Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:44, реферат
Настоящая Стратегия является логическим продолжением Концепции развития туризма, учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии.
В соответствии с положениями настоящей Стратегии разработан План мероприятий по ее реализации на перспективу до 2015 года, являющийся неотъемлемой частью Стратегии.
Введение ……………………………………………………………
1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире...
2. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации ……………………………………………………………..
3. Цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации………………………………………………………………
4. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков.
4.1. Развитие туристской инфраструктуры…………………………..
4.2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках………………….
4.3. Совершенствование статистики в сфере туризма ……………...
4.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг …….
4.5Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма…………………………………………………………..
4.6. Развитие международного сотрудничества …………………….
4.7. Оценка рисков……………………………………………………..
5. План мероприятий по реализации Стратегии……………………..
6. Федеральные целевые программы…………………………………
7. Целевые показатели реализации Стратегии………………………
Приложения…………………………………………………………….
Строятся горнолыжные центры и в других регионах: в Республике Карелия («Спасская Губа»), Нижегородской области («Нижегородская Швейцария»), на Урале - в Челябинской области («Две долины», «Евразия») и в Кемеровской области, на Алтае («Манжерок»), в Магаданской области («Марчекан») (перечень крупнейших горнолыжных комплексов России, расположенных в различных регионах России, дан в Приложении).
Учитывая климатические
и ландшафтные особенности
Существенной проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.
Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы «Юг России». Так, за период 2006-2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе – Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея.
Пуск в 2007 году в эксплуатацию перечисленных объектов позволил увеличить поток туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В курортных регионах Кавказских Минеральных Вод и г. Анапы в результате решения программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек.
На территории Майкопского района Республики Адыгея за счет привлеченных частных инвестиций построены и введены в эксплуатацию 3 гостиницы на 200 мест. Это позволит создать условия для устойчивого развития поселков Хамышки и Гузерипль, находящихся в непосредственной близости от данных объектов.
Стимулом для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации могут стать принятые в 2006 году изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающие выделение особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
Состояние статистической базы в сфере туризма
В последние годы потребность в статистических данных о сфере туризма значительно возросла. Это связано, прежде всего, с бурным развитием индустрии туризма, повышением его роли в экономике и социальной сфере. Наличие полноценной статистической информации создает условия для выработки эффективной государственной политики в сфере туризма, принятия адекватных решений в сфере туристского и гостиничного бизнеса, усиления инвестиционной привлекательности регионов страны.
Система статистики туризма базируется на двух основных видах показателей – мониторинге туристского рынка и оценке экономической роли туризма. К показателям мониторинга туристского рынка относятся объем въездного, выездного и внутреннего туристского потока, туристские расходы, объем платных услуг, а также ряд иных показателей - таких как занятость, средняя заработная плата в различных секторах туриндустрии, объем инвестиций в сферу туризма. Оценка экономической роли туризма состоит в определении его мультипликативного эффекта через долю в ВВП, занятости, инвестициях, доходах бюджета и пр.
Источником официальных данных по статистике туризма является Росстат. Следует отметить, что результатом активного сотрудничества Ростуризма и Росстата на протяжении последних трех лет стало существенное совершенствование форм федерального статистического наблюдения, благодаря чему, например, с 2006 года Росстатом учитываются малые гостиницы, а Ростуризм получил возможность участия в ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 гг.», что позволяет заказывать исследования по мониторингу, анализу и прогнозированию туристского рынка Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Полученные результаты используются Ростуризмом при подготовке ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности Агентства.
Вместе с тем, до настоящего
времени наиболее полная информация
от Росстата поступает только по показателям
въездного и выездного
Отсутствие перечисленных полноценных данных уже много лет является проблемой при планировании направлений деятельности как для органов исполнительной власти в сфере туризма, так и для турбизнеса. Для исправления сложившейся неблагоприятной ситуации Ростуризмом в 2007 году был разработан и утвержден Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации, направленный затем в регионы с целью применения всеми субъектами Российской Федерации единого метода расчета этих важнейших показателей. Первые данные, полученные в результате реализации Порядка, показали его своевременность и необходимость решения проблемы сопоставимости и достоверности информации разных регионов. Ростуризм планирует и далее продолжать работу по методическому обеспечению расчётов основных показателей туристского рынка субъектов Российской Федерации.
Оценка роли туризма в экономике России: его доли в ВВП, занятости, инвестициях, доходах бюджета является одной из ключевых проблем. Международный опыт оценки экономической роли туризма закреплён в рекомендациях Статистической комиссии ООН и связан с внедрением в национальные системы статистического учёта специального инструмента – сателлитных (вспомогательных) счетов. С 2000 года сателлитные счета туризма внедрены в таких активно развивающих туризм странах, как Франция, Испания, Австрия, Канада и др. Всего они используются более чем в шестидесяти странах мира.
В настоящее время
способы включения сателлитных
счетов туризма в систему
- отсутствие в Общероссийском
классификаторе видов
- отсутствие расчётов
таблиц «затраты-выпуск» по
В связи с этим
внедрение сателлитных счетов
на федеральном уровне
С этой целью к концу
2008 года должен быть завершен эксперимент
по внедрению методики расчета доли
туризма в ВРП с целью
В целях установления единой процедуры расчётов внутренних туристских потоков в субъектах Российской Федерации Федеральным агентством по туризму разработан и направлен в субъекты Российской Федерации Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации
Необходимо отметить, что Ростуризмом совместно с Росстатом проводится экспертная оценка экономической роли туризма, в том числе в рамках научных исследований, предполагающих проведение специальных обследований домашних хозяйств, туристских расходов, въезжающих и выезжающих туристов в момент пересечения границы, постояльцев средств размещения, на туристских объектах, в местах проведения зрелищных мероприятий и т.д. Однако эти исследования не обеспечивают сопоставимости с данными других стран.
Одной из важных задач является формирование системы статистического мониторинга туристской сферы. В последнее время Ростуризмом предприняты шаги для её решения. В постоянном режиме анализируются показатели въездных и выездных потоков, динамики туристских услуг, количества и структуры средств размещения и др. Результаты анализа представляют интерес для использования в деятельности организаций туристской индустрии, они публикуются в средствах массовой информации, в том числе электронных. Вместе с тем в настоящее время ведется только ежеквартальный статистический учет въездных и выездных туристских потоков, в то время как подавляющее большинство стран в соответствиями с требованиями ЮНВТО ведут учет туристских потоков в помесячном режиме.
Таким образом, в настоящее время статистика туризма нуждается в постоянном внимании и существенном совершенствовании с целью гармонизации с рекомендациями Статкомиссии ООН, а также обширной зарубежной практикой.
Продвижение России как туристского направления на международном и внутреннем туристских рынках
До 2002 года некоммерческое продвижение России как туристского направления за рубежом и внутри страны практически не проводилось. Предпринимаемые усилия, начатые в середине 1990-х гг., сводились к посещению нескольких профильных выставок за рубежом и в России без формирования национальной экспозиции при полном отсутствии бюджетного финансирования.
С 2002 года был
предпринят комплекс
а) организации единой национальной российской экспозиции на крупнейших международных туристских выставках.
В настоящее время такие экспозиции организуются на крупнейших международных туристских выставках в Финляндии, Испании, Италии, Германии, Китае, Южной Корее, Японии, Франции, Греции, Польше, Великобритании, России. В рамках проводимых выставок организуются параллельные деловые мероприятия: пресс-конференции, презентации туристических возможностей регионов России, встречи с руководителями зарубежных национальных туристских администраций, «круглые столы».
Существенным шагом по продвижению российского туристского продукта внутри страны и позиционирования России на мировом рынке профильных выставочных услуг стала международная туристская выставка «ИНТУРМАРКЕТ», проводимая в Москве с 2006 года. Впервые в таком масштабе на международной туристской выставке были представлены регионы России как с уже сложившейся развитой туристической инфраструктурой, так и с богатым потенциалом для ведения этого вида деятельности. Следует отметить, что выставка была включена в график официальных мероприятий Всемирной туристской организации, Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) и Совета стран-участниц СНГ по туризму. Выставка отличается плотной деловой программой, включающей переговоры на межправительственном и региональном уровне, конференции, семинары, воркшопы и др.мероприятия.
б) проведения некоммерческой рекламы туристских возможностей России.
Некоммерческая реклама за рубежом проводится в настоящее время в ряде стран Европы, таких как Германия, Великобритания, Австрия, Испания, Италия, Франция, а также в Японии и Китае, методами наружной рекламы и рекламы в СМИ. Масштабы этой работы ограничены существующим бюджетным финансированием.
Ведется широкая пропаганда отдыха в стране для российских граждан на общероссийском и региональном телевидении, размещаются сюжеты о преимуществах отдыха в России на радио и телевидении, в крупнейших печатных изданиях, в городах России.
в) изготовления рекламно-информационной имиджевой продукции.
Рекламно-информационная продукция на печатных и электронных носителях издается большими тиражами на 11 языках основных направляющих рынков и предназначена для некоммерческого распространения на международных туристских выставках, через российские загранпредставительства, Всемирную туристскую организацию и другие международные организации, на официальных встречах с руководством национальных туристских организаций зарубежных стран и аналогичных мероприятиях.
г) проведения международных событийных мероприятий.
Международные мероприятия
событийного характера
Подготовка кадров для сферы туризма
В настоящее время кадры для туризма готовят более 300 высших и средних учебных заведений в стране.
В системе высшего
профессионального образования
основная подготовка кадров для туристской
индустрии реализуется в
Одновременно подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием для сферы туризма реализуется в других непрофильных высших учебных учреждениях в рамках специализаций по направлениям подготовки в смежных областях профессиональной деятельности.
Информация о работе Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года