Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:44, реферат

Краткое описание

Настоящая Стратегия является логическим продолжением Концепции развития туризма, учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии.
В соответствии с положениями настоящей Стратегии разработан План мероприятий по ее реализации на перспективу до 2015 года, являющийся неотъемлемой частью Стратегии.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………
1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире...
2. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации ……………………………………………………………..
3. Цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации………………………………………………………………
4. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков.
4.1. Развитие туристской инфраструктуры…………………………..
4.2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках………………….
4.3. Совершенствование статистики в сфере туризма ……………...
4.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг …….
4.5Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма…………………………………………………………..
4.6. Развитие международного сотрудничества …………………….
4.7. Оценка рисков……………………………………………………..
5. План мероприятий по реализации Стратегии……………………..
6. Федеральные целевые программы…………………………………
7. Целевые показатели реализации Стратегии………………………
Приложения…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

740.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

 

                                                                                                             

Федеральное агентство  по туризму 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия развития туризма в Российской Федерации

на период до 2015 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2008

 

 


                 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение  ……………………………………………………………

3

1. Современное состояние  и тенденции развития туризма  в мире...

5

2. Существующее состояние   сферы туризма в Российской  Федерации ……………………………………………………………..

 

16

3. Цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации………………………………………………………………

 

45

4. Основные направления  и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков. 

49

4.1. Развитие туристской  инфраструктуры…………………………..

49

4.2. Продвижение России  как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках………………….

 

54

4.3. Совершенствование  статистики в сфере туризма  ……………...

58

4.4 Повышение качества  туристских и сопутствующих услуг  …….

59

4.5Совершенствование  нормативного правового регулирования в сфере туризма…………………………………………………………..

 

62

4.6. Развитие международного  сотрудничества  …………………….

63

4.7. Оценка рисков……………………………………………………..

64

5. План мероприятий  по реализации Стратегии……………………..

66

6. Федеральные целевые  программы…………………………………

78

7.  Целевые показатели  реализации Стратегии………………………

85

Приложения…………………………………………………………….

86


 

 

  

     

 

 

Введение

В посланиях Президента Федеральному Собранию России последних  лет были сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие, среди них такие как существенное увеличение ВВП, уменьшение бедности и рост благосостояния людей. В выступлении на расширенном заседании  Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»  8 февраля 2008 года Президент Российской Федерации обратил внимание на то, что основные усилия должны быть направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан. Необходимость преодоления инерционного энергосырьевого сценария развития страны требует развития альтернативных  направлений, создающих стимулы  для диверсификации экономики регионов страны.

Туризм – это одна из важнейших  сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

         Под Стратегией  развития туризма в Российской Федерации (далее – Стратегия) понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в стране.

Реализация настоящей  Стратегии должна обеспечить вклад  туристской индустрии в решение следующих общенациональных задач современного этапа экономического развития России:

- создание условий для динамичного  и устойчивого экономического  роста. Для этого за счет  высоких темпов роста туристская  индустрия (с учетом сопряженных областей) должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития;

- повышение уровня и качества  жизни населения путем  увеличения  доступности  туристских услуг,  занятости  и доходов жителей  нашей страны;

- повышение конкурентоспособности российской экономики путем повышения привлекательности нашей страны как туристского направления;

- обеспечение сбалансированного  социально-экономического развития  субъектов Российской Федерации  за счет увеличения доли туризма  в региональном валовом продукте.  

С 2002 по 2005 гг. в России реализовывалась Концепция развития туризма, одобренная распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 11 июля 2002 года №954-р, которая выполнила основные задачи, обозначенные Планом мероприятий.

Настоящая Стратегия  является логическим продолжением  Концепции развития туризма, учитывает  современные мировые тенденции  в сфере туризма и текущий  этап  развития российской туристской индустрии. 

В соответствии с положениями  настоящей Стратегии разработан План мероприятий по ее реализации на перспективу до 2015 года, являющийся неотъемлемой частью Стратегии.

Положения настоящей  Стратегии должны стать основой  для общегосударственного понимания  места и роли сферы туризма  в экономике страны, реализации основных задач развития туризма, стоящих перед органами исполнительной власти всех уровней, а также определить направления и уровень государственной поддержки туристской индустрии.

 

 

 

 

1. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ  И ТЕНДЕНЦИИ   РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МИРЕ  

 

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%.

Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристской индустрии - 2,1 млрд. долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2006г. в мире было зарегистрировано 846,0 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долл. США.  Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х годов 20-го века. В результате образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны.

Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна (Приложение 1), что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира.

          В целом 2006 год стал рекордным  для мировой туристской индустрии в связи с ростом туристских прибытий на 43 миллиона, или на 5,4%, по сравнению с 2005 годом. Из них 22 миллиона приходятся на Европу, 12 миллионов – на Азиатско-Тихоокеанский регион и по 3 миллиона на Америку, Африку и Ближний Восток. 

Наибольшее количество туристских прибытий зафиксировано в европейском регионе благодаря объективным историческим и социально-экономическим факторам. Более чем на 9% увеличилось число туристских посещений в Африку, что является самым высоким показателем роста туристских посещений 2006 года. Динамично  развивается также Азиатско-Тихоокеанский  регион, открывший за последние десятилетия многие важные туристские направления и центры.

         Основными целями международных  туристических прибытий в 2006 году  являлись следующие: более половины – 430 миллионов, или 51%, составили поездки с целью отдыха и рекреации, деловой туризм - 131 миллион, или 16%, остальные прибытия пришлись на другие цели, такие как посещения друзей и родственников, паломничество, поездки с целью оздоровления и пр.        

        Прибытия воздушным транспортом  составили 46%, автомобильным -43%, железнодорожным  – 4%, водными путями – 7%. При  этом, исходя из трех последних  лет, следует отметить тенденцию  к превалирующему росту туристских  прибытий с использованием авиатранспорта. 

       Мировые  поступления от туризма в 2006 году составили 733 млрд. долл. США.  В абсолютном выражении они  выросли за год на 57 млрд. долл. США  (Приложение 2).

       Для  многих стран затраты туристов  на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в их экономике, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. Так, например,  в 2006 году 75 стран мира заработали более 1 млрд. долл. США, благодаря поступлениям от туризма.

        Если рассматривать абсолютные  объемы поступлений от туризма,  то мировым лидером продолжает  оставаться Европа, получившая в  2006 году дополнительно 26 млрд. и набравшая в целом 374 млрд. долл.США,  что составляет 51% от общемировых туристских поступлений.

        Приведенные данные не включают  поступления от международного  пассажирского транспорта, получаемые  компаниями, находящимися за пределами  постоянного места жительства путешественников, которые выделяются ЮНВТО в самостоятельную категорию, именуемую «международный пассажирский транспорт». Несмотря на неполный статистический охват данной категории поступлений, они оцениваются в размере 17% от общих международных  поступлений от туризма и пассажирского транспорта, или  примерно 148 млрд. долл. США в 2006 году.

С учетом перечисленных  затрат общая сумма поступлений  составляет 881 млрд. долл. США. Таким  образом, ежедневно международный  туризм дает около 2,4 млрд. долл. США.

Данные о распределении  туристских прибытий и поступлений  от туризма в европейском регионе (Приложение 3) показывают, что рост туристских прибытий наблюдался в 2006 году почти по всем странам Европы. Исключение составили Венгрия (-7,2%) и Турция (-6,7%). Наибольший рост туристских прибытий пришелся на Италию (12,4%),  Германию (9,6%), Ирландию (9,1%), Великобританию (9,3%), Швейцарию (8,8%) и  Грецию (8,6%), которые в последние годы проводят грамотную, последовательную и обширную рекламную кампанию на основных направляющих рынках. При этом лидерами в общей доле европейского рынка продолжают оставаться Франция (17,2%) и Испания (12,7%).  Что касается международных туристских поступлений, то наиболее существенная их часть приходится на Испанию (13,6% от общеевропейских поступлений), Францию (11,5%) и Италию (10,2%).

Среди стран мирового рынка целесообразно выделить десятку  лидеров как по международным  туристским прибытиям, так и по поступлениям (Приложение 4). Принимая во внимание тот  факт, что ведущие мировые туристские державы отличны друг от друга в отношении типов привлекаемых туристов, длительности их пребывания и ежедневных затрат, следует отметить, что восемь из указанных в таблице десяти мировых лидеров по туристским прибытиям также являются лидерами и по туристским поступлениям. Так, Франция занимает первую строчку по прибытиям, обогнав Испанию и США, однако по поступлениям от туризма находится на третьем месте, отдав пальму первенства США, тогда как Испания сохраняет и здесь второе место. Это свидетельствует о том, что США привлекает на свой рынок туристов, оставляющих больше денег и приезжающих на более длительный срок, тогда как в европейских странах длительность туристского пребывания ниже. Китай, занимающий четвертое место по прибытиям, находится лишь на пятой строчке по поступлениям, уступив четвертое место Италии.  При этом следует отметить, что  лидирующие места по поездкам в Китай занимают Гонконг, Сингапур и Тайвань, где проживают этнические китайцы, посещающие  родственников в континентальном Китае.

Великобритания и Германия занимают, соответственно, шестое и  седьмое места, как по прибытиям, так и по поступлениям, тогда как  Австрия, находясь на девятом месте  по прибытиям, замыкает десятку по поступлениям, пропустив вперед Турцию. В отношении международных туристских прибытий по сравнению с 2005 годом Германия опередила Мексику, благодаря такому прекрасно организованному масштабному событийному мероприятию, как Чемпионат мира по футболу. Австрия так же, как и Россия, переместилась на одну строчку вверх, заняв, соответственно, девятое и десятое место. Турция же, напротив, потеряла две позиции, переместившись на одиннадцатое место по международным туристским прибытиям. Что касается поступлений от туризма, то Китай вытеснил Великобританию с пятого места, тогда как Австралия заняла восьмое место, потеснив Турцию.   

Следует подчеркнуть, что  успехи многих стран в развитии туризма  в 2006 году связаны прежде всего с  проведением крупных международных  событийных мероприятий. К ним относятся как спортивные, так и культурные события, такие как Зимние Олимпийские Игры в Турине, чемпионат мира по футболу в Германии, празднование 400-летия со дня рождения Рембрандта, 250-летия со дня рождения Моцарта, 125-летия со дня рождения Пикассо и многое другое.

Таким образом, анализ данных по международным туристским прибытиям  и поступлениям от туризма за 2006 год показывает, что мировой туризм в целом не только сохранил свои позиции, но и существенно улучшил  их. Согласно предварительным данным динамика международных туристских прибытий и поступлений в целом сохранилась и в 2007 году.

Информация о работе Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года