Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:44, реферат

Краткое описание

Настоящая Стратегия является логическим продолжением Концепции развития туризма, учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии.
В соответствии с положениями настоящей Стратегии разработан План мероприятий по ее реализации на перспективу до 2015 года, являющийся неотъемлемой частью Стратегии.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………
1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире...
2. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации ……………………………………………………………..
3. Цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации………………………………………………………………
4. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков.
4.1. Развитие туристской инфраструктуры…………………………..
4.2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках………………….
4.3. Совершенствование статистики в сфере туризма ……………...
4.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг …….
4.5Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма…………………………………………………………..
4.6. Развитие международного сотрудничества …………………….
4.7. Оценка рисков……………………………………………………..
5. План мероприятий по реализации Стратегии……………………..
6. Федеральные целевые программы…………………………………
7. Целевые показатели реализации Стратегии………………………
Приложения…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

740.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

- совершенствование нормативного  правового регулирования в сфере туризма;

-    развитие и  совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей  (транспорт,  общественное питание,  индустрия развлечений и др.);

  • создание новых приоритетных туристских центров;
  • рекламно-информационное  имиджевое продвижение России  как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
  • повышение качества туристских и сопутствующих услуг;

-   совершенствование  визовой политики, в том числе  в направлении упрощения условий  въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;

-    обеспечение  условий для личной безопасности  туристов.

 

 

4. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ  ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА.  ОЦЕНКА РИСКОВ.

 

4.1. Развитие  туристской инфраструктуры 

Государственная поддержка  развития туристской инфраструктуры должна осуществляться прежде всего в рамках федеральных целевых программ.  В настоящее время  в наибольшей степени  развитие туристско-рекреационного комплекса  предусматривается на новом этапе реализации ФЦП «Юг России», рассчитанной  на 2008-2012 гг. Предусматривается реконструкция и модернизация существующей инфраструктуры, а также новое строительство в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее. 

Однако этого явно недостаточно. Необходимо  развитие туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних  исторических городах, что требует формирования раздела по развитию туристской инфраструктуры  ФЦП «Развитие историко-культурных зон  в России». В исторических городах, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом. Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии исторических городов.

Одним из перспективных  направлений расширения культурно-познавательного  туризма  является комплексное развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и Новгородскую области. Формирование единого туристического пространства, объединяющего все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России», интегрируемого за счет автомобильных и водных путей. Основой для развития на территории Тверской области могут стать  такие региональные маршруты, как «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (Тверь, Торжок, Старица), «Московское море» (Конаковский и Калининский районы), Селигер и исток Волги (Осташковский и Пеновский районы), «Русская Венеция» (Вышний Волочек, Вышневолоцкий, Бологовский и Фировский районы), «Жемчужная нить», включающая города Кашин, Калязин и Кимры. Перечисленные маршруты в сочетании с ресурсами Новгородской области (Валдай, Великий Новгород) позволяют сформировать разноплановую и насыщенную экскурсионную программу для транзитных потоков туристов, посещающих Москву, Санкт-Петербург и города Золотого кольца России.

Несомненно важным является развитие сельского туризма, способствующего  сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения престижности повышения проживания в сельской местности.  Богатый опыт развития сельского туризма в европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия и др.) показывает его высокую социальную эффективность, и в целом  развитие сельского туризма рассматривается как социальная программа для поддержки фермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работ время.  Так, в настоящее время более 40% фермерских хозяйств  в Венгрии задействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%.  В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получают дополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности.  В альпийских районах эта доля составляет 31,6%.  Создание условий для развития сельского туризма в России требует государственной поддержки, которая может быть достигнута в  рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.».

Развитие современных туристских комплексов в регионах Дальнего Востока  и Забайкалья несет не только экономическую, но и социальную нагрузку.  В настоящее время туристы из этих регионов массово выезжают на отдых в КНР, где курорты характеризуются высоким уровнем  качества сервиса. С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье, обладающих высоким туристским потенциалом. В связи с этим целесообразно ввести раздел  «Развитие туристско-рекреационного комплекса» в действующую ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2013 г.».

Дополнительный импульс  для въездного и внутреннего  туризма  может придать  развитие индустрии развлечений, в том  числе  создание  игорных зон. В настоящее время  уже подписаны  распоряжения Правительства Российской Федерации о создании  игорных  зон в Калининградской области, Алтайском крае и на границе Краснодарского края и Ростовской области.

Создание условий для  развития круизного туризма возможно путем  разработки комплекса мер, включающих  реконструкцию и строительство  морских вокзалов, портовых причалов, пристаней, а также закупку пассажирских судов. 

Для  повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма  в России, в частности, улучшения  ситуации с туристским транспортом, необходимо принятие комплексных мер  по снижению или отмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических автобусов, непроизводимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов и т.д. В настоящее время оборудование для горнолыжных подъемников (несущие опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки, элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжные устройства и системы безопасности и др.) не производится. Высокие ввозные пошлины на закупку канатных дорог и доставку в целом увеличивают сроки окупаемости и стоимость туристских услуг на отечественных горнолыжных комплексах. Кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные и холодильные шкафы, барное и прочее оборудование) и лифтовое гостиничное оборудование, соответствующее международным стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 «звезд»), также закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать в лизинг подержанные автобусы устаревшего образца, что часто делает автобусные туры небезопасными  для потребителей.

Основу российского  пассажирского флота составляют трех-,  четырехпалубные круизные суда, построенные в 70-х гг. в ГДР, Чехословакии и Австрии.  Последняя  закупка относилась к началу 80-х гг.  Отечественное производство  относилось к двух-, трехпалубным круизным судам и завершилось в 60-70 гг. Импорт новых круизных судов российскими пароходствами и круизными компаниями сдерживается высокими таможенными пошлинами.

Повышенному интересу иностранных туристов в новым неизведанным территориям может соответствовать создание туристского предложения в арктических  и труднодоступных районах  России (Земля Франца Иосифа, Командорские острова, остров Русский).  Это  требует  подготовки  специальных предложений по государственной поддержки с целью   привлечения туристов на северные островные территории.

Особую ответственность  на туристскую индустрию налагает  проведение в 2014 году Зимних Олимпийских  игр в Сочи. Это требует высокого уровня  подготовки гостиничных средств размещения и  соответствующего качества обслуживания.

Задачи диверсификации туристского продукта должны решаться и через расширение туристского  предложения, включая  создание условий  для развития внутреннего и въездного туризма на особо охраняемых природных территориях и культурных объектах, в том числе в национальных парках, природных парках и музеях-заповедниках.

Неудовлетворительное  состояние пляжей на курортах страны требует государственной поддержки при проведении мероприятий по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, строительству искусственных насыпных сооружений, повышению качества услуг и экологической безопасности. Резкое ежегодное увеличения туристского потока на побережье Черного моря в Краснодарском крае требует  рассмотрения возможностей  расширения территорий для развития пляжного отдыха и оздоровления за счет использования других морей Юга России: Каспийского и Азовского. Оба моря имеют огромные рекреационные ресурсы. Они требуют современной туристской инфраструктуры, средств размещения, подготовленных кадров.

Создание туристских комплексов на побережье Азовского  моря, привлекающего не только теплым морем, но и лечебными грязями, поможет   повысить уровень жизни населения  на этих территориях, обеспечить занятость  и, как следствие, увеличить, поступления в бюджеты всех уровней. Что касается Каспийского побережья, наибольшую ценность представляют территории, находящиеся в Республике Дагестан, обладающие не только великолепными песчаными пляжами, но и богатым историко-культурным наследием. Главным историко-культурным объектом мирового значения, в перспективе интересным не только для внутреннего, но и для въездного туризма,  является город Дербент, внесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО и насчитывающий пять тысяч лет  с момента основания.  Фактором, сдерживающим интенсивное развитие  Каспийского побережья Дагестана, до настоящего времени является низкий уровень безопасности, однако успешный пример развития туристских центров  в Египте и ряде других стран показывает на возможность и целесообразность подобной работы. Создание таких центров будет способствовать  также политической стабильности в данном регионе. В связи с этим необходимо заблаговременное проведение широкомасштабных работ по созданию туристских комплексов на указанных территориях.

Решение данных задач  позволит  России существенно повысить свою конкурентоспособность на внутреннем и мировом туристских рынках.

 

4.2. Продвижение  России как туристского направления  на внутреннем и международном  туристских рынках

 

Для формирования конкурентоспособного туристского рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия  по продвижению отечественного туристского  продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм  доходной составляющей всей  экономики России.

Одним из главных законов  рекламы являются значительный объем, регулярность и продолжительность  воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект с определенного минимального порога.

  С этой целью  необходима имиджевая рекламно-информационная  кампания в СМИ как в России, так и за рубежом,  участие в крупнейших международных профильных и иных выставках, презентации туристских возможностей России.

Для повышения конкурентоспособности  российского туристского продукта и создания благоприятного имиджа страны необходима организация выпуска  рекламной некоммерческой печатной продукции на иностранных языках основных направляющих рынков.

Многое из этого уже  осуществляется. Вместе с тем при  существующем в настоящее время  бюджетном финансировании деятельность по продвижению российского национального  турпродукта может лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.

Большинство государств мира, осознавая важность туризма  для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального  туристского продукта с учетом специфики  основных направляющих и принимающих  рынков. 

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и  отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику  страны.

 Данные ЮНВТО показывают, что для дополнительного привлечения  одного иностранного туриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 1000  евро, государства затрачивают от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу туристского продукта. В соответствии с этим средний объем бюджетных средств, выделяемый  в европейских странах на продвижение туристского продукта, составляет 31,7 млн.евро.

К сожалению, при действующем  в настоящее время  бюджетном  финансировании, которое составляет 0,69  евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского  национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.

Информация о работе Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года