Социальные функции туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:57, реферат

Краткое описание

Туризм (от франц. «прогулка», поездка) - это путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха, распространенный в большинстве стран мира. В настоящее время туризм - это целая отрасль. Индустрия, содержащая в себе целый ряд различных организаций и предприятий, занимающихся организацией отдыха туристов, предоставляющих потребителю разнообразные услуги отдыха.

Оглавление

Сущность, предназначение и функции туризма…………….………..3
Экономические функции туризма………………………..……………5
Социальные функции туризма…………………………………………8
Список использованной литературы………………………………….…11

Файлы: 1 файл

Социология туризма 2.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Сущность, предназначение и функции туризма…………….………..3
  2. Экономические функции туризма………………………..……………5
  3. Социальные функции туризма…………………………………………8

Список использованной литературы………………………………….…11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Сущность, предназначение и функции туризма

 

 Туризм (от  франц. «прогулка», поездка) - это  путешествие в свободное время,  один из видов активного отдыха, распространенный в большинстве  стран мира. В настоящее время  туризм - это целая отрасль. Индустрия,  содержащая в себе целый ряд различных организаций и предприятий, занимающихся организацией отдыха туристов, предоставляющих потребителю разнообразные услуги отдыха.

 Туризм - социально-экономическое  явление - отдых населения в  путешествии вне постоянного  места жительства.

 Туристы - это лица, путешествующие с любой целью, кроме поиска заработка и перемены постоянного места жительства, при сроке пребывания вне своего места жительства не менее 24 часов (менее 24 часов - экскурсант).

Согласно данному  определению туристами являются и лица, совершающие поездки в целях служебных командировок, посещения симпозиумов, отдыха, лечения, развлечений, учебы, по семейным и религиозным причинам.

 Это определение,  выдвинутое на конференции ООН  в 1954 г., подтвержденное Римской  конференцией ООН по туризму и экскурсиям в 1963 г., служит основой при проведении международного туристского статистического учета и при определении туристского таможенного права.

 Из этого  определения мы видим, насколько  разнообразны задачи туристских  фирм. Обслуживание туристов, путешествующих с различными целями, должно отличаться по технологии и содержанию. Исходя из этого и строится все многообразие программ обслуживания туристов.

 В «индустрию  туризма» входят гостиницы, предприятия  питания, бюро путешествий и  экскурсий, туристские агентства, автотранспортные предприятия, экскурсионные фирмы, музейный бизнес, а также кино сервис, службы быта, зрелищные и спортивные центры, центры здоровья, строительные фирмы и др. Все они участвуют в организации условий для обеспечения туризма и отдыха.

Услуги, связанные  с обеспечением отдыха, составляют существенную часть потребляемых населением благ, при этом они одновременно позволяют решать вопросы качественного  улучшения условий жизни.

Туристскому отдыху свойственны следующие функции:

 освобождение  индивидуума от чувства усталости  путем контрастной смены обстановки  и вида деятельности;

 предоставление  отдыхающим возможности развлечься. Сюда относятся знакомство с  местностью, ее жителями, организация  концертов, спортивных и других  мероприятий (активный отдых);

представление возможностей для развития личности, расширения познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности - гуманитарная функция (активное познание и проявление личности). В связи  с этими функциями, туризм способен оказывать активное влияние на экономику региона, в котором он развивается, на его социальную и гуманитарную основы.

 В настоящее  время туризм - это активно развивающаяся  и приносящая большие доходы  отрасль. Во всем мире инвестиции, вкладываемые в туризм, оправдывают себя, принося экономическую, социальную пользу, производя воспитательный и эстетический эффект.

 По масштабам  развития туризма наша страна  уступает многим зарубежным странам.  Потребность населения в организованных  формах отдыха удовлетворяется сейчас всего на 5-10 процентов. По-разному обстоят дела в различных сферах туристского обслуживания - в гостиничном и экскурсионном бизнесе, бизнесе туров и маршрутов, транспортном и ресторанном обслуживании. Недостаточно развит такой вид отдыха, как семейный. Отрицательное влияние на развитие туризма оказывает низкое качество предоставляемых услуг и норм обслуживания, не вписывающихся в международные стандарты.

      1. Экономические функции туризма

 

Производственная  функция. Предприятие выполняет  производственную функцию, если используются такие производственные факторы, как труд, земля и капитал. При комбинировании производственных факторов для производства нового продукта, создается прибавочная стоимость. Такой процесс называют накоплением ценностей. Предприятия, работающие в туристской отрасли, производят новые продукты и содействуют накоплению ценностей. Таким образом, они выполняют производственную функцию.

Туристские  продукты чаще всего  имеют вид  нематериальных товаров, так как  они представляют собой  услуги.

Для производства этих услуг необходим  персонал. Существует мнение, что туристская отрасль сильно персонифицирована, поэтому второй важной функцией туризма  является функция обеспечения занятости  населения. Количественный рост кадров в туристской отрасли может быть приостановлен только в результате внедрения технических разработок. Технические средства облегчают  деятельность, но не могут заменить личное общение с гостем. Туризм прямым или косвенным образом  способствует занятости населения. Говоря о прямом эффекте предоставления занятости в туризме, мы имеем в виду то, что население получает рабочие места непосредственно в туристских предприятиях — главным образом в гостиничных, транспортных предприятиях и в турбюро.

Косвенный эффект занятости. Туризм создает  эффект занятости и в других отраслях экономики, поэтому говорят о  его косвенном участии в занятости  населения.

Функция создания дохода. Кто  работает, тот, как правило, получает доход от своей деятельности. С  функцией туризма по обеспечению занятости тесным образом связана функция создания дохода. Используя экономическую терминологию, можно сказать, что экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода. Это относится прежде всего ко всем людям, чье рабочее место напрямую зависит от туризма. В данном случае речь идет о прямом эффекте создания дохода в туризме.

Дополнительно следует учитывать  и то, что каждый рубль, зарабатываемый туристским предприятием на первом обороте  средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета предприятия. Таким образом возникают новые доходы, но уже третьих лиц. Если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия, то в этом случае можно говорить о функции косвенного эффекта создания дохода в туризме.

Пример. Менеджер гостиницы  заключает  договор с пекарем  на поставку хлеба, булочек и другой выпечки, необходимой для обслуживания гостей в ресторане этой гостиницы. Пекарь, таким образом, получает некоторую  часть своего дохода от сотрудничества с туристской отраслью, так как товары, поставляемые в гостиницу, потребляются туристами.

Создание дохода в туризме способствует увеличению национального дохода. В  науке  об экономике говорится об этом эффекте  в том случае, когда имеется  в виду, что доход, полученный в одной отрасли, способствует возникновению нового дохода у другого субъекта хозяйственной деятельности. Эффект увеличения национального дохода в туризме имеет прежде всего региональное значение. Значительное увеличение дохода происходит тогда, когда первичная выручка туристской отрасли (как в примере с пекарем) переходит в региональную торговлю, промышленность и сельское хозяйство.

В рамках регионального  аспекта  важную роль играет следующая  экономическая  функция туризма  — функция сглаживания, проявляющаяся  в том, что туризм способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов. Туристов, как правило, интересуют регионы со слабо развитой промышленностью, места, имеющие первозданный ландшафт и окружающую среду в состоянии полного равновесия. Чаще всего это регионы с преимущественным развитием сельского хозяйства. Для местных жителей таких регионов туризм представляет собой важный источник дополнительного дохода: он способствует выравниванию их доходов, так как эти доходы чаще всего более низкие, чем в местах с развитым промышленным производством.

Функция сглаживания  в туризме  имеет также и международное  значение. В этом смысле происходит то же самое, что и в сельскохозяйственном регионе. Рассмотрим небольшое островное  государство, жители которого живут  преимущественно за счет ведения  сельского хозяйства и рыбной ловли, то становится ясно, что туризм для такой страны имеет важное экономическое значение, ведь туристы  потребляют товары и услуги местного производства. В данном случае туризм перераспределяет доходы стран с  индустриальным и сельскохозяйственным производством.

Последняя экономическая  функция  туризма, которую мы рассматриваем, — функция нивелирования платежного баланса. В народном хозяйстве существует понятие платежного баланса со всеми  его составными частями. Составной  частью баланса услуг является баланс путешествий внутри страны (Беларусь) и выезд за рубеж (Швейцария). В этом балансе расходы местных туристов, выехавших за границу, противопоставляются доходам, полученным от потребления товаров и услуг иностранными туристами.

Туризм по-разному  влияет на платежный  баланс каждой страны. Традиционно  баланс путешествий является дефицитным, т.е. белорусы оставляют за границей во время путешествий больше денег, чем иностранцы в Беларуси. Большинство  североевропейских стран считаются  странами выездного туризма. Совсем иная ситуация в Швейцарии, где баланс путешествий показывает постоянное превышение, т.е. расходы иностранных гостей в Швейцарии выше расходов швейцарцев за границей. Следовательно, в Швейцарии доминирует въездной туризм.

Таким образом, народнохозяйственное значение туризма определяется следующими факторами: производственной функцией (воспроизводство); функцией содействия занятости населения; функцией накопления дохода (эффект увеличения дохода); функцией сглаживания и функцией нивелирования  платежного баланса.

 

      1. Социальные  функции туризма

 

Оздоровительная функция. Туристическая деятельность связана с переменой мест, организуется при любой погоде и предъявляет  человеку разнообразные требования. Одновременно действуют три важных фактора: чередование окружающей среды (обстановка), климатических условий и видов деятельности.

Регулярная  туристическая  деятельность и участие  в туристических  соревнованиях  является эффективной  компенсацией труда, вызывают у человека радость  жизни, служит закалкой и  увеличивают физическую жизнедеятельность  организма.

Образовательная (познавательная) ценность. Во время  путешествий и походов как  по своим странам, так и в других странах туристы знакомятся со страной, ее людьми, их жизнью и национальной культурой. Они расширяют и углубляют свои знания в области ботаники, зоологии, географии, геологии, метеорологии и астрономии, сельского и лесного хозяйства, истории и культуры. Правильно организованная путешествие или поход вносит важный вклад в развитие общеобразовательной подготовки. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в разного рода играх на местности и туристических соревнованиях расширяют кругозор каждого участника соревнований.

Воспитательная  ценность. Туризм оказывает большую помощь в изучении истории и формирование мировоззрения, ведет к уважению и активной защиты природных богатств. Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда одно зависит от другого и в обязательном порядке требуется фактичность, внимательное отношение друг к другу, когда личные интересы нельзя ставить выше интересов коллектива, и все это формирует такие черты характера как воля, выдержка , самостоятельность, решительность и готовность прийти на помощь. Успех воспитания зависит от того, насколько глубоко было переживания и столь большая степень сложности в данном туристическом походе.

Туризм - это  не только форма массового отдыха, физической закалки и укрепления здоровья допризывников, но и эффективный способ подготовки их к военной службе, формирование необходимых навыков и умений. Важная роль в воспитании качеств  личности будущего воина принадлежит  военизированным походам с элементами допризывной подготовки. Многодневные военизированные походы проводятся на втором году изучения курса допризывной  подготовки как полевые занятия.

Культурная  функция туризма в жизни человека так же важна, как и другие функции. Ничто так не повышает культурный уровень наших людей как путешествия. В каждой стране, безусловно, действуют свои культурные правила, традиции, и, будучи на территории той или иной страны мы просто обязаны их придерживаться, некоторые из них мы потом внедряем в свою повседневную жизнь.

Эстетическая  функция туризма. Данная функция  заключается в возможности туристов наслаждаться рукотворными шедеврами истории человечества (архитектурные памятники, скульптуры, полотна великих художников и т.д.),  а так же нерукотворными красотами матушки-природы. Говоря про эстетическую функцию обязательно нужно упомянуть и о том, что туризм выполняет еще и эмоционально-психологическую функцию. Говоря про эту функцию, можно сказать, что туризм это отличная возможность сменить обстановку, пусть даже на короткий срок, кроме того это отличный способ снять усталость и напряжение, это отличная возможность завести новых друзей.

И еще одна функция, о которой стоит упомянуть - это  паломническая функция. Туризм позволяет  людям со всего мира  поклоняться  святым местам.

 В завершении  мы хотим сказать, что в данной  статье мы назвали лишь основные функции туризма в жизни человека, но их гораздо больше, и пока человек будет нуждаться в перечисленных потребностях, туризм будет развиваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

Информация о работе Социальные функции туризма