Объективные признаки провокации взятки либо коммерческого подкупа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОВОКАЦИЮ ВЗЯТКИ ЛИБО КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА.
Прежде чем мы приступим к рассмотрению уголовно-правовой ответственности за провокацию взятки или подкуп, следует ознакомиться с данным явлением в контексте его исторического развития. Это объясняется тем, что уголовно-правовая система за время своего существования претерпела значительные изменения.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 53.45 Кб (Скачать)

Говоря об объективных признаках провокации взятки либо коммерческого подкупа, мы можем определить, что объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия. Данное утверждение вытекает по смыслу из ст. 304 Уголовного кодекса РФ. В советское время, как мы уже выяснили, объекты дачи, получения и провокации взятки совпадали. Что же касается вопроса провокации взятки, то это явление вообще не должно ставиться в один ряд с вышеназванными понятиями, и его необходимо рассматривать обособленно. Причиной такого выделения данного деяния является отличие объекта преступления. Поскольку в случае с дачей и получением взятки мы говорим не об общественных отношениях в сфере правосудия, а о законном исполнении служебных обязанностей должностными лицами.

А.И. Рарога пишет о том, что: «Для уточнения объекта преступления по ст. 304 УК РФ необходимо прибегнуть к практике уголовного права, которое выделяет два вида объектов преступления: основной непосредственный объект и дополнительные объекты преступного посягательства»7.

При рассмотрении общественных отношений в качестве объекта преступления необходимо учитывать следующие моменты:

- какое из общественных  отношений, затронутых преступным  деянием, является наиболее важным;

- какому общественному  отношению причинен больший ущерб;

- какой вид общественных  отношений при совершении данного  вида преступлений всегда терпит  ущерб.

В ситуации с провокацией взяточничества либо коммерческого подкупа речь идет о нанесении ущерба функционированию органов правосудия, осуществляющих следственную и аналитическую работу. Права и охраняемые законом интересы личности пострадавшего от провокационных действий следует относить к дополнительному объекту. Таким образом, главным объектом данного вида преступления является нормальная деятельность органов правосудия.

Общественная опасность провокации взятки либо коммерческого подкупа заключается в том, что такими действиями не только подрывается общественная репутация должностного лица, либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих или иных организациях, но, главным образом, искусственно создаётся повод к возбуждению уголовного дела и его производству. Этим и объясняется, что преступление, предусмотренное ст. 304 УК РФ законодателем отнесено к преступлениям против правосудия.

Вопрос о предмете взятки (и, соответственно, её провокации) имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Согласно постановлению Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (например, предоставление туристических путёвок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.д.). «Под выгодами имущественного характера подразумеваются уменьшение арендных платежей, банковских процентных ставок и т.д. при этом учитывается, что дача денег, имущества или выгод родственниками должностного лица с его согласия, также рассматривается в качестве взятки»8.

Следует отметить, что новое редакционное изменение от 2008 г. не является принципиальным для понимания предмета преступления. Объекты гражданских прав, которые могут выступать в качестве средства совершения преступления, предусмотренного ст. 304 УК РФ, иногда являются «сложными вещами» (ст. 134 УК РФ) либо вещные права на такие объекты требуют государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ)9. Деньги, которыми якобы оплачиваются действия (бездействие) по службе, могут зачисляться на банковские счета должностного лица либо служащего коммерческой или иной организации. Следовательно, передачу названных в ст. 304 УК РФ ценностей не всегда следует понимать буквально, как совершение действий, непосредственно направленных на вручение вещи должностному лицу.

Итак, мы видим, что предмет взятки с предметом её провокации совпадает, и это подтверждается позицией уголовного законодательства при формулировании соответствующего элемента состава в ст. 290 УК «в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера», в ст. 204 УК «денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно оказание услуг имущественного характера» и в ст. 304 УК «денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания услуг имущественного характера»10.

Особого внимания заслуживает круг лиц, который может считаться потерпевшими в результате совершения преступления данного вида. Из ст. 304 УК РФ по смыслу следует, что попытка передачи взятки возможна только по отношению к конкретному кругу лиц:

- должностному лицу;

- лицу, выполняющему управленческие  функции в коммерческих или  иных организациях.

Исходя из этого, можно сделать определенные выводы, согласно которым потерпевшими по ст. 304 УК РФ могут быть только должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Таким образом, получается, что провокация в отношении лиц, не подходящих под данное определение, например, служащих, не обладающих признаками субъекта ст. 204, 290 УК РФ, уголовно наказуемой считаться не будет. Что касается пострадавших лиц, которые не подходят под обозначенное определение, то преступления в их отношении следует квалифицировать по ст. 306 УК РФ «Заведомо ложный донос».

Итак, возвращаясь к объективной стороне рассматриваемого преступления, следует отметить, что её суть сводится к тому, что виновный пытается передать должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия деньги, ценные бумаги, иное имущество либо также без согласия провоцируемого оказывает ему услугу имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

Исходя из этого, мы можем понять, что ключевым фактором данного преступления является то, что провоцируемый не знает о совершаемых в отношении него противоправных действиях. Это означает, что личность, вознамерившаяся совершить преступление, использует разного рода каверзные способы, целью которых является скомпрометировать должностное лицо. Среди способов провокации могут встречаться такие, как подключение родственников, снижение стоимости оказанной услуги, подбрасывание денежных средств в вещи должностного лица и т.д.

В контексте изучения проблемы провокации взятки следует заострить внимание на том, что случаи, когда должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, требует вознаграждения, не могут рассматриваться как провокация взятки либо коммерческого подкупа, поскольку в данном случае речь идет о вымогательстве и шантаже.

Б. Завидов пишет: «Итак, как мы уже выяснили, дача взятки – формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части материальных ценностей, если взятка передается в несколько приемов. Оставление, например, денег в конверте на столе должностного лица либо в его кармане или в ином месте его кабинета, которые, однако, не были им приняты, образуют покушение на дачу взятки»11.

Говоря о подстрекательстве и провокации в отношении данного вида преступлений необходимо заострить внимание на таком важном моменте, как разграничение понятий «взяткодатель» и «посредник». Прежде всего, взяткодатель – это лицо, которое непосредственно заинтересовано в соответствующих действиях получателя взятки, в то время как посредник, передающий взятку по его поручению, не имеет такого интереса. Иными словами, посредник в данной ситуации представляет чужие интересы. Решение о даче взятки принимает взяткодатель, посредник лишь осуществляет его волю. Однако это не избавляет его от ответственности, поскольку действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки.

Если лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности для передачи должностному лицу и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как хищение чужого имущества путем мошенничества (ст. 159 УК) или присвоение (ст. 160 УК)12, что зависит от обстоятельств дела.

Интересным моментом является и определения факта совершения преступления. Следуя логике вышеозначенного закона, мы можем сделать вывод, что сущность провокации взятки либо коммерческого подкупа состоит именно в попытке предоставить деньги, ценные бумаги и т.д. Иными словами попытка не есть результат принятия вознаграждения, т.е. данное деяние ничем не отличается от покушения на дачу взятки.

А.В. Бриллиантов отмечает: «Также среди исследователей данного вопроса существует мнение, согласно которому преступление, предусмотренное ст. 304 УК РФ, является совершенным и в случае успешных действий виновного. «Провокация взятки является оконченным преступлением независимо от того, удалось ли в провокационных целях склонить должностное лицо к принятию денег, ценных бумаг, иного имущества или услуг имущественного характера, передаваемых ему якобы в качестве взятки. Если это все же удалось, то спровоцированное должностное лицо также подлежит уголовной ответственности за покушение на получение взятки»13.

Однако с данным мнением можно поспорить. Следуя логике закона, мы понимаем, что провокация взятки либо коммерческого подкупа имеет место, в случае если провоцируемое лицо находится в неведении. Если должностное лицо либо служащий коммерческой организации вначале не соглашается принять ценности или услуги, но в конечном итоге субъекту удается склонить его к принятию ценностей, это означает, что согласие все же достигнуто. Таким образом, мы можем поставить под сомнение наличие провокационных действий, поскольку имела место фактическая передача взятки при получении согласия со стороны должностного лица.

При таких условиях доказательства как сведения о совершившемся получении взятки либо коммерческом подкупе соответствуют действительности; должностное лицо совершило преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ либо ч. 3 ст. 204 УК РФ. Ошибочное представление должностного лица о направленности умысла взяткодателя, для которого важно само принятие служащим денег, а не выполнение служебных действий за вознаграждение, не должно иметь юридического значения.

Объективная сторона взяточничества и коммерческого подкупа ограничена самим действием (бездействием) и не требует наступления конкретных последствий, иными словами данная категория преступления – преступление с формальным составом. Поэтому со стороны поддавшегося на провокацию должностного лица имеет место фактическое присвоение объекта преступления. Таким образом, провокатор, склонивший служащего к получению взятки, создал реальную ситуацию, характеризующуюся совершением преступления. Поэтому, на наш взгляд, данное деяние следует расценивать скорее как подстрекательство к получению взятки и квалифицировать не по ст. 304, а по ст. ст. 33 и 290 УК РФ.

В целом искусственное создание доказательств коррупции возможно не только путем попытки передачи предмета взятки, но и путем создания косвенных доказательств (подлога документов, фабрикации вещественных доказательств и т.д.). Такие действия надлежит квалифицировать по ч. 2 или ч. 3 ст. 303 УК РФ («Фальсификация доказательств») при условии, что они совершены соответствующим субъектом – лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником.

Состав провокации взятки либо коммерческого подкупа сконструирован как формальный. Однако действия, указанные в ст. 304 УК РФ, могут повлечь тяжкие последствия. Представляется, что такое деяние требует квалификации по ч. 3 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия). Под деяние провокации взятки либо коммерческого подкупа не подходят действия должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях, склоняющих граждан к передаче имущественных благ с целью, указанной в ст. 304 УК РФ. Такие лица должны нести ответственность по ч. 2 или 3 ст. 303 УК РФ, либо по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), либо по ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями») в зависимости от субъектов преступления.

Очевидно, что не может идти речи о провокации и в тех случаях, когда инициатором взяточничества является должностное лицо, преследующее цель незаконного обогащения. Субъект, к которому обращено требование о предоставлении взятки, сообщает об этом в правоохранительные органы, и впоследствии, в момент передачи денег или сразу после этого, должностное лицо задерживают на месте совершения преступления. Действия должностного лица в этом случае следует квалифицировать по ст. ст. 30 и 290 или по ст. 290 УК РФ. Субъект, передавший взятку, не подлежит ответственности – он не фальсифицирует доказательства, а выполняет указание взяткополучателя.

Действия, о которых говорится в ст. 304 УК РФ, совершенные частным лицом, могут быть приготовлением к заведомо ложному доносу (ст. 306 УК РФ). Если доказан умысел на заведомо ложное сообщение о совершенном преступлении, но действия, указанные в ст. 306 УК РФ, не имели места по не зависящим от виновного обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: ст. ст. 304 и 30, ст. 306 УК РФ. Если же оба преступления (ст. ст. 304 и 306 УК РФ) доведены до конца и совершены одним и тем же субъектом, ответственность должна наступать только по ч. 2 ст. 306 УК РФ, так как искусственное создание доказательств обвинения является признаком объективной стороны квалифицированного состава заведомо ложного доноса. Из этого следует, что если провокация взятки либо коммерческого подкупа совершены одним лицом, а заведомо ложный донос – другим, и эти лица действуют по предварительному сговору, содеянное первым субъектом нужно квалифицировать по совокупности ст. 304 и ст. 33, ч. 2 ст. 306 УК РФ, содеянное вторым (если он не участвовал в совершении провокационных действий) - только по ч. 2 ст. 306 УК РФ. Если второй субъект выполнял функцию организатора, подстрекателя или пособника (и не был соисполнителем) преступления, предусмотренного ст. 304 УК РФ, содеянное им должно квалифицироваться по совокупности ст. 33 и ст. 304, ч. 2 ст. 306 Уголовного Кодекса РФ.

Информация о работе Объективные признаки провокации взятки либо коммерческого подкупа