Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:43, курсовая работа
В первой главе рассматривается более узкая, но в тоже время и более объёмная проблема – государственное управление. Здесь раскрываются цель, специфика, объект, субъект и предмет государственного управления, рассматриваются функции государственного управления, а также даётся характеристика особенностям государственного управления России. Вторая глава посвящена раскрытию вопроса государственное управление как социальное явление. Здесь раскрываются понятие, назначение и содержание социального управления, его цель, затрагивается социально-политический аспект эффективности государственного управления и безусловно современные ориентации государственного управления в России.
Введение 2 – 3
1. Основы государственного управления
Специфика системы государственного управления 4 – 12
Цели государственного управления 12 – 16
Функции государственного управления 16 – 19
Принципы государственного управления 19 – 28
Особенности государственного управления 28 – 35
2. Государственное управление как социальное явление
2.1 Социальное управление 36 – 40
2.2 Социально-политический аспект эффективности
государственного управления 40 – 43
2.3 Современные ориентации государственного управления
в России 43 – 49
Заключение 50 – 51
Список литературы
Общество представляет собой целостный
организм со сложной структурой, с различного
рода индивидуальными проявлениями, равно
как и с функциями общего характера. Отсюда
потребность в выражении общей связи и
единства социальных процессов, которая
находит своё проявление в осуществлении
социального управления. Оно является
одним из ведущих условий нормального
функционирования и развития общества.
Социальное
управление как атрибут общественной
жизни выражается в признаках, предопределенных
общими чертами, свойственными управлению
как научной категории, а также особенностями
организации общественной жизни. Наиболее
существенное значение имеют следующие
признаки.
Во-первых,
социальное управление есть только там,
где проявляется совместная деятельность
людей. Сама по себе такого рода деятельность
(производственная и иная) ещё не в состоянии
обеспечить необходимое взаимодействие
её участников, бесперебойное и эффективное
выполнение стоящих перед ними общих задач,
достижение общих целей. Управление организует
людей именно для совместной деятельности
в определённые коллективы и организационно
их оформляет.
Во-вторых,
социальное управление своим главным
назначением имеет упорядочивающее воздействие
на участников совместной деятельности,
придающее взаимодействию людей организованность.
При этом обеспечивается согласованность
индивидуальных действий участников совместной
деятельности, а также выполняются общие
функции, необходимые для регулирования
такой деятельности и прямо вытекающие
из её природы (например, планирование,
координация, контроль).
В-третьих,
социальное управление имеет в качестве
главного объекта воздействия поведение
(действия) участников совместной деятельности,
их взаимоотношения. Это - категории сознательно-волевого
характера, в которых опосредуется руководство
поведением людей.
В-четвертых,
социальное управление, выступая в роли
регулятора поведения людей, достигает
этой цели в рамках общественных связей,
являющихся, по сути, управленческими
отношениями. Возникают они, прежде всего
между субъектом и объектом в связи с практической
реализацией функций социального управления.
В-пятых,
социальное управление базируется на
определённой соподчиненности воль людей
– участников управленческих отношений,
так как их отношения имеют сознательно-волевое
опосредование.
Воля управляющих приоритетна по отношению
к воле управляемых. Отсюда - властность
социального управления, означающая, что
субъект управления формирует и реализует
"господствующую волю", а объект подчиняется
ей. Так выражается властно-волевой момент
социального управления.
Следовательно,
власть есть специфическое средство, обеспечивающее
следование воли управляемых воле управляющих.
Так происходит волевое регулирование
поведения людей, а в условиях государственной
организации общественной жизни обеспечивается
необходимое "вмешательство" государственной
власти в социальные отношения.
В-шестых,
социальное управление нуждается в особом
механизме его реализации, который олицетворяют
субъекты управления. В роли таковых выступают
определенные группы людей, организационно
оформленные в виде соответствующих органов
управления (общественных либо государственных),
или же отдельные, имеющие право на это
лица. Их деятельность, имеющая специфическое
назначение и особые формы выражения,
является управленческой.
Управление,
понимаемое в социальном смысле, многообразно.
В самом широком виде оно может пониматься
в качестве механизма организации общественных
связей. Здесь можно говорить о том, что
задачи и функции этого механизма практически
выполняют все государственные органы
независимо от их конкретного назначения,
а также общественные объединения.
Социальное
управление имеет и специальный смысл.
Его обычно характеризуют как государственное
управление, под которым понимается специфический
вид государственной деятельности, отличный
от ее иных проявлений (например, законодательная,
судебная, прокурорская деятельность),
а также от управленческой деятельности
общественных объединений и других негосударственных
формирований (трудовые коллективы, коммерческие
структуры). Государственное управление
– разновидность социального управления,
с функционированием которого традиционно
связано формирование особой правовой
отрасли – административного права.
2.2 Социально-политический аспект эффективности государственного управления.
Эффективность государственного управления – это не чисто технологическая проблема, а проблема, имеющая исторический подтекст. То есть, неэффективное государственное управление является следствием того общественного устройства, которое не способно включить в активные социальные механизмы большинство людей.
Понять сущность общественного строя важно, так как это означает понять содержание, расстановку и соотношение общественных сил в стране; соотношение их интересов; суть социальных противоречий и вытекающих из этого понимания задач, стоящих перед обществом в целом (в целях его выживания и устойчивого, стабильного развития) и перед общественными политическими силами, способными решать эти задачи. В нашей политологической литературе наиболее распространены два доминирующих способа определения содержания общественного строя, у истоков которых, по общему мнению, стоят Маркс, с одной стороны, и Токвиль – с другой. Первый способ: видеть содержание, суть, корневую систему общественного строя – в экономике, в отношениях собственности. В этом случае основными «идеальными типами» современного строя выступают: общество частной собственности – «капитализм» и общество общественной собственности – «социализм» (с возможными вариациями между этими двумя основными полюсами). Различия форм политической власти, особенностей политических режимов в этой системе теоретических координат – малозначимы. На такой точке зрения стояла официальная общественная наука страны «реального социализма». И другой способ определения: видеть основу, суть общественного строя – в политике, в политической системе, в режиме власти. Исходить из «главенства политики» – как призывает Раймон Арон. И тут – свои два «идеальных типа»: «демократия» и «тоталитаризм». В этой системе теоретических координат второстепенными и малозначащими для понимания сути общественного строя выступают отношения собственности. Реальное содержание, действительное лицо общественного строя определяется комбинацией этих двух факторов (экономики и политики, типа собственности и типа власти). Причем речь идет о факторах, не находящихся в состоянии односторонней детерминации по отношению друг к другу. Они (и их конкретное соотношение) определяются другими, более глубоко лежащими обстоятельствами (в основе их взаимодействия лежит, разумеется, некое «третье общее» – то, что, возможно, может быть обозначено как «культура». Указанные факторы, взаимодействуя друг с другом (в разные эпохи по-разному) и определяют, в первую очередь, специфическое лицо общественного строя, характер социальных общностей и тип их взаимодействия. В этой связи нам нужно проанализировать этапы становления общественного строя в нашей стране и тогда перед нами откроется сущность, специфика того, что мешает повышению эффективности государственного управления:
1.20-е годы общественный строй складывался, отлаживался, проходили испытание те или другие его варианты: военный коммунизм, НЭП, государственный капитализм (в той его своеобразной трактовке – когда государство «пролетарское», а в экономике «разрешается» частная собственность, элементы рынка и капитализма), смешанная многоукладная экономическая система и т.п. К концу 20-х годов исторический выбор был сделан.
2.1930–1953 г. – Это была система, с точки зрения экономической, государственно-номенклатурной собственности, и с точки зрения политической – система тоталитаризма.
3.1953–1985 г. – Экономические подвижки в рамках номенклатурного рынка, так как не только занимаемое место приравнивается к количеству услуг, а происходит обмен привилегиями и благами. Экономическое изменение влекло за собой и изменение политическое: тоталитаризм смягчался, превращался в «авторитаризм» (с некоторым обособлением названных «рыночных» отношений от идеологии и политики).
4. Середина 80-х годов – сложились две «реформаторские» тенденции, которые тогда еще не отделялись друг от друга и вместе поддерживали горбачевское руководство. Это – течение «номенклатурного реформаторства» и движение реформаторства народного, демократического. Внешне, в общем виде, их требования совпадали: изменение экономических отношений, форм собственности, определявшееся как разгосударствление собственности, приватизация, рынок; и изменение политических отношений от тоталитаризма (и авторитаризма) к демократии.
5. Конец 80-х – начало 90-х годов. Здесь заключается
существенный, концептуальный просчёт,
который стимулировал то устройство общества,
когда большинство населения превратилось
в социальных аутсайдеров. Реформы были
необходимы, декларируемые задачи не совпали
с реальностью. Е. Гайдар в своей книге
«Государство и эволюция» так охарактеризовал
свои реформы: «переход от бюрократического
к открытому рынку», «от скрытой, номенклатурной
к открытой, демократической, приватизации»,
«от государственно-
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что одной из существенных причин неэффективности государственного управления является отсутствие включенности большой массы людей в экономическую, политическую, социальную деятельность, что проецируется на всю социальную действительность.
2.3 Современные
ориентации государственного
Определяющим фактором обеспечения рациональности, т.е. целесообразности, обоснованности, результативности и эффективности государственного управления выступает социальность – насыщенность, «наполненность» государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.
Если нет соответствия государственного управления и его основного проявления – управляющих воздействий – потребностям жизни, а наоборот, оно оторвано от нее, замкнулось в своих искусственных конструкциях, более того, противостоит естественности общественных процессов, то трудно да и напрасно надеяться на то, что государственное управление, несмотря на всю силу государственного механизма, способно придать общественному развитию демократизм и гуманизм, гармоничность и динамику, справедливость и бескризисность.
Долгое время у нас в политике и науке под влиянием ряда причин считалось, признавалось и утверждалось, что при социализме соответствие между государственным управление и закономерностями и формами общественной жизнедеятельности достигается и поддерживается как бы автоматически, уже хотя бы потому, что власть и собственность после революции переходят в руки трудящихся. Между тем история социализма показала, что не все так просто и ничто не приходит само собой. И в нашем обществе сохраняется и рождается множество противоречий, существуют и воспроизводятся сложнейшие проблемы, имеют место явления отчуждения, возникают общественные напряжения, а государственное управление может терять необходимые взаимосвязи с обществом, превращаться в разрушительную и консервативную силу.
Государственное управление, которое мы получили в наследство от предыдущих этапов социалистического строительства, не удовлетворяет общественным запросам и ожиданиям, во многом оторвано в собственно социальном отношении от трудящихся масс, глубоко поражено вирусом бюрократизма, корпоративно замкнуто и не оказывает должного влияния на общественную жизнедеятельность. Более того, оно нередко противостоит естественноисторическому движению, пытается его тормозить, а если это не удается, придает ему извращенный, неполноценный вид. Под воздействием подобных негативных моментов, длившихся десятилетиями, родилось настороженное, в известной мере отчужденное отношение к аппарату государственного управления, его решениям и действиям.
Поэтому перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Короче говоря, речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено в условиях углубления социалистического самоуправления народа, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующе-регулирующими возможностями.
Исходя из анализа
научной литературы, исторической практики
и тенденций социального
Особая роль принадлежит, разумеется, широким, открытым, полнокровным и активным прямым и обратным связям между всеми компонентами субъекта государственного управления, их решениями и действиями, с одной стороны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни людей – с другой.
Государство только в
том случае может считаться адекватной
формой выражения интересов
При анализе взаимосвязей государства и общества следует также учитывать, что социально-классовая и национальная структура общества находится в динамике, в стране идут активные миграционные процессы, меняются половозрастной состав населения и демографическая ситуация, а значит, все время преобразовываются потребности и интересы людей, установки и мотивы их поступков и действий. Тем самым, равновесие отношений между государством и обществом не может быть устойчивым, оно будет постоянно нарушаться и должно столь же постоянно восстанавливаться. Должный уровень социальности государственного управления немыслим без сильно развитых в его системе механизмов познания общественной среды, адаптации и самосовершенствования.
Высокие требования выдвигает общество перед государственным управлением с точки зрения уровня его демократичности. Причем, в самом понимании демократичности вырисовываются два аспекта. Первый определяет демократичность массовостью и действенностью участия населения в выработке, принятии и реализации государственно-управленческих решений. Второй связывает управление с государственной властью, что обеспечивает и гарантирует практическую реализацию государственно-управленческих решений. Управление без опоры на власть, без ее введения в управленческие процессы является мнимым, призрачным, создает нередко видимость деятельности. Оба аспекта взаимозависимы и в общественном движении представляют ценность тогда, когда выступают в единстве.