Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:12, курс лекций
Под рынком принято понимать совокупность потребителей и производителей, заинтересованных в определенном виде товаров или услуг и имеющих возможность продать либо купить их. Таким образом, туристский рынок может быть определен как система социально-экономических отношений, связывающих производителей и потребителей туристских услуг.
1. Структура «туристского рынка».
2. Туроператоры и турагенты: типы и функции.
3. Сущность и специфика туристского продукта.
4. Характеристика спроса на туристские услуги.
5. Сущность и специфика туристского маркетинга.
6. Маркетинг дестинации.
7. Институциональный подход к маркетингу в туризме.
Спрос на туристский продукт имеет свои особенности:
- комплексный характер – в период путешествия турист потребляет множество различных туристских услуг и товаров, при этом возникает производный спрос (мультикативный эффект).
- ярко выраженная сезонность, обусловленная климатическими и социальными факторами (степень влияния различна в зависимости от целей поездки);
- чрезвычайная эластичность по отношению к коньюктуре рынка, - уровню цен и доходов населения;
- зависимость от политической и социально-экономической обстановки как в регионе, порождающем туристов, так и в регионе туристской дестинации;
- отложенный во времени характер (потенциальный турист заранее планирует поездку и откладывает денежные средства, которые намеревается использовать на приобретение турпродукта).
На формирование общего туристского спроса оказывает влияние ряд факторов внешней среды: демографические, природно-географические, социально-экономические, культурные, научно-технические, политические. При формировании индивидуального спроса возрастает значение субъективных факторов: возраста, пола, образования и профессии, личных особенностей, интересов и предпочтений.
В настоящее время туристский спрос приобрел следующие отличительные черты:
- рост потребности в активных формах отдыха и углубление их сегментации;
- преобладание выездного туризма, особенно дальних путешествий и сокращение спроса на туры внутри страны;
- повышение частоты и интенсивности туристских поездок.
6. Сущность и специфика туристского маркетинга
Туристский маркетинг – это систематическое изменение и координация деятельности туристских предприятий, частной и государственной политики в области туризма с целью наиболее полного удовлетворения потребностей в туристских услугах, учитывая при этом возможность получения соответствующей прибыли.
Туристский маркетинг – это маркетинг в сфере услуг, а значит, здесь действуют все традиционные особенности комплекса маркетинга услуг:
- Услуга: согласование предложения и спроса, контроль качества, стандартизация и индивидуальный подход.
- Цена: акцент на обоснованность. Факторы ценообразования: основа услуги (люди, оборудование), ее индивидуальность, восприятие ценности клиентом.
- Сбыт: оптимизация местоположения точек обслуживания и режима работы, предложение дополнительных услуг.
- Продвижение: создание материального представления, ассоциации с осязаемым объектом, акцент на взаимоотношения «продавец-клиент».
- Персонал: отбор, обучение и мотивация.
- Окружение: влияние материальных свидетельств на отношение и поведение потребителя (интерьер, персонал, оборудование, информация, символы).
- Процесс: способ оказания услуги, технология, требуемое время и т. д.
В то же время, успешное ведение маркетинговой деятельности на туристском рынке невозможно без учета особенностей туристского маркетинга, обусловленных в первую очередь свойствами турпродукта, а также спецификой его производства и потребления.
Специфика туристского маркетинга:
1) Большое значение имеет обеспечение клиента достоверной, точной, полной информацией о турпродукте.
2) Учитывая особую роль субъективного фактора в процессе принятия решения о покупке и высокой степени потребительского риска, большое влияние уделяется защите прав клиента.
3) Необходимость специальных маркетинговых мероприятий или диверсификации услуг в межсезонный период.
4) При разработке рыночного предложения центральная роль принадлежит психо-поведенческим и социальным особенностям потребителя.
5) Для достижения оптимального конечного эффекта необходима координация маркетинговой деятельности всех участников рынка туруслуг.
Согласно рекомендациям ВТО, выделяют три главные функции управлении туристским маркетингом:
- Установление контактов с клиентами – ставит своей целью привлечение потенциальных клиентов, убеждение их в том, что предлагаемый пэкидж-тур полностью соответствует их желаниям и потребностям.
- Развитие, проектирование нововведений – предусматривает проектирование нововведений, которые обеспечат новые возможности для сбыта в будущем. Нововведения при этом должны соответствовать запросам и возможностям потенциальных потребителей.
- Контроль – предполагает анализ результатов деятельности по реализации и продвижению турпродукта на рынке, оценку степени использования имеющихся в сфере туризма перспектив.
Таким образом, управление маркетингом в сфере туризма – это система непрерывного согласования возможностей и целей туристского предприятия с потребностями рынка.
Для наибольшего эффекта маркетинговой деятельности в сфере услуг, и в частности, в туризме, сочетают внутренний, внешний и интерактивный маркетинг (умение взаимодействовать с клиентом).
6. Маркетинг дестинации.
Концепция туристской дестинации предполагает рассмотрение в качестве объекта маркетинговых усилий не только отдельных туристских продуктов (туров, программ, маршрутов) услуг и объектов показа, но всей территории, принимающей туристов в целом.
Туристская дестинация - это географическая территория, имеющая определенные границы и обладающая определённой привлекательностью для туристов (рисунок 8).
Естественно, что не каждая обособленная территория может считаться туристской дестинацией. Для этого она должна соответствовать следующим условиям:
1) Наличие необходимых для туристов услуг (транспорт, проживание, бытовые услуги, питание и т.д.);
2) Наличие достопримечательностей, которые могут заинтересовать туристов (объекты показа, историко-культурные ценности, природные особенности и т.д.);
3) Наличие современных информационных систем и телекоммуникаций. Информационные системы – это инструмент продвижения и реализации туристских услуг дестинации на рынке.
Концепция туристской дестинации основана на двух утверждениях:
- Во-первых, туристская дестинация может рассматриваться как специфичный товар, поскольку совокупность реализуемых в ее пределах туристских услуг обладает потребительской и меновой стоимостью.
Как следствие, в процессе своего развития, дестинация проходит последовательные стадии жизненного цикла, каждая из которых требует особой стратегии маркетинга и мероприятий.
- Во- вторых, коммерческий успех той или иной дестинации определяется социально-экономическими, политическими и другими внешними условиями как в самой туристской дестинации, так и на сбытовых территориях и транзитных регионах.
Сбыт туристского продукта происходит на территориях с высоким потенциалом туристского спроса - в регионах, порождающих туристов. Потребление туристского продукта организуется на принимающей территории или туристской дестинации. В процессе преодоления расстояния, отделяющего туристов от приобретенного турпродукта и возвращения в место постоянного проживания, туристы следуют через транзитные регионы (рисунок 8).
Регион, порождающий Регион, принимающий
туристов
Отъезжающие
туристы
Возвращающиеся
туристы
Транзитный регион
Рисунок 8 – Концепция туристской дестинации.
Соответственно, для эффективной туристской деятельности рекомендуется проводить мониторинг и анализ маркетинговой среды во всех этих трех регионах.
7. Институциональный подход к маркетингу в туризме
Поскольку туризм является симбиозом экономики, общества и природы, для достижения положительного эффекта необходима тесная интеграция маркетинговой деятельности туристских организаций, предприятий и органов управления, оптимальное разделение маркетинговых функций между ними.
Такой подход к распределению целей, задач и функций маркетинга между различными общественными институтами называется институциональным маркетингом.
Выделяют следующие уровни управления маркетингом в туризме:
- государственные органы (национальные, региональные, местные)
- общественные организации;
- отдельные предприятия в сфере туризма.
Таблица 1 – Распределение маркетинговых функций между различными
Государственные органы управления | Общественные объединения | Туристские предприятия |
- анализ и прогнозирование развития туризма; - разработка стратегий и концепций развития туризма; - поддержка развития туристской инфраст-руктуры; - консультационные ус луги по вопросам реализации маркетинговых стратегий; - создание и поддержание имиджа страны / территорий / пунктов как благоприятных для туризма; - финансирование программ по продвижению национальных / местных турпродуктов; - межрегиональные и международные связи в туризме.
| - проведение исследований на туристских рынках; - правовое, маркетин- говое консультирование; - помощь в продвижении турпродуктов; - представительство интересов отрасли в органах власти; - мероприятия по связям с общественностью; - совместное продвижение дестинации; - информационная поддержка; - организация рекламы турпродуктов. - участие в международной деятельности. | - исследования внут-ренней и внешней бизнес-среды; - изучение спроса; - формирование и реализация собственной маркетинговой стратегии; - выбор целевого рынка - разработка турпродукта; - ценообразование; - организация сбыта; - обслуживание клиентов; - продвижение турпродукта; - обслуживание клиентов; - маркетинговый контроль.
|
Между различными уровнями маркетинговой деятельности существует тесная взаимосвязь. Так, государственные органы черпают сведения о туристском рынке среди прочего, и из информации, поступающей непосредственно от предприятий и общественных организаций. Предприятия, в свою очередь, основывают собственные маркетинговые стратегии на национальных и местных программах развития туризма.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что понимается под «туристским рынком»? Какова его структура?
2 Назовите компоненты спроса и предложения на туристском рынке.
3 Изложите основные функции туроператоров и турагентов. Почему возникают сложности в их дифференциации?
4 Что такое «турпродукт»? Назовите его составляющие.
5 Каковы его характеристики и отличительные свойства?
6 Расскажите об особенностях спроса на услуги туризма и гостеприимства.
7 В чем заключается специфика туристского маркетинга?
8 Каковы основные функции управления маркетингом в туризме?
9 В чем смысл концепции туристской дестинации?
10 Расскажите о маркетинге дестинации.
11 Чем обусловлен институциональный подход к маркетинговой деятельности в туризме?
12 Каковы функции каждого уровня управления маркетингом?
Информация о работе Структура туристского рынка. Сущность и особенности туристского маркетинга