Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа
Место амнистии как правового института невозможно определить без рассмотрения исторической ретроспективы. Без знания истории, без глубокого ретроспективного анализа любого правового, социального института невозможно представить себе пути его дальнейшего совершенствования.
1. Правовая природа амнистии 2
1.1 История амнистии в российском праве 2
1.2 История и применение института амнистии в зарубежном праве 13
1.3 Место амнистии в уголовной политике общества и государства 21
2 Правовое регулирование издания актов об амнистии 27
2.1 Понятие и признаки амнистии 27
2.2 Основания и порядок применения амнистии 40
2.3 Отличие амнистии от помилования 44
Обосновав
вывод о комплексном
В
настоящее время в соответствии
со ст. 103 Конституции Российской Федерации
амнистия находится в исключительном вед
Автором
была проанализирована процедура принятия
актов об амнистии и сделаны следующие
выводы. Учитывая высокое общественно-
Кроме того, давно созрела необходимость в принятии Федерального закона «Об амнистии в Российской Федерации», в котором необходимо предусмотреть процедуру принятия акта об амнистии, порядок его применения, круг субъектов, осуществляющих амнистию, а также порядок внесения в акт об амнистии изменений и дополнений.
При
разработке такого закона необходимо
также учесть мнение Конституционного Суда РФ, который, в частности,
указал, что при осуществлении амнистии
Государственная Дума «должна взвешивать
конкурирующие конституционные
Проведя сопоставительный анализ института амнистии со смежными уголовно-правовыми институтами, автор пришел к обоснованному выводу о самостоятельности института амнистии. Это связано с тем, что хотя с точки зрения широты решаемых вопросов амнистия и помилование равносильны, в практике их принятия имеются существенные отличия, которые заключаются в порядке принятия актов об амнистии и рассмотрении ходатайств о помиловании, круге лиц, на которых распространяется амнистия и помилование, времени действия, широте решаемых вопросов и т.д.
В
юридической литературе встречается
мнение о том, что амнистия и помилование
конкурируют с установленным в УК РФ условно-досрочным освобождение
Вместе с тем на практике нередко встречаются случаи применения их в различной последовательности к одному и тому же осужденному, особенно при продолжительных сроках наказания, установленных приговором суда. Кроме того, сокращение срока наказания по амнистии влечет за собой сокращение срока погашения судимости. Однако правовой механизм освобождения от наказания по амнистии существенно отличается от механизма условно-досрочного освобождения.
Анализ правовых норм, регламентирующих институт амнистии в странах СНГ, проведенный автором, показал, что многие из них имеют общие черты. Так, в уголовных кодексах всех рассматриваемых государств нормы об амнистии находятся в Общей части и предусматривают основания освобождения от уголовной ответственности (за исключением Узбекистана) и наказания неопределенной или определенной (Украина) категории лиц.
Таким образом, проведенный анализ уголовного законодательства и, в частности норм об амнистии стран ближнего и дальнего зарубежья, позволил сделать вывод о том, что ряд положений, регламентирующих институт амнистии в зарубежных странах, представляет определенный интерес и требует серьезного изучения. В частности, заслуживают внимания положения о возможности применения условной амнистии, предусмотренные в настоящее время в ряде кодексов стран СНГ.
В
этой связи предлагаем в ст. 84 Уголовного кодекса Российской
Федерации внести дополнение, в котором
предусмотреть условное освобождение
от наказания в результате амнистии. В
ч. 3 ст. 84 УК РФ указать следующее: «Если
лицо, условно освобожденное актом амнистии
от наказания в течение испытательного
срока совершит умышленное преступление,
а равно преступление по неосторожности, за которое оно осуждается
к лишению свободы, суд назначает ему
наказание по правилам, предусмотренным
ст. 70 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Кроме того, в примечании к ст. 84 УК РФ указать
следующее: «Амнистия не является препятствием
для реализации права потерпевшего на возмещение ущерба, причиненного преступным деяние
Такие законодательные изме
Анализ
процедуры применения амнистии показал,
что практические работники сталкиваются
с множеством проблем, связанных с кругом
лиц, на которых распространяется амнистия,
с вопросом, на какой момент лицо должно
обладать определенными социально-демографическими
признаками и др. Поэтому законодателю необходим
Освобождать
по амнистии можно только тех лиц, в отношении
которых нет сомнения в том, что при применении
амнистии будут достигнуты цели наказания,
и исправление осужденного возмож
Рассмотрев
различные точки зрения относительно
эффективности правового
Эффективность амнистии, на наш взгляд, зависит от следующих обстоятельств:
-
социальная необходимость
-
совершенствование законодатель
- надлежащий уровень реализации правовых норм об амнистии;
- уровень правосознания и правовой культурьг субъектов правоприменения, законопослушных граждан, лиц, освобожденных по амнистии, а также тех осужденных, к которым амнистия не применяется.
Для
определения целесообразности действия
института амнистии и путей повышения
эффективности принятия актов об амнистии
особое значение имеет изучение социально-демографических
признаков амнистированных лиц и установление
причин совершения ими новых преступлений.
В числе факторов социально-демографической
характеристики амнистированных осужденных
важное место занимают сведения о возрасте,
поле осужденного, семейном положении,
наличии детей, образовании, роде занятий
до осуждения, наличии заболеваний и
т.д. Не меньшую роль играет уголовно-правовая
характеристика личности амнистированных.
Показателем, позволяющим судить об общественной
опасности личности осужденного, является
вид и тяжесть совершенногопреступлен
Критерием эффективности актов об амнистии является уровень рецидива среди амнистированных лиц. Исследования, проведенные диссертантом, показали, что в Ростовской области уровень рецидива среди амнистированных лиц гораздо ниже, чем среди освобожденных по другим основаниям, и составляет 3,6 %. Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии ощутимых отрицательных последствий амнистии.
В
целях повышения эффективности
актов об амнистии и снижения уровня
рецидивной преступностинеобход