Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Специфические
функции спорта…………………………………….……….3
2. Общие
функции спорта………………………………………………….…….4
Заключение……………………………………….…………………………….…7
Список
литературы………………………………………….……………………8
Введение.
Спорт
как многогранное общественное явление
является сферой подготовки человека
к трудовой деятельности, удовлетворение
духовных запросов общества, а также одним
из важных средств этического и эстетического
воспитания.1
По
мере развития спорта, которое выразилась
в его проникновении в различные сферы
жизни общества, становилось очевидным,
что его социальное значение весьма многогранно
и что он может быть пригоден для удовлетворения
разнообразных потребностей личности
и общества. Не случайно он широко представлен
в наше время в системе образования-воспитания
подрастающих и взрослых поколений, в
комплексе социально-здравоохранительных
мер, в разнообразных сферах культурного
общения и международных отношений, ряде
других социальных сфер. Все это дает говорить
о спорте как о многофункциональном явлении.2
В
процессе спортивной деятельности и
в связи с ней возникают
и проявляются в действии разнообразные
межчеловеческие отношения: межличностные,
межгрупповые, межколлективные и
более широкие которые могут
иметь черты, как солидарности, содружества,
так и соперничества, конкуренции. Специфически
спортивные отношения (межличностные
отношения соперничества и содружество
отдельных спортсменов, между спортсменами
и тренерами и т. д.) так или иначе, включены
в систему социальных отношений, выходящих
за рамки спорт. Совокупность всех этих
отношений составляет основу формирующего
влияния спорта на личность, усвоения
ею социального опыта в сфере спорта, а
через него и более общего социального
опыта. Спорт поэтому считают одним из
серьезных средств социализации личности.3
1.
Специфические функции
спорта
Под функциями
спорта понимают объективно присущие
ему свойства воздействовать на человека
и человеческие отношения, удовлетворять
и развивать определенные потребности
личности и общества. 4
Функции
спорта можно условно подразделить
на специфические (свойственные только
ему как особому явлению действительности)
и общие. 5К первым относят соревновательно-эталонную
и эвристически-достиженческую функции.
Ко вторым в настоящее время причисляют
функции, имеющие социально-общественное
значение, такие, как функция личностно-направленного
воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная
функция; эмоционально-зрелищная функция;
функция социальной интеграции и социализации
личности; коммуникативная функция и экономическая
функция.
Соревновательно-эталонная
функция. Основу специфики спорта составляет
собственно соревновательная деятельность,
суть которой заключается в максимальном
выявлении, унифицированном сравнении
и объективной оценке определенных человеческих
возможностей в процессе состязаний, ориентированных
на победу или достижение высокого в личном
плане спортивного результата или места
в соревновании. Эталонная функция наиболее
ярко выражена в спорте высших достижений,
однако в той или иной мере она свойственна
и спорту в целом, в том числе массовому
общедоступному через систему специально
организованных соревнований.
Эвристически-достиженческая
функция . Для спорта характерна творческая
поисковая деятельность, сопряженная
с познанием человеком своих возможностей,
наряду с изысканием эффективных способов
максимальной реализации и их увеличения.
Эта функция наиболее полно выражена в
спорте высших достижений, так как на пути
к ним необходимо постоянно совершенствовать
систему подготовки, искать новые средства,
методы тренировки, новые образцы сложнейших
элементов техники и тактических решений
ведения спортивной борьбы.
2.
Общие функции спорта
К социально-общественным
прежде всего относят функцию личностно-направленного
воспитания, обучения и развития. Спорт
представляет большие возможности не
только для физического и спортивного
совершенствования, но и для нравственного,
эстетического, интеллектуального и трудового
воспитания. Притягательная сила спорта,
высокие требования к проявлению физических
и психических сил представляют широкие
возможности для личностно-направленного
воспитания духовных черт и качеств человека.
Существенно, однако, что конечный результат
в достижении воспитательных целей зависит
не только и не столько от самого спорта,
сколько от социальной направленности
всей системы воспитания и развития. Таким
образом, воспитательные возможности
спорта реализуются не сами по себе, а
посредством системы воспитательно-направленных
отношений, складывающихся в сфере спорта.
Так как спорт включен в социально-педагогическую
систему, он является также действенным
средством физического воспитания, а благодаря
занятиям профессионально-прикладными
видами спорта становится важнейшим компонентом
в трудовой и военной деятельности.
Оздоровительно-рекреативная
функция проявляется в положительном
влиянии спорта на состояние и функциональные
возможности организма человека. Особенно
это ярко выражено в детском и юношеском
спорте, где благотворное влияние занятий
спортом на развивающийся и формирующийся
организм неоценимо. Именно в этом возрасте
закладываются основы здоровья, прививаются
навыки систематических занятий физическими
упражнениями, формируются привычки личной
и общественной гигиены. Спорт одновременно
является и источником положительных
эмоций, он нивелирует психическое состояние
детей, позволяет снимать умственную усталость,
дает познать «мышечную радость». Особенно
велика его роль в деле ликвидации отрицательных
явлений гиподинамии у детей. Большая
роль отводится спорту и в работе со взрослым
населением. Он является средством оздоровления,
защиты от неблагоприятных последствий
научно-технического прогресса с характерным
для него резким уменьшением двигательной
активности в трудовой деятельности и
в быту. Спорт является одной из популярнейших
форм организации здорового досуга, отдыха
и развлечений. Особенно это ярко проявляется
в массовом спорте, где не ставится цели
достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная
функция раскрывается в том, что спорт
(многие его виды) несет в себе эстетические
свойства, проявляющиеся в гармонии физических
и духовных качеств человека, граничит
с искусством. Особенно в этом плане привлекательны
сложно координированные виды спорта,
такие, как спортивная и художественная
гимнастика, фигурное катание, прыжки
в воду и др. Красота человеческого тела,
технически сложные и отточенные движения,
праздничное настроение -- все это привлекает
истинных поклонников спорта. Популярность
спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью
и остротой восприятия, затрагивающего
личные и коллективные интересы множества
людей, а также универсальностью «языка
спорта», понятного практически каждому.
Функция
социальной интеграции
и социализации личности.
Спорт является одним из мощных факторов
вовлечения людей в общественную жизнь,
приобщения к ней и формирования у занимающихся
опыта социальных отношений.6
На этом основана его важная роль в процессе
социализации личности. Специфические
спортивные отношения (межличностные,
межгрупповые, межколлективные) так или
иначе вовлекаются в систему социальных
отношений, выходящих за рамки спорта.
Совокупность этих отношений составляет
основу влияния спорта на личность, усвоения
ее социального опыта, как в сфере спорта,
так и в более широком масштабе.
Коммуникативная
функция. Гуманизация общества в настоящий
период развития человечества делает
спорт фактором развертывания международных
связей, взаимопонимания и культурного
сотрудничества народов, упрочения мира
на земле.
Экономическая
функция. Спорт имеет большое экономическое
значение, выражающееся в том, что средства,
вложенные в развитие спорта, сторицей
окупаются прежде всего в повышении уровня
здоровья населения, повышении общей работоспособности,
продлении жизни человека. Развитие науки
о спорте, материально-технической базы,
подготовка кадров -- все это способствует
развитию детского и юношеского спорта,
массового спорта и спорта высших достижений.
Экономическое
значение имеют также финансовые средства,
получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации
спортивных сооружений. Однако это малая
толика того, что вкладывают государство
и общественные организации в развитие
спорта.7 Основная ценность нашего
общества -- это здоровье. И в этом аспекте
роль спорта неоценима.
Заключение
Социальная
ценность спорта заключается в том,
что он представляет собой совокупность
наиболее действенных средств и методов
физического воспитания, одну из основных
форм подготовки человека к трудовой и
другим общественно необходимым видам
деятельности, а на ряду с этим – и одно
из важных средств этического и эстетического
воспитания, удовлетворение духовных
запросов общества, упрочения и расширения
интернациональных связей. В качестве
продукта общественного развития он составляет
органическую часть культуры общества
и в зависимости от конкретно социальных
условий приобретает различные черты
и формы.
Список
литературы
1. Виноградов
П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической
культуры и здорового образа жизни. Москва.,
1996.
2. Виноградов
П.А., Физическая культура и здоровый образ
жизни. Москва., 1990.
3. Жолдак
В.И. Социология физической культуры и
спорта. Кн. I. Москва.,1992.
4. Кулинко
Н.Ф. История и организация физической
культуры. - М.: Просвещение. 1982.
5. Матвеев,
Л.П. Теория и методика физической культуры
/ Учеб. Для ин-тов физ. Культуры.- М.: Физкультура
и спорт, 1991.-543с.;.
6. Матвеев Л.П.
Общая теория спорта и ее прикладные аспекты
/ Л.П.Матвеев – СПб.: Издательство «Лань»,
2005. – 384с.;
7. Смирнов
Н.Г. Физическая культура как
фактор социального развития
личности в современном российском
обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.
8. Холодов, Ж.К. Кузнецов,
В.С. Теория и методика физического воспитания
и спорта / Ж.К. Холодов, В.С Кузнецов –
М.: Издательский центр «Академия»,2000.-480с.;