Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 15:08, курсовая работа
Цель исследования - изучить теоретические основы пешеходного туризма, проанализировать технику и тактику пешеходного туризма.
Объект исследования – пешеходный туризм.
Предмет исследования – техника и тактика пешеходного туризма.
Методы исследования: изучение и анализ литературы.
На случай, если вода собьет
переправляющегося с ног, основная страхующая
веревка должна быть свободна. Иначе она,
жестко удерживая сорвавшегося, не позволит
ему ни встать, ни плыть.
При переправе вброд с шестом необходима
достаточно прочная палка длиной не ниже
роста человека, прикрепленная коротким
концом веревки к страховочным веревкам
или к грудной обвязке. Двигаться нужно
несколько против течения, сильно упираясь
в дно шестом выше по течению; палку держать
широко расставленными руками; при передвижении
все время соблюдать две точки опоры; ноги
и шест нельзя в воде поднимать высоко;
предварительно ощупывать дно, ища прочную
точку опоры. Переправившись на другой
берег, турист закрепляет там основную
веревку за дерево или выступ. Организуются
перила для переправы остальных участников.
Высота перил должна быть не ниже уровня
груди человека, стоящего в реке. Двигаться
по перилам также желательно против течения.
При переправе вброд по перилам участник
пристегивается карабином к страховочной
веревке спереди. Размер петли с карабином
для самостраховки должен быть таким,
чтобы во время движения можно было идти
откинувшись на прямых руках. При этом
следует держаться двумя руками за натянутые
перила, идти приставным шагом. Переправляться
нужно ниже по течению относительно перил. Переправившись
на другой берег, отстегивают страховочную
веревку и, подсоединив ее карабином в
безопасном месте, снимают самостраховку.
Последний отвязывает перильную веревку,
прикрепляется к ней и к вспомогательной
веревке, как при переправе первого, и,
опираясь на шест, переправляется. Переходят
по перилам только по одному. Нельзя применять
вместо карабина схватывающий узел. Переправляться
обязательно в ботинках и одежде. После
переправы надо вылить воду из ботинок,
вытереть их изнутри сухой тряпкой, отжать
носки и одежду.
2.2 Анализ тактики пешеходного туризма
В спорте тактику определяют, как искусство ведения спортивной борьбы […..]. По аналогии в туризме тактику так же можно определить как искусство проведения походов и соревнований. Однако мы дадим более информативное определение тактики туризма. В туризме под определением «тактика» будем понимать выбор оптимальных технических средств, способов их использования и действий для эффективного и безопасного достижения поставленных целей и решения необходимых задач […..]. Как (каким образом) с наименьшими материальными, физическими, психическими затратами достигнуть цели похода, преодолеть маршрут или выполнить задания соревнований? Это и есть основной вопрос туристской тактики, решение которого предполагает решение целого ряда отдельных тактических задач.
Часто в специальной литературе
понятие тактики неразрывно связывают
с понятием туристской техники и ведут
речь о решении технико-тактических задач.
Действительно туристская тактика часто
воплощается в виде выбора подходящих
· тактика страховки;
· тактика преодоления естественных препятствий;
· тактика бивачных работ и т.д.
В действительности понятие «тактика» следует применять ко всем аспектам организации и проведения походов и соревнований. Мы можем разделить тактику туризма на основании периода принятия тактических решений на:
· тактику организации походов и соревнований;
· тактику их проведения […..].
Кроме вышеназванной классификации, в тактике туризма различают тактику индивидуальную и групповую. Индивидуальная тактика заключается в оптимизации решения личных ситуационных и общетуристских задач таких, как: выбор личного снаряжения, распределение сил на дневном переходе, выбор способа преодоления того или иного препятствия, определение времени затрачиваемого на сон и пр. Групповая (командная) тактика, соответственно направлена на эффективное решение разнообразных общекомандных задач, характерных для подготовительного и походного периода […..].
В организационный период тактика заключается в разработке оптимального плана похода. При этом характерными тактическими задачами при подготовке рекреационного похода являются следующие:
· Выбор целевых рекреационных и познавательных объектов; определение протяженности маршрута и продолжительности похода.
· Выбор оптимальной тактической схемы маршрута (кольцевой, линейной, комбинированной).
· Определение мест организации биваков.
· Разработка графика похода, включая определение протяженности дневных переходов, количества и места дневок, полудневок, сроков проведения экскурсий и развлекательных соревнований.
· Выбор оптимального варианта материально-технического обеспечения и комплектования группы.
· Выбор походного режима движения и нагрузочного режима.
· Выбор режима походного питания и оптимального рациона питания.
К тактическим вопросам, решаемым непосредственно в период осуществления похода, можем смело отнести перечисленные выше вопросы выбора техники для решения конкретных ситуационных задач.
· Выбор техники преодоления естественных препятствий.
· Выбор технических приемов и средств ориентирования на местности.
· Выбор техники бивака.
· Выбор техники страховки […..].
Кроме, того, к тактическим решениям в период проведения похода отнесем все решения, уточняющие, изменяющие намеченный план похода. К их числу относятся, например, изменения в запланированном временном режиме движения; корректировка графика похода, нагрузочного режима похода и пр. Данные изменения могут потребоваться либо из-за неудачных тактических решений в подготовительный период, либо вследствие непредвиденных обстоятельств (например, вследствие ухудшения погодных условий, заболевания участника и пр.). К тактике походного периода отнесем и умение принять правильное решение в нестандартной (аварийной) ситуации.
Отметим, что, неверные технико-тактические решения в подготовительный и походный периоды могут в лучшем случае снизить эффективность похода, привести к неполному достижению целей рекреации, вызвать негативные эмоции участников (например, вследствие их переутомления). В худшем случае, неверные решения могут быть причиной травм и заболеваний участников (реализация субъективного фактора риска). Укажем два определяющих критерия для выбора оптимальной туристской техники и тактики. Во-первых, это эффективность решения главных и ситуационных целей и задач туристского мероприятия (например, цели полноценного отдыха и оздоровления участников). Во-вторых, это безопасность участников похода и соревнований. В самом общем виде тактическую подготовку можно определить как способность группы совершать целенаправленные действия, позволяющие эффективно решать как общие, так и частные задачи похода и обеспечивать безопасность всех его участников. Следует различать групповую и индивидуальную туристскую тактику. При этом нужно иметь в виду, что задачи группового характера решаются как на этапе подготовки похода (выбор и подробное изучение района маршрута, планирование маршрута и составление календарного плана похода, тщательно продуманное материально-техническое обеспечение группы, планирование мер безопасности), так и непосредственно на маршруте (изменение плана похода и графика движения, организация вынужденных привалов и дневок, предварительная разведка и обработка отдельных сложных или объективно опасных участков маршрута, организация забросок продуктов питания, топлива и снаряжения, перераспределение обязанностей между участниками). На групповую тактику и возможную необходимость ее корректировки влияют: резкие изменения погодных условий и стихийные бедствия, необходимость срочного оказания помощи другой туристской группе, потерпевшей аварию, или местному населению в случае стихийного бедствия, травма или заболевание кого-либо из участников, неудовлетворительное состояние (физическое, психическое) группы, необходимость не предусмотренной предварительным планом общественно полезной работы […..].
Все тактические групповые действия участников похода должны в полной мере способствовать обеспечению безопасности на маршруте, максимальному решению воспитательных, оздоровительных и образовательных задач. В целом следует отметить, что в основе использования тех или иных тактических приемов в учебном походе должен быть анализ складывающейся обстановки для формирования у студентов умений и навыков, необходимых при организации и проведении туристских мероприятий.
Индивидуальная тактическая
подготовка участника похода складывается
из умений:
- распределять силы на отрезках дневного
перехода и в целом на маршруте;
- отдыхать на привалах;
- рационально передвигаться, особенно
на сложных отрезках маршрута; ориентироваться
на местности (оптимальный выбор пути);
- осуществлять страховку и самостраховку
(выбор способов).
Важный
компонент тактической подготовки туристов
- умение быстро и качественно решать разнообразные
технико-тактические задачи, связанные
с выбором тех или иных технических приемов,
наиболее целесообразных в конкретной
ситуации. При этом решаются задачи выбора
применительно к технике движения, приемам
страховки, организации бивака, технике
ориентирования. Так, ряд приемов ориентирования
(сличение карты с местностью, определение
точки стояния, азимутальное движение
в заданном направлении, счисление пути)
относится к числу чисто технических,
но выбор пути, соизмерение скорости движения
с точностью ориентирования - это тактические
задачи, решаемые одновременно с техническими.
Аналогичные технико-тактические задачи решаются и при организации бивака (определение времени, когда группе уже необходимо прекратить движение и остановиться на ночлег, а также выбор места бивака - задачи тактические, создание же удобного и безопасного бивака - дело техники). Многочисленные технико-тактические задачи решаются туристскими группами при прохождении маршрута, организации страховки на крутых склонах, организации переправ.
В начальной тактической и технико-тактической
подготовке туристы (в массовых туристских
походах) получают следующие умения и
навыки: выбор пути, анализ точности ориентирования
и скорости движения на отдельных участках;
сопоставление графиков движения - запланированного
и фактического; разбор вариантов преодоления
препятствий.
Умение планировать
график движения и анализировать отклонения
от него - важный показатель тактической
подготовки участников туристских походов.
Уплотнение графика
в учебных походах достигается максимальным
использованием времени на привалах. Выбору
удобного места для привалов следует уделять
должное внимание. Важно также, чтобы прохождение
предыдущего участка маршрута и выход
к месту привала совпадали с началом возможного
препятствия. Так, привал на берегу реки
позволит провести обсуждение способов
переправы. Место привала дает достаточно
необходимой информации для обсуждения
его преимуществ и недостатков с точки
зрения возможности организации бивака.
Организация
разбора похода - важный элемент организационно-методической
и тактической подготовки. Анализ маршрута,
плана его прохождения, графика движения
(по плану и фактического) является составной
частью похода. Разбор проводится с использованием
картосхемы маршрута и таблиц с анализами
графика движения.
Основное обучение тактике происходит
именно на маршруте (т. е. в основном периоде
подготовки). Значительную роль играет
и послепоходный (переходный) период -
разбор похода, подготовка отчетных материалов.
Значение подготовительного периода в
целом меньше, так как важнейшие вопросы
тактики похода (выбор района, разработка
маршрута, составление календарного плана
похода и плана материально-технического
обеспечения) решает, как правило, руководитель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ