Туроператорская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:09, реферат

Краткое описание

Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, называются туристско-экскурсионными организациями.
На практике они могут называться по-разному: туристские бюро, бюро путешествий, турагентства и т. д. Но с точки зрения вида предпринимательства на туристском рынке их можно подразделить на туристские агентства и туристские операторы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.46 Кб (Скачать)

1.1. Роль турагента и туроператора на туристском рынке

 

Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, называются туристско-экскурсионными организациями.

На практике они могут  называться по-разному: туристские бюро, бюро путешествий, турагентства и т. д. Но с точки зрения вида предпринимательства  на туристском рынке их можно подразделить на туристские агентства и туристские операторы.

Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской деятельности туристской фирмы или компании.

Что означают эти термины?

Туристский продукт формируется  из услуг предприятий, причастных к  обслуживанию людей на отдыхе и в  путешествии. Это транспортные фирмы и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставки, парки аттракционов, досугово-развлекательные предприятия, шоу, кино, видео-бизнес, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации. Словом, все те, кто может оказать необходимые услуги.

Комплектацией туристского  продукта, т. е. формированием набора услуг под названием «тур», занимаются туроператоры. Туроператор (в некоторых  странах его называют тур организатором) производит дифференцированные туристские продукты из составляющих услуг в соответствии с потребностями и пожеланиями клиентов.

Турагент реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туры) или в виде свободного набора услуг (заказные туры).

Туроператор - это организация, занимающаяся комплектацией туров  и формированием комплекса услуг для туристов.

Туроператор разрабатывает  туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры тур-агенту для их последующей реализации туристам.

Турагент - это организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров.

Турагент приобретает туры у туроператора и реализует их потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.

Место обозначенных туристских организаций на туристском рынке показано на рис. 1.1 (понятия рецептивного и инициативного туроператоров рассмотрены в § 1.3).

Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков  услуг с клиентами-туристами, порой  сильно разобщенных как во времени, так и территориально. Это специфический  туристский вид бизнеса. Здесь важен  правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.

Основные функции туристских организаций:

- комплектующая;

- сервисная;

- гарантийная. 

 

 

 Рис. 1.1. Место турагента (ТА) и туроператора (ТО) на туристском рынке (ГКС - глобальные компьютерные сети)

Комплектующая функция - это  комплектация тура из отдельных услуг - для рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из туров  рецептивных - для инициативного  туроператора; комплектация пакетов  туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг - для турагента.

Сервисная функция - это обслуживание туристов на маршрутах, обслуживание туристов в офисе при продаже пакетов туров.

Гарантийная функция - это  предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристским услугам  в обусловленном количестве и  на обусловленном уровне. Согласно международному и российскому законодательствам  перед туристом несет полную ответственность  за обслуживание та организация, которая  сформировала и продала ему пакет  услуг, независимо от того, сама она  предоставляет эти услуги или  третье лицо (поставщик услуг).

Обычно туроператор - это  более крупная компания, чем тур-агент, имеющая головной туроператорский  офис и несколько филиалов - агентскую  сеть. Многие крупные туроператоры имеют агентские сети по всему  миру.

При этом, независимо от наличия собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров. Чем больше у туроператора партнеров-турагентов, чем в большем количестве стран и регионов они расположены, тем шире объемы продаж и соответственно больше туристов, выше прибыль, успешнее дела.

Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности. Они могут быть частными, государственными, акционерными обществами - суть предпринимательской деятельности и рыночные функции их от этого не меняются.

Главной рыночной задачей  как турагента, так и туроператора являются обретение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли. Необходимо найти свою нишу, свой сегмент потребителей на основе дифференциации туристского рынка.

Основные различия между туроператором и турагентом:

1. По системе доходов:

Туроператор покупает некоторый  туристский продукт, и его прибыль  формируется из разницы между  ценой покупки и ценой продажи; очень часто туроператор приобретает  отдельные услуги, из которых затем  формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования. В то же время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта; турагент реализует туристский продукт (часто и отдельные услуги, например авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг.

2. По принадлежности туристского  продукта:

Туроператор всегда имеет  запас туристского продукта для

продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент выражает покупательский интерес.

1.2. Турагенты

Турагентство - достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Конкуренция  подталкивает туристские фирмы к поиску своей ниши в турбизнесе при помощи приспособления к реальному спросу с учетом различий между отдельными группами потребителей. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую.

Основные задачи турагентства:

- полное и широкое освещение  возможностей отдыха и путешествий  по всем имеющимся турам, курортам, туристским центрам и др.;

- продвижение этой информации  с помощью рекламы;

- организация продажи  туристского продукта в соответствии  с современными методами торговли, а также используя специфику  и особенности туристского рынка.

Туристские агентства  могут иметь разнообразные формы:

-чисто туристские агентства по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения;

-транспортно-туристские агентства по организации транстуров. Здесь возникают перспективы для создания совместных предприятий с транспортными организациями: авиацион-но-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентсткие соглашения по реализации транспортных билетов;

-турагентства (бюро реализации) при туроператоре, реализующие в основном собственные продукты, но продающие и приобретенные туры.

С точки зрения специализации  турагентства могут быть многопрофильными (наиболее распространены), т. е. осуществляющими  комплексное обслуживание любых  видов клиентов, включая отпускников, командированных и группы. Существуют также и специализированные турагентства, наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства, специализирующиеся на организации деловых поездок для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также агентства, специализирующиеся на поездках на отдых. Именно последние, как правило, предлагают наиболее широкий выбор туров, круизов и пакетных поездок на курорты, в популярные места отдыха и развлечений.

 

1.3. Туроператоры

 

В повседневной практике иногда бывает трудно определить четкое различие между туроператором и турагентом, так как оба вида фирм могут решать сходные задачи. Конечно, туристская организация может быть одновременно и турагентом, и туроператором. Например, фирма разрабатывает маршруты как туроператор и продает их туристам и другим агентствам, в то же время эта же фирма как турагент приобретает туры у других фирм и продает их туристам.

Интенсивное развитие индустрии  туризма, возникновение и усиление конкуренции повлияли на структуру  туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.

По виду деятельности туроператоры бывают:

1. Операторы массового  рынка  они продают большое  число турпакетов, в которых часто  используются чартерные авиарейсы  в определенные места назначения, главным образом в места назначения  массового туризма. 

2. Специализированные операторы   это туроператоры, специализирующиеся  на определенном продукте или  сегменте рынка (на определенной  стране, на определенном виде  туризма и т. д). В свою очередь,  такие специализированные операторы  подразделяются на туроператоров:

а) специального интереса (например, спортивно-приключенческий туризм, организация сафари в Африке и  др.);

б) специального места назначения (например, Англия, Франция и т. д.);

в) определенной клиентуры (молодежные, бизнес-туры, семейные туры и т. д.);

г) специальных мест размещения (например, дома отдыха, турбазы и  т. д.);

д) использующих определенный вид транспорта (авиационный транспорт, теплоходы, ж/д поезда, автобусы).

По месту деятельности туроператоры бывают:

1. Местные (внутренние) операторы  - они ориентируют турпакеты назначением  в пределах страны происхождения. 

2. Выездные операторы  - они ориентируют турпакеты на  зарубежные страны.

3. Операторы на приеме  они базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают  прибывающих иностранных туристов  в пользу других операторов и агентов.

Кроме того, в более общем  смысле туроперейтинга принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы  по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими  предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно  продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией  туристского продукта, состоящего (по нормам ВТО) из не менее чем трех услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта. К таким туроператорам относятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы своей страны.

Рецептивные туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие  туры и программы обслуживания в  месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями  питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга. К ней относятся туроператоры на приеме и внутренние туроператоры, обслуживающие своих граждан также на приеме.

1.4. Специфика туристского продукта

Основной задачей деятельности туроператора является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания. Этот продукт и является основным туристским продуктом туроператора, выпускаемым на рынок и реализуемым  через агентскую сеть. Данный продукт  весьма специфичен и включает в себя:

- маршрут, специально  разработанный;

- тур с утвержденной  программой обслуживания;

- услуги, предоставляемые  дополнительно;

- товары, соответствующие туристскому обслуживанию.

Современное состояние туристского  спроса и предложения диктует  то, что туристский продукт, формируемый  туроператором и реализуемый  турагентом, должен быть довольно дифференцированным. Чтобы выжить завтра, уже сегодня нужно найти свой, неудовлетворенный сегмент рынка. Это может быть сегмент национальный, основанный на специфических, национальных вкусах, может быть возрастной, а может быть и основанным на цели путешествия. Всем понятно, что нет универсальных гостиниц, тем более - универсальных туров.

Продукт, продаваемый туристскими  операторами и агентствами, исключительно  своеобразен и непохож на продукцию большинства других видов предпринимательства.

С одной стороны, казалось бы, все ясно: для большинства  агентств объектом продажи являются транспортные услуги (по морю, воздуху, автомобилем, автобусом, лимузином) в  сочетании с размещением путешественников в гостиницах. Многие агентства в  дополнение к этому также продают  страховые полисы для путешественников, сумки и чемоданы, делают паспортные фотографии, оформляют визы и т. д. Тем не менее следует помнить, что, говоря о «продаже» мест в самолете, поезде, круизе или гостинице, турагент на самом деле лишь оказывает помощь клиенту в приобретении указанного места, каюты, гостиничного номера во временное пользование, т. е. фактически в получении всего указанного во временную аренду.

Туроператор помогает качественному  выбору и комплектации соответствующих  друг другу по содержанию и качеству услуг, кроме того, совершая оптовые  закупки (оптовую аренду) мест в средствах размещения и перевозки, он способствует снижению цен на соответствующие услуги для потребителей по сравнению с розничными ценами.

Информация о работе Туроператорская деятельность