновляются  очень медленно, легко деградируют.

 

               1.3 Функции государственного управления.

         Функция – это производная, вторичная категория по отношению к целям. Каждый государственный орган выполняет определённую часть задач государства. Производными от этих задач являются функции органов государственного управления, то есть конкретные виды деятельности для решения этих задач. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция – на процесс достижения цели и решения задач.

        Функция управления – это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последнее реагируют и воспринимают.

         Предмет функций управления указывает на стороны, аспекты, проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию со стороны государства. Содержание функций управления выражает смысл и характер управляющего воздействия. Способ реализации раскрывает средства (возможности) сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей.

         Функции государственного управления  тесно связаны с общественными  функциями государства и отражают  способы осуществления последних.  Если общественные функции государства  раскрывают, в чём заключается  его общественная природа и роль, то функции государственного управления показывают, как, какими способами, в процессе каких взаимосвязей с обществом оно их осуществляет.9 Функции государственного управления раскрывают и характеризуют взаимосвязи государства как целостного субъекта управления. Каждая из таких функций представляет собой определённый вид управляющего воздействия, который как бы пронизывает иерархию государственных органов и является общим, типовым для них. Поэтому в структуре государства функция государственного управления получает известную дифференциацию, распределение и рассредоточение в управленческих функциях различных государственных органов, их звеньев и подсистем.

          Как известно, государство имеет  сложную иерархию органов, вследствие чего необходимо управление самой этой управляющей системой. Причём порой не менее трудное, чем управление со стороны государственных органов управляемыми объектами. Тем самым в зависимости от направленности и места приложения воздействия можно выделить внутренние и внешние функции управления.

          Внутренние функции управления олицетворяют управление внутри государственной управляющей системы. Их существование обусловлено многоуровневым и разнокомпонентным построением государства как субъекта управления, актуальностью упорядочения и активизации действий его подсистем и звеньев. Целевая ориентация таких функций управления состоит в том, чтобы придавать динамичность и законность управления каждому государственному органу, а в нём – его должностному лицу, совершенствовать и развивать его, переводить в состояние, соответствующее общественным потребностям в государственном управлении.

          Внешние функции управления выражают непосредственно процесс воздействия государственных органов на общественные процессы (управляемые объекты). В них – основной смысл и содержание государственного управления, его общественное предназначение. Система внешних функций управления государственных органов определяется, с одной стороны, вертикальным и горизонтальным построением организационной структуры государства, а с другой – особенностями целей и содержания деятельности разных управляемых объектов.10

          По критерию  содержания, характера и объёма  воздействия функции управления  делятся на общие и специфические.

          Общими являются такие функции управления (внутренние и внешние), которые отражают сущностные моменты государственного управления, его основные объективно необходимые взаимосвязи. Эти функции управления имеют место практически в любом управленческом взаимодействии государственных органов между собой и с управляемыми объектами, характерны для функционирования всех компонентов субъекта государственного управления.

          Планирование – непрерывный процесс установлений и конкретизации целей управления, развития государства и его структурных подразделений, определение средств их достижения, последовательность реализации и распределение ресурсов.

          Организация – нацелена на то, чтобы претворить поставленные цели в жизнь.

          Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей государства.

          Контроль – процесс обеспечения достижения государством поставленных целей.11

          Специфические функции управления отражают особенное содержание отдельных воздействий, обусловленное разнообразием многих взаимодействующих в управлении компонентов. Они реализуются, как правило, в отдельных сферах, отраслях или на участках государственного управления и детерминированы в основном запросами управляемых объектов.12

Информация о работе Обратная сила уголовного закона