Амнистия как институт уголовного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Место амнистии как правового института невозможно определить без рассмотрения исторической ретроспективы. Без знания истории, без глубокого ретроспективного анализа любого правового, социального института невозможно представить себе пути его дальнейшего совершенствования.

Оглавление

1. Правовая природа амнистии 2
1.1 История амнистии в российском праве 2
1.2 История и применение института амнистии в зарубежном праве 13
1.3 Место амнистии в уголовной политике общества и государства 21
2 Правовое регулирование издания актов об амнистии 27
2.1 Понятие и признаки амнистии 27
2.2 Основания и порядок применения амнистии 40
2.3 Отличие амнистии от помилования 44

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

     В истории советского уголовного законодательства была одна амнистия, которую можно  считать условной. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. «О предоставлении амнистии лицам, самовольно ушедшим с предприятий военной промышленности и добровольно возвратившимся на эти предприятия» в ст. 1 распространял действие амнистии на лиц, добровольно возвратившихся на предприятия до издания этого Указа, а в ст. 2 – на лиц, которые добровольно возвратятся на предприятия до 15 февраля 1945 г.

     Ранее акты об амнистии в отдельных случаях  распространялись не только на уголовные  преступления, но и на административные правонарушения и дисциплинарные проступки.

     Правда, такие амнистии относятся в основном к 20-м – началу 30-х годов ХХ в. Среди более поздних актов об амнистии можно назвать два указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1957 г. и 31 октября 1967 г. об амнистии в ознаменование соответственно 40-й и 50-й годовщин Великой Октябрьской социалистической революции, которыми от мер взыскания освобождались граждане, совершившие проступки, преследуемые в административном порядке.

     Освобождение  от правовых последствий наказания, одним из которых являлась судимость, было характерно для актов об амнистии, принимавшихся до 1958 г.

     Уроки амнистии 1953 г. показали нецелесообразность снятия судимости по амнистии. С тех пор амнистии судимости, за очень редким исключением, не снимали.

     Действовавшее до этого времени законодательство допускало погашение судимости  только лицам, осужденным к лишению свободы на срок не свыше 3 лет или к более мягким наказаниям. В отношении лиц, приговоренных к лишению свободы на срок свыше трех лет, судимость могла быть снята в порядке амнистии или помилования. Ситуация отчасти изменилась с введением в действие Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., установившего порядок погашения и снятия судимости с учетом поведения лица, отбывающего наказание, и степени его исправления.

     В первые годы советской власти амнистировали  и осужденных к высшей мере наказания. В соответствии с современным законодательством смертная казнь еще не исключена из Уголовного кодекса Российской Федерации, но в настоящее время не применяется, что объясняет отсутствие упоминания об освобождении от этого вида наказания в актах об амнистии последних лет.

     По  актам об амнистии от наказаний, не связанных с лишением свободы, освобождаются, как правило, все осужденные. Вместе с тем в большинстве текстов  актов об амнистии такие лица упоминаются  дважды: в первый раз, когда перечисляются  категории осужденных, освобождаемых от наказания в виде лишения свободы, и во второй – при упоминании об освобождении условно осужденных лиц.

     По-разному  решается вопрос об освобождении осужденных от дополнительных наказаний. Амнистиями, изданными после вступления в  действие Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. и до 1991 г., осужденные освобождались, главным образом, от ссылки и высылки. До этого времени освобождение от дополнительных наказаний производилось в соответствии со ст. 458-а Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1923 г. В ней указывалось, что при полном или частичном освобождении от основного наказания вопрос об освобождении от дополнительных наказаний, не упомянутых в акте об амнистии, должен решаться судом.

     Таким образом на мой взгляд можно выделит пять основных этапов в историческом развитии уголовно-правового института амнистии в Российском государстве, каждый из которых придавал ему характерные особенности:

1. Отсутствие в уголовном законодательстве термина «амнистия» и существование в науке определения амнистии в качестве одного из видов помилования являлись отличительными чертами дореволюционного времени;

2. Закрепление в законодательстве термина «амнистия», распространение действия актов об амнистии на административные правонарушения и дисциплинарные проступки, возможность их издания как на общесоюзном, так и на республиканском уровне, принадлежность права объявления амнистии двум высшим государственным органам власти СССР и союзных республик: Всесоюзному Съезду советов, затем Верховному Совету и ВЦИК, а затем Президиуму Верховного Совета. Главенствующая роль политических мотивов и поводов при объявлении амнистий, распространение действия этих актов только на осужденных - являлись характерными особенностями института амнистии в период после Великой Октябрьской революции и до начала Великой Отечественной Войны;

3. Режим военного времени, осуществление амнистирования большого количества лиц в связи с необходимостью пополнения рядов Советской Армии и наращивания мощностей оборонной промышленности, а в дальнейшем усиление контроля за противниками существующего режима, а также особо опасными преступниками, уклон в сторону ужесточения карательной политики и полный отказ от применения амнистии в период с 1947 по 1953 г. и, как результат, последующая стагнация института амнистии, характеризуют ее состояние, в период времени Великой Отечественной войны и до 1953 г. - года смерти Сталина.

4. Развитие гуманизма и, как следствие, увеличение количества принятых актов об амнистии, закрепление возможности освобождения по амнистии (как от уголовной ответственности, так и от наказания), политическая мотивация принятия и возможность принятия актов об амнистии только на общесоюзном уровне - характерно для института амнистии в период с середины 1950-х г. и до распада СССР.

5. Современный период (с 1993 г. — и по настоящее время) характеризуется объявлением амнистии только на федеральном уровне, предоставлением права издания акта об амнистии только одному государственному органу -Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, и осуществление этого права путем принятия одновременно двух постановлений - об амнистии и о порядке ее применения.

Результаты  изучения развития амнистии в Российском государстве позволили сделать  вывод о том, что действующее  законодательство, регулирующее амнистию, мало чем отличается от законодательства периода начала 1960-х г. и сейчас возникла историческая необходимость модернизации института амнистии, приведения его в соответствие с существующими реалиями. 

1.2 История и применение института амнистии в зарубежном праве

 

     Указания  на применение амнистии обнаруживаются в истории Древней Греции. Живое  участие всех граждан в политической жизни, постоянная борьба партий, отражение  политических страстей в отправлении  правосудия – все это явилось  благоприятной почвой для частого применения амнистий.

     П.И. Люблинский излагает историю развития амнистии в различных странах. Наибольший интерес в этом плане представляют Италия и Франция.

     Автор, в частности, предполагает, что в  Италии первые годы республики если амнистия и применялась, то во всяком случае не иначе как по решению народа или через сенат.

     Древнейшими амнистиями республиканской эпохи  были: амнистия сторонников Тарквилия  после изгнания его из Рима, дарованная по предложению консулов Брута и  Валерия под условием возвращения в Рим в течение 20 дней; амнистия после удаления плебеев на Авестийский холм с целью вернуть их в город. После второй Пунической войны, для того чтобы предупредить волнения и изолировать Ганнибала, сенат предоставил амнистию народам Италии.

     Органом, объявлявшим амнистию в этой стране, являлся сенат, постановления которого, по мнению П.И. Люблинского, выносились на голосование центуриантных комиссий. Такие амнистии были как бы гарантиями со стороны народа, охранявшими от дальнейшего преследования и наказания. Амнистии связывались со знаменательными событиями римского государственного развития.

     Амнистия  имела несколько форм: прекращение  судебного производства, освобождение осужденных.

     При аболиции погашалось само преступление и все правоограничения, связанные с его совершением. Особенно частой стала аболиция по поводу Пасхи. Она трансформировалась в общее правило и проводилась сама собою, без какого-либо особого предписания.

     Однако  указанные формы амнистии уступали праву помилования – индульгенции. Некоторые авторы усматривали первоначальный источник индульгенции в праве интерцессии, принадлежавшем народным трибунам. Отобрав у магистратов эту власть, императоры получили и право интерцессии – приостановки судебного производства. В то время как интерцессия трибунов распространялась лишь на год пребывания их в должности, интерцессия императоров была действительна на все время их царствования, тем самым окончательно погашала преследование. Индульгенция в противоположность интерцессии могла также смягчать или отменять наказание. По мнению П.И. Люблинского, если и нельзя установить непосредственной преемственной связи, то можно предположить, что подобное право помилования образовалось под влиянием права интерцессии. Между этими правами существовала тесная связь. По свидетельствам историков, императоры злоупотребляли правом интерцессии и приостанавливали уголовное преследование произвольно по самым различным причинам, иногда даже из-за соображений выгоды, чтобы побудить обвиняемых покупать от них помилование.

     Индульгенция  предоставлялась исключительно  по поводу отдельных событий в  жизни императора: при вступлении на престол, радостном событии в  семье и пр. Она не погашала преступления, а только смягчала или отменяла наказание; позорящие последствия преступления, ограничения имущественных и личностных прав, как например конфискация, обычно оставались, хотя и последние могли быть сняты специальной оговоркой. Являясь милостью, даруемой добрым подданным, индульгенция не допускала помилования наиболее опасных преступников, в числе которых на первом месте стояли преступники политические С течением времени изъятий становилось все больше и больше, так что общая индульгенция фактически сводилась к очень ограниченной милости для легчайших преступлений. При христианских императорах общее помилование стало весьма частым, проникнутые гуманным духом императоры освобождали от наказания при первом удобном случае. В эту эпоху политический характер амнистии как самостоятельного правового института исчез окончательно. Акты общего помилования стали носить названия «амнистия», «индульгенция» и др.

     Подводя итог рассмотрению истории амнистии в Риме, П.И. Люблинский констатирует, что развитие политической жизни привело к необходимости конструировать законодательный акт, в издании которого принимал участие народ посредством народных собраний. Аболиция, предоставлявшаяся через сенат, также в конечном счете опиралась на мнение народа, поскольку юридически устанавливала только отсрочку преследования, и лишь в том случае, если народ отказывался от осуждения, она превращалась в его погашение. Действие отдельных форм амнистии, в отличие от помилования, устраняло все правоограничения, являвшиеся последствиями совершенного деяния не только уголовного характера. Возникнув на религиозной почве, амнистия применялась позднее исключительно к политическим преступлениям. В императорскую эпоху амнистия смешивается с правом коллективного помилования, применение которого начинает служить целям укрепления императорской власти и подъема религиозных чувств как опоры теократического Византийского государства. Права помилования и амнистии переходят к императору как суверену.

     Франция, с точки зрения П.И. Люблинского, явилась воскресительницею тех правовых начал амнистии, которые были выработаны в Риме.

     Во франкийский период французской монархии в целях умиротворения отдельных местностей, городов, отрядов, отчасти под влиянием торжественных событий, отчасти по совету духовенства, французские короли иногда предоставляли коллективное помилование за политические преступления. Амнистии сохраняли характер коллективной милости.

     С конца IX в. право помилования, не дифференцированное от амнистии, начинает осуществляться почти независимыми сеньорами. Это происходит до XIV в., пока королевская власть не сосредоточивает вновь в своих руках главнейшие судебные функции.

     Основными формами отмены наказания в тот  период были ремиссия и abolition generale. Общее  отпущение наказаний предоставлялось  провинции, коммуне или партии, в  том числе какой-либо категории  заключенных, после войны или восстания, по поводу отдельных событий в королевской семье, приезда короля в город, тех или иных праздников.

     Указы об амнистии состояли из следующих  частей: 1) перечисление преступлений против короля или его подданных; 2) мотивы, побудившие короля «предпочесть милосердие суровости правосудия»; 3) форма отпущения наказаний; 4) оговорка, сохранявшая за потерпевшими право взыскивать убытки; 5) перечень преступников, не подлежащих помилованию; 6) приказ королевским чиновникам об обнародовании указа; 7) дата, печать и список советников. Наряду с общей ремиссией существовала и специальная, являвшаяся помилованием, или реституцией. Remission generale, подобно амнистии, устраняла все последствия предшествующих осуждений и препятствовала проведению новых расследований определенных категорий преступлений. Короли были склонны обращать эту привилегию в источник обогащения. Лица, получившие ремиссию, должны были требовать выдачи письма, предъявление которого обеспечивало за ними пользование милостью. Для получения этого письма нужно было внести известную сумму в пользу короля якобы в качестве оплаты за печать.

     Старая  форма ремиссии вскоре потеряла свое значение и в период перед революцией применялась лишь как акт освобождения от преследования невольных убийц  или лиц, преступивших веления закона по крайней необходимости или при необходимой обороне. Общая ремиссия напоминала ту форму помилования, которая в Риме носила название indulgentia generalis. Из действия ее обычно исключались виновные «в убийстве, коварных и жестоких злодеяниях». Это создавало неудобство для королей, и они прибегали к другой форме, где их усмотрение было бы менее стеснено, – аболиции. Внешне различие состояло в замене слова «remissions» на «abolitions». Однако король мог предоставлять аболицию в любом объеме, вносил в нее исключения даже для отдельных лиц. Единственным ограничением этого права было ограждение прав третьих лиц на взыскание убытков.

Информация о работе Амнистия как институт уголовного права