Обратная сила уголовного закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе рассматривается более узкая, но в тоже время и более объёмная проблема – государственное управление. Здесь раскрываются цель, специфика, объект, субъект и предмет государственного управления, рассматриваются функции государственного управления, а также даётся характеристика особенностям государственного управления России. Вторая глава посвящена раскрытию вопроса государственное управление как социальное явление. Здесь раскрываются понятие, назначение и содержание социального управления, его цель, затрагивается социально-политический аспект эффективности государственного управления и безусловно современные ориентации государственного управления в России.

Оглавление

Введение 2 – 3
1. Основы государственного управления
Специфика системы государственного управления 4 – 12
Цели государственного управления 12 – 16
Функции государственного управления 16 – 19
Принципы государственного управления 19 – 28
Особенности государственного управления 28 – 35
2. Государственное управление как социальное явление
2.1 Социальное управление 36 – 40
2.2 Социально-политический аспект эффективности
государственного управления 40 – 43
2.3 Современные ориентации государственного управления
в России 43 – 49
Заключение 50 – 51
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая управ.как соц явление(адм.право).doc

— 233.00 Кб (Скачать)

          Итак, функция государственного управления – это совокупная, общественно и объективно необходимая деятельность всей системы государственного управления по реализации функций государства, содержание которых имеет пространственно-временную форму выражения.13

 

                1.4 Принципы государственного управления.

          Выделение и гносеологическая характеристика общесистемных принципов государственного управления требуют глубоких и целенаправленных исследований. Эта попытка представить в логической последовательности те закономерности, отношения и взаимосвязи, которые проистекают из зависимостей природы общества и государства и значимы для всего государственного управления. К ним отнесены: объективность, демократизм, правовая упорядоченность, законность, федерализм, разделение власти, публичность.

          1. Принцип объективности государственного управления является исходным и обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил. Он выражает зависимость системы государственного управления от:

  • характера, уровня развития и закономерностей общества, прежде всего тех его компонентов, которые выступают управляемыми объектами;
  • общественных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени;
  • наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению  в управлении;
  • внутренних закономерностей функционирования и развития управления как определённого системного общественного явления.

          Принцип объективности отражает  также широкий круг закономерностей,  отношений и взаимосвязей организации,  функционирования и развития  государственного управления, связанных  с преломлением и реализацией в нём целей, объективных условий и субъективного фактора общества. Нарушение этого принципа, вызываемое обычно субъективистскими , волюнтаристскими отклонениями от природных и общественных закономерностей, приводит к большим потерям в жизни общества, направляет его усилия в необоснованную или негативную сторону, тормозит развитие, вызывает неприятие людьми государственно-управляющих взаимодействий.

          2. Принцип демократизма. Утверждение этого принципа является результатом многовековой борьбы народов за признание их носителями суверенитета и единственным источником власти и соответственно за обеспечение прав и свобод каждого человека и гражданина. Принцип демократизма воспроизводит народовластие в государственном управлении. Это сложный и многогранный принцип, требующий прежде всего установление глубоких и постоянных взаимосвязей между обществом и государством, между всеми компонентами общества и необходимыми им компонентами системы государственного управления. Он менее всего сводится к проведению государственными органами в обществе референдумов или избирательных кампаний, а предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедеятельности людей (своих граждан) всех элементов государственного управления (политики, целей, функций, структуры, процесса, результатов управления).

          3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления. Этот принцип объективно обуславливает необходимость законодательного определения основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления. Причём не просто решения данных вопросов в законах или иных нормативных правовых актах, а именно в правовых законах, содержащих в себе идеи справедливости, гуманности, сотрудничества, обеспечения прав, свобод и обязанностей людей.

          4. Принцип законности государственного управления. В самом деле, если правовая упорядоченность государственного управления служит важным условием и фактором его рациональности, действенности и эффективности, то она может быть практически осуществлена лишь при установлении в государственном управлении ясного в понимании и последовательного в реализации режима повсеместного и полного исполнения законов и нормативных актов. Без законности нет правового государства. Принцип законности влечёт за собой ряд методологических и практических положений: во-первых, он предполагает, что функционирование и развитие государственного управления имеют прочные правовые основания, определяются законом и состоят в его практической реализации, во-вторых, принцип законности обуславливает актуальность своевременного и правильного правового регулирования изменений в содержании, организационной структуре, элементах деятельности органов государственной власти, в-третьих, он требует чёткого порядка их нормативной деятельности, особенно принятия и исполнения правовых актов, и, в-четвёртых, служит основой для формирования и поддержания сознательной дисциплины в деятельности государственных служащий.

          5. Принцип разделения власти в государственном управлении. Иногда данный принцип понимается лишь в сугубо технологическом смысле и сводится как бы к простому разделению деятельности в области государственного управления. Между тем он имеет глубинное социологическое значение, состоящее в обеспечении и гарантированности принадлежности власти народу. Надо не бояться разделения власти, а проводить его неуклонно сверху и донизу и таким способом, чтобы каждая «ветвь» власти в отдельности и все вместе утверждали в государстве и обществе подлинный демократизм.

          6. Принцип федерализма государственного управления. Он содержит в себе богатое организационно-регулирующее начало. Использование последнего позволяет проводить децентрализацию деконцентрацию государственного управления, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан. Современные технологии различных видов человеческой деятельности, в основе которых лежит инициатива и творчество, также обуславливают необходимость построения власти снизу вверх с акцентом на свободе и ответственности человека.

          Федерализм  – требование времени и реальный  способ успешного решения инновационных  задач будущего, поэтому стоит  учиться использовать его потенциал.14

          7. Принцип публичности государственного управления. Он тоже воспроизводит демократическую, правовую государственность и обеспечивает связь государственного управления с обществом, гражданами. Этот принцип включает в себя:

  • доступность государственного управления для граждан, что связано с их правом выбора состава соответствующих органов и участия в их деятельности;
  • открытость (она более ёмкая, чем гласность) функционирования органов государственной власти;
  • общественный контроль, в том числе через средства массовой информации, за основными государственно-управленческими процессами;
  • судебный контроль за соблюдением в процессах государственного управления конституционно закреплённых интересов общества, прав и свобод граждан.

     Большую  и сложную группу составляют  структурные принципы, среди которых  представляется возможным выделить  следующие:

       1. Структурно-процессуальные принципы дают представление об основных (определяющих) закономерностях, отношениях, взаимосвязях рационального и эффективного ведения управленческой деятельности органов государственной власти и имеющих широкое применение, относятся принципы:

  • соответствия элементов (методов, форм и стадий) управленческой деятельности органов государственной власти их функциям и организации;
  • конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за её результаты;
  • стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности.

     2. Структурно-целевые принципы государственного управления,  отражающие закономерности. Отношения и взаимосвязи рационального построения «древа» целей государственного управления, включают в себя принципы:

  • согласованности целей государственного управления по основным параметрам, их непротиворечивость друг другу;
  • взаимодополняемости целей, при которой одна цель способствует другой и её усиливает;
  • подчинения частных, локальных целей общим (стратегическим) – иерархию целей в «древе» целей государственного управления;
  • превращение результатов реализации одних целей в источник других – последовательность в движении по достижению всей совокупности целей, представленных в «древе» целей государственного управления;
  • распределённости целей по функциям государственного управления и управленческим функциям государственных органов – обеспечение перехода «древа» целей государственного управления в функциональную структуру государственного управления;

     3. Структурно-функциональные принципы государственного управления, характеризующие закономерности, отношения и взаимосвязи построения функциональной структуры государственного управления. В их числе можно выделить следующие принципы:

  • дифференциации и фиксирования функций путём издания правовых норм – закрепления управленческих функций в компетенции органов государственной власти;
  • совместимости, предполагающий совместимость однопорядковых управленческих функций в рамках  компетенции одного органа, а также совместимость управленческих функций этого органа с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры государственного управления;
  • концентрации, обусловливающий необходимость предоставления определённому органу таких управленческих функций и соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государственно-управляющие воздействия действительно широко и мощно направляли бы, организовывали и регулировали управляемые объекты;
  • комбинирования, направленный на то, чтобы определённая совокупность управленческих функций, исходящая из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не не допускала дублирования и параллелизма;
  • достаточного разнообразия, требующий, чтобы управленческие функции (воздействия), приходящиеся на тот или иной компонент системы управления, по количеству и содержанию отвечали различным управленческим потребностям последнего;
  • соответствия управляющих воздействий реальным потребностям и запросам управляемых компонентов и, главным образом, управляемых объектов.

     4. Структурно-организационные принципы государственного управления, связанные с закономерностями, отношениями и взаимосвязями построения организационной структуры государственного управления. Среди них выделяются такие принципы, как:

  • единства системы государственной власти, обеспечивающий целостность, согласованность и действенность государственно-управленческих процессов;
  • территориально-отраслевой, обусловливающий зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и обслуживания, сферы общественной жизнедеятельности;
  • многообразия организационных связей, раскрывающих реальные вертикальные и горизонтальные организационные взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления;
  • сочетания коллегиальности и единоначалия, вызванный спецификой организационного строения и порядка деятельности отдельных органов государственной власти;
  • линейно-функциональный, раскрывающий объём и содержание подчинённости и управленческого взаимодействия в организационной структуре государственного управления.15

     Существуют  основания, которые дают следующую  систематизацию принципов:

    1. Общие, к которым относятся принципы системности, объективности, саморегулирования, обратной связи, дополнительности, оптимальности, информационной достаточности, эволюционизма, вероятности, демократизма, гласности, состязательности, ведущего звена, стимулирования.

          2. Частные, среди которых выделены принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономической, социально-политической, духовной), и принципы, используемые при анализе различных общественных явления, организаций, институтов.

          3. Организационно-технологические, в число которых входят принципы единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, распределения труда, склярный принцип, принципы иерархии, единства распорядительства, одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления.16

          Первым основанием систематизации принципов государственного управления является выделение тех общих закономерностей, отношений и процессов, которые присущи всей системе государственного управления, обеспечивают прочность зависимостей государства и общества и создают что-то исходное, типичное для закономерностей, отношений и взаимосвязей различных групп её элементов (подсистем). Подобные, в известной мере, универсальные закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления обозначаются понятием общесистемные принципы государственного управления.

          Второе  основание систематизации связано  с анализом и научной характеристикой  тех закономерностей, отношений  и взаимосвязей, которые организуют  группы онтологических элементов  государственного управления.

          В завершении  рассмотрения этого вопроса можно  сделать вывод о том, что принцип – это специфическое понятие, в котором содержится не столько сама закономерность, сколько наше знание о ней.

         Объективные управленческие явления  и процессы раскрывают природу  и управленческую роль принципов  государственного управления. Эти  принципы описывают закономерности, отношения и взаимосвязи государственной  управленческой реальности; отражаются  в форме соответствующим требованиям диалектической логике; показывают развивающуюся сущность определённых государственных управленческий отношений и способствуют объективному использованию научных знаний в государственном управлении.17

 

               1.5 Особенности государственного управления

          Россия является федеративным демократическим правовым государством с республиканской формой правления.18 В основу системы государственного управления России, как и любой другой демократической страны, положено два основания: принцип разделения властей и принцип комплементарности, предполагающий разделение государства на уровни управления, распространяющие власть по узловым административно-территориальным звеньям пространства страны. Система государственного управления в России имеет некоторые особенности, существенно отличающие её от других государств. По форме правления  Россия является президентской республикой. Президент РФ является главой государства, выступая гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Информация о работе Обратная сила уголовного закона