Молодежная преступность в Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 05:46, доклад

Краткое описание

Среди качественных характеристик преступности несовершеннолетних современной Италии криминологи отмечают рост насильственных преступлений и преступлений, связанных с наркотиками, а также преступлений, совершенных мигрантами и женщинами. Показатели насильственной преступности конца 1980-х были в три раза меньше показателей, фиксируемых полицией в настоящее время.
Грабеж, как и многие другие виды преступлений, является фактором, дифференцирующим территорию Италии на «север» и «юг» по шкале «опасность/безопасность» граждан: 50 грабежей на 100000 несовершеннолетних на юге, 35 в северных регионах и 44 в центральных регионах Италии. Традиционно большое количество убийств совершается в южных регионах страны: на Сицилии, в Калабрии, Пиглии, где, например, на 100000 несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет ежегодно приходится пять убийств.

Файлы: 1 файл

Молодежная преступность в Италии.docx

— 85.99 Кб (Скачать)

Молодежная преступность в Италии: примирись с твоей жертвой!

05.11.2007 08:30

 Среди качественных характеристик  преступности несовершеннолетних  современной Италии криминологи  отмечают рост насильственных  преступлений и преступлений, связанных  с наркотиками, а также преступлений, совершенных мигрантами и женщинами.  Показатели насильственной преступности  конца 1980-х были в три раза  меньше показателей, фиксируемых  полицией в настоящее время.

 Грабеж, как и многие другие  виды преступлений, является фактором, дифференцирующим территорию Италии  на «север» и «юг» по шкале  «опасность/безопасность» граждан: 50 грабежей на 100000 несовершеннолетних  на юге, 35 в северных регионах  и 44 в центральных регионах  Италии. Традиционно большое количество  убийств совершается в южных  регионах страны: на Сицилии, в  Калабрии, Пиглии, где, например, на 100000 несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет ежегодно приходится пять убийств. Это в десять раз выше аналогичного показателя некоторых северных и центральных регионов страны, таких как, например, Ломбардия, Марке, Умбрия, Молиза, где этот показатель составляет менее 0,5 случая.

 

Рост преступлений, связанных с  насилием, происходит на фоне увеличения числа преступлений, связанных с  наркотиками (распространение, хранение и т. д.). В начале 1990-х годов  несовершеннолетними на 100000 подростков в возрасте от 14-17 лет совершалось 50 преступлений, связанных с распространением наркотиков. В конце 1990-х их стало  уже больше ста. При этом вовлеченность  несовершеннолетних в подобные преступления в большей степени характерна для центральных и северных регионов страны.

 

Изменяется и социальный портрет  молодого преступника. Сегодня чаще других это несовершеннолетние мигранты и девушки. Статистика показывает, что  на протяжении 1991-1998 годов число  насильственных преступлений, совершенных  молодыми иностранцами, увеличилось  с 18 до 26%. Наибольшая часть несовершеннолетних правонарушителей - мигранты из стран  бывшей Югославии, молодежь цыганского и румынского происхождения. Другая многочисленная группа несовершеннолетних правонарушителей - подростки из Марокко и Албании.

 

36% от общего числа всех преступлений  несовершеннолетних приходится  на девушек. При этом доля  девушек-итальянок составляет только 14%. Подавляющее большинство девушек-правонарушительниц  также являются иммигрантами. Здесь  важно заметить, что многие несовершеннолетние  совершают правонарушения до  достижения возраста минимальной  уголовной ответственности за  такие деяния (то есть 14 лет), а  потому не преследуются законом.  Этим во многом объясняется  количественный разрыв в показателях  регистрируемых преступлений и  количества судебных расследований  в отношении несовершеннолетних.

 

Причины криминальной ситуации

 

Согласно криминологическим исследованиям, во многих странах мира существует устойчивая корреляция уровня убийств  с уровнем безработицы и экономическим  благосостоянием населения. Действительно, отличительными чертами социальной жизни южных регионов Италии являются большой уровень безработицы  и бедность, дополняемые высоким  порогом культурной терпимости к  насилию со стороны коренного  населения.

 

Другим фактором, объясняющим рост насильственной преступности и преступности, совершаемой иммигрантами, часто  называют организованную преступность. Несмотря на то, что организованная преступность (мафия) наиболее развита  на юге Италии, а высокая концентрация иммигрантского населения наблюдается  преимущественно на севере и в  центре страны, связь между ними имеет эмпирические подтверждения. Действительно, вовлечение несовершеннолетних в организованную преступность характерно в большей мере для южных регионов: Кампании, Калабрии, Пиглии и Сицилии. Согласно результатам исследования, проведенного в южных, прилегающих к Риму частях страны, несовершеннолетние здесь в меньшей степени защищены от влияния мафии, в большей степени склонны разделять ее ценности и идеалы, представлять себя и свой дальнейший образ жизни в сфере организованной преступности.

 

Исследование, проведенное Департаментом  ювенальной юстиции Министерства юстиции  Италии в 1998 году, также показало, что  данный механизм воспроизводства преступности присутствует и в северных регионах страны. В отличие от юга несовершеннолетние на севере вовлечены в организованную преступность главным образом через участие в сфере распространения наркотиков. Согласно анонимным отчетам подростков о совершенных ими преступлениях, 94% опрошенных в северных регионах страны указали, что они когда-либо хранили, распространяли наркотики; в то же время только 25% их сверстников на юге имели подобные криминальные практики, но при этом больше участвовали в грабежах, вымогательстве, незаконном использовании оружия.

 

Как уже было отмечено выше, Италия является одной из европейских стран, лидирующих по числу нелегальных  мигрантов из государств - не членов Евросоюза, преимущественно из стран  бывшей Югославии, Марокко и Албании. Их жизнь протекает в тяжелых  условиях: бедность, слабые или отсутствующие  социальные связи, неполные семьи, проблемы в школе. Молодые люди из мигрантской среды в наименьшей степени защищены от эксплуатации криминала (принуждение к торговле наркотиками, например) и более «видимы» для полиции и ювенального суда. Другими словами, несовершеннолетние мигранты имеют больше шансов быть вовлеченными в криминальную деятельность, быть задержанными, осужденными и направленными в закрытые учреждения, чем их итальянские сверстники. Исследование Барбали показывает, что вероятность задержания и последующего судебного осуждения подростка- неитальянца за кражу в супермаркете в два раза выше, чем подростка-итальянца.

 

«Итальянская модель» ювенальной юстиции 

 

В истории современной итальянской  ювенальной юстиции можно выделить пять периодов.

 

Первый период (1934-1956 гг.) характеризуется  преобладанием «карательной парадигмы» наказания несовершеннолетних правонарушителей, согласно которой наказание подростка  понимается как неотъемлемая часть  справедливого правосудия и имеет  своей целью превенцию дальнейших правонарушений самого подростка и  других членов общества. В конце  первого периода в Италии открываются  ювенальные суды. Второй период (1956 - середина 1960-х годов) характеризуется как  «гуманистический» и отличается преобладанием реабилитационных идей в отношении несовершеннолетних. Начало второго периода связывается  с введением в действие в 1956 году целого ряда законодательных актов, существенно реформирующих национальную социальную политику и инфраструктуру социальных учреждений. Третий период (конец 1960-х - начало 1980-х годов) характеризуется  законодательными изменениями в  области семейной политики, которые  легитимировали приоритет применения к несовершеннолетним правонарушителям мер административного воздействия. Четвертый период был открыт принятием  нового закона в 1977 году, реформами  сферы социальной защиты населения  и процессами децентрализации административных органов власти. Указанные изменения  усилили реабилитационные меры в  отношении несовершеннолетних и  придали им другое значение. Начиная с 1977 года муниципалитеты начали развивать собственные социальные службы на местах, включив несовершеннолетних в одну из целевых групп вновь созданных учреждений. Изменения на уровне законодательного дискурса получили свое подкрепление на уровне практики: реабилитационная работа с несовершеннолетними правонарушителями стала осуществляться не только судебными социальными службами, но и социальными службами муниципалитетов, осуществляющих работу с семьей. Пятый период был открыт принятием нового Уголовного кодекса Италии в 1988 году, закрепившего современную структуру институтов ювенальной юстиции.

 

Современный институт ювенальной юстиции  в Италии включает в себя ювенальные суды, прокуратуру, судебные социальные службы и пенитенциарные учреждения. Все эти институты подведомственны Министерству юстиции и тесно сотрудничают с другими организациями, работающими в этой сфере: с полицией, муниципальными социальными службами, волонтерскими службами. Всего на сегодняшний день существует 29 ювенальных судов, 29 прокуратур и столько же судебных социальных служб. Все структуры традиционно располагаются в одном здании.

 

В Италии, как и в ряде других стран, ювенальный суд формируется  и состоит из профессиональных судей  и определенного числа ассистирующих  им судебных заседателей. Судебные заседатели регулярно отбираются из числа экспертов, профессионально занятых в работе с детьми и подростками в таких  сферах, как психология, криминология, социология, психиатрия и др. Обычно состав судебных заседателей меняется каждые три года.

 

Ювенальные суды рассматривают  дела гражданского, уголовного и административного  характера. Возраст минимальной  уголовной ответственности в  Италии составляет 14 лет. Дети, совершившие  правонарушения до наступления 14 лет, согласно законодательству, не несут  уголовную ответственность за свои поступки. Она распространяется только на подростка, достигшего 14 лет и  только при условии признания  его судом «полностью понимающим и осознающим свой поступок». Административная ответственность распространяется на так называемое «социально-дезадаптационное», допреступное, поведение несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет. В случае привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности суд может постановить поместить подростка под контроль социальных реабилитационных служб или направить его/ее в коррекционное учреждение. При защите детей и подростков до 18 лет, находящихся без должного семейного надзора и попечения или получающих некомпетентную родительскую заботу, возбуждаются гражданские дела. В таких случаях суд решает изъять - на время или навсегда - ребенка из родительской семьи и направить его либо в приемную семью, либо в интернатное учреждение.

 

Информация о преступлении поступает  в прокуратуру от граждан, полиции  и муниципальных социальных служб. Судебное расследование инициируется прокурором. Согласно итальянскому законодательству, суд может применить к несовершеннолетнему  четыре меры воздействия, три из которых  являются альтернативными мере наказания  в виде лишения свободы. Ювенальный суд, как правило, использует все  альтернативные меры с целью недопущения  несовершеннолетнего в тюрьму. Первая мера - признание правонарушения «незначительным». Вторая - «судебное прощение» (в случае, когда правонарушители приговорены  к наказанию до двух лет лишения  свободы и когда можно утверждать, что они не совершат повторного преступления). Применение указанной меры требует сохранения дела несовершеннолетнего на специальном контроле до достижения им 21 года. Третья мера воздействия, введенная новым Уголовно-процессуальным кодексом 1988 года, - так называемая «досудебная пробация».

 

Итальянская служба пробации имеет  национальную специфику и отличается от подобных служб других стран. Пробация в Италии подразумевает лишь приостановку судебного разбирательства дела несовершеннолетнего на определенный промежуток времени. В течение этого  пробационного периода (в среднем восемь месяцев) несовершеннолетний обязан посещать реабилитационные и образовательные программы и проекты, зачастую организуемые местной церковью. Важно заметить, что мера «досудебной пробации» применяется ко всем без исключения видам преступлений, в том числе и к убийствам. Программы «досудебной пробации» составляются и руководятся работниками судебных социальных служб и зачастую проводятся в сотрудничестве с муниципальными государственными социальными службами. Штрафы редко используются как мера наказания несовершеннолетних в отличие от стран англо-американской системы правосудия или Франции и Германии. Возмещение ущерба или вреда, хотя и предусмотрено законом, также используется крайне редко. Согласно судебным отчетам, ежегодно 30-40% дел несовершеннолетних заканчивается «судебным прощением» и только в 6% случаев правонарушитель направляется на «пробацию» (данный показатель растет год от года). Применение меры «пробации» в более широкой практике ограничено многими факторами, не в последнюю очередь неразвитостью инфраструктуры социальных служб, особенно в бедных частях страны.

 

Итак, только в случае невозможности  применения к несовершеннолетнему  правонарушителю вышеперечисленных  мер воздействия суд приговаривает  его к наказанию в виде лишения  свободы. Сеть пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних включает в  себя 25 центров временного содержания несовершеннолетних и 17 тюрем для  несовершеннолетних. В центрах временного содержания несовершеннолетние находятся  в течение первых дней после ареста в ожидании результатов расследования  и слушания дела в суде. Согласно статистическим данным, ежегодно в  тюрьмы Италии помещается около 2000 молодых  людей. Средний срок нахождения несовершеннолетнего  в тюрьме составляет пять месяцев. Поэтому  ежедневно в тюрьмах страны находится  до 500 несовершеннолетних заключенных, что делает Италию одной из стран  с самым низким показателем несовершеннолетних заключенных среди государств Западной и Центральной Европы.

 

В целом, начиная с 1990-х годов тюремная изоляция применяется преимущественно к несовершеннолетним мигрантам, не имеющим должной социальной опеки и поддержки, а потому промышляющим торговлей наркотиками или мелким воровством и карманными кражами, как, например, часто бывает в случаях с девочками-цыганками. Согласно итальянскому законодательству, мигранты, не имеющие социальной опеки, не могут ни работать, ни быть депортированными из страны до достижения ими 18 лет. Направление в изоляционное учреждение для мигрантов-правонарушителей остается едва ли не единственной мерой воздействия, поскольку назначение «досудебной пробации» при отсутствии поддержки со стороны семьи и местного сообщества признается невозможным и нецелесообразным. Если в 1983 году доля несовершеннолетних иностранцев в тюремном населении составляла 30,7%, то в 1998 году - уже 53,2%.

 

«Восстановительное правосудие»  в итальянской ювенальной юстиции: эксперименты по примирению жертвы и  правонарушителя 

 

Социальная неудовлетворенность  ростом преступности несовершеннолетних, низкой эффективностью существующих программ профилактики и работой системы  правосудия породила всемирное движение за восстановительное правосудие. Восстановительная  парадигма трактует правонарушение как событие, разорвавшее социальную ткань жизни местного сообщества. Главная задача правосудия заключается в восстановлении баланса социальной жизни людей, утраченного ими в результате конфликта, - в примирении сторон-участников при опоре преимущественно на механизмы неформального контроля]. Основные процедуры восстановительного подхода включают в себя два главных компонента: медиацию / примирение жертвы и правонарушителя и заглаживание вины / возмещение нанесенного вреда, ущерба. Согласно М.Райту, «медиация является процессом, в котором жертва и правонарушитель встречаются для обсуждения проблемы с участием третьего беспристрастного лица (медиатора), либо непосредственно, «лицом к лицу», либо заочно. Цель медиации - дать возможность жертве выразить свои чувства и претензии, а правонарушителю - осознать и признать свою ответственность». Заглаживание вины обидчиком перед пострадавшим (в контексте медиации) помогает восстановлению права пострадавшего на возмещение ущерба (физического, эмоционального), причиненного ему в результате преступления. Если жертва не желает получить компенсацию лично, то компенсацию может получить местное сообщество, где проживают обе стороны конфликта. Компенсация может включать как извинение, финансовую выплату, работы и услуги по возвращению или ремонту вещей, так и добровольное участие нарушителя в реабилитационных и образовательных программах.

Информация о работе Молодежная преступность в Италии