Собор Santa Maria del Fiore как объект туристического внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 20:48, реферат

Краткое описание

Культура Италии славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни страны, она отличается исключительной многогранностью и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………………….3
Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции……………………………….…………….4
История строительства флорентийского собора………………………………………….………….5
Первоначальный проект собора…………………………………………………………………...……6
Конкурс 1418 года………………………………………………………………………………………..6
Конструкция купола……………………………………………………………………………………...8
Флорентийские строительные комиссии……………………………………………………………...10
Заключение………. …………………………………………………………………………….………..12

Файлы: 1 файл

ИтальянскийСанта Мария дель Фьоре во Флоренции реферат.docx

— 44.03 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

 Государственное  образовательное учреждение высшего 

профессионального образования 

Ярославский государственный педагогический университет

 им. К.Д. Ушинского 
 
 
 

Кафедра туризма и социально-культурного  сервиса

Специальность 100103, социально культурный сервис и туризм 
 
 
 

Реферат

на тему: «Собор Santa Maria del Fiore как объект туристического внимания» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила:

    Студентка 335 гр.

    Кирилычева  Алёна

    Проверила:

    Вишневская  Н.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Ярославль

    2010

    Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………………………………….3

Купол собора Санта Мария дель Фьоре  во Флоренции……………………………….…………….4

История строительства флорентийского собора………………………………………….………….5

Первоначальный  проект собора…………………………………………………………………...……6

Конкурс 1418 года………………………………………………………………………………………..6

Конструкция купола……………………………………………………………………………………...8

Флорентийские строительные комиссии……………………………………………………………...10

Заключение………. …………………………………………………………………………….………..12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение  

    Культура  Италии славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни страны, она отличается исключительной многогранностью и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

    Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) — кафедральный собор  во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных  сооружений итальянского Средневековья  и Возрождения . Актуальность изучении архитектуры собора Санта Мария  дель Фьоре определяется его значением  для развития всей архитектуры эпохи  Возрождения. Более того, собор на сегодняшний день представляет наглядный  памятник архитектуры эпоху Возрождения  в Италии.

    Само  понятие «Возрождение» (rinascita, rinascentia) возникло в Италии XVI в. как некий  итог осмысления культурного новаторства  эпохи. Этой метафорой обозначали первый со времен античности (как тогда  считали) блестящий расцвет литературы, гуманитарных наук и искусства, наконец-то наступивший после долгого, почти  тысячелетнего упадка культуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Купол собора Санта Мария  дель Фьоре во Флоренции (1420—1436) 

    К концу XIII века благодаря деятельности флорентийских торговцев шерстью  и банкиров город разбогател и  небольшой собор Санта-Репарата построенный в честь святой, которую  особенно почитали во Флоренции, так  как в ее день была одержана победа над варварами, рядом с Баптистерием Сан Джованни, уже не отражал нового статуса города и стал слишком  тесной для быстро растущего торгового  города; раскопки остатков зтой церкви можно увидеть внутри собора. Влиятельные  купцы Флоренции решили построить  новый кафедральный собор и посвятить  Богородице, а назвали – «Собор Святой Марии с цветком» (Santa Maria del Fiore), ведь и имя самой Флоренции  означает «цветущая».

    Собор Санта Мария дель Фьоре поднимается  в самом центре древнего города. Резное мраморное здание собора венчает  огромный купол ржаво-красного цвета. В Италии своими размерами Флорентийский  собор уступает лишь собору Св.Петра  в Риме.

    Купол собора Санта-Мария дель Фьоре - наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллески  во Флоренции.

    Купол Флорентийского собора - одно из самых  грандиозных архитектурных свершений  эпохи Возрождения - был воздвигнут архитектором, не получившим специального образования, архитектором-дилетантом, ювелиром по профессии. Для XV века, во всяком случае, для первой половины его, это  было обычным. Специального архитектурного образования не существовало, так  же, как до середины кватроченто  не существовало и самого термина - архитектор. Авторами архитектурных  проектов становились скульпторы, живописцы  и ювелиры, как Брунеллески.

    В средневековой Европе совершенно не умели возводить большие купола, поэтому итальянцы той поры взирали  на древнеримский Пантеон с восхищением  и завистью. И вот как оценивает  Вазари воздвигнутый Брунеллески купол  флорентийского собора Санта Мария  дель Фьоре: «Можно определенно утверждать, что древние не достигали в  своих постройках такой высоты и  не решались на такой риск, который  бы заставил их соперничать с самим  небом, как с ним, кажется, действительно  соперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему. И действительно, можно подумать, что само небо завидует ему, ибо постоянно  и часто целыми днями поражает его молниями».

    Горделивая  мощь Ренессанса! Флорентийский купол  не был повторением ни купола Пантеона, ни купола константинопольской св.Софии, радующих нас не высотой, даже не величавостью облика, а прежде всего тем простором, которые они создают в храмовом интерьере.

    Купол Брунеллески врезается в небо всей своей стройной громадой, знаменуя для современников не милость  неба к городу, а торжество человеческой воли, торжество города, гордой Флорентийской  республики. Не «спускаясь на собор  с небес», но органически вырастая из него, он был воздвигнут как знак победы и власти, чтобы (и впрямь, чудится нам) увлечь под свою сень города и народы.

    Да, то было нечто новое, невиданное, знаменующее  торжество нового искусства. Без  этого купола, воздвигнутого над  средневековым собором на заре Ренессанса, были бы немыслимы те купола, что  вслед за микеланджеловским (над  собором Св. Петра в Риме), увенчали в последующие века соборы чуть ли не всей Европы.

    И вот как оценивал тот же Вазари воздвигнутый Брунеллески купол  флорентийского собора Санта Мария  дель Фьоре: «Можно определенно утверждать, что древние не достигали в  своих постройках такой высоты и  не решались на такой риск, который  бы заставил их соперничать с самим  небом, как с ним, кажется, действительно  соперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему. И действительно, можно подумать, что само небо завидует ему, ибо постоянно  и часто целыми днями поражает его молниями».

    Первое  восторженное описание купола собора Санта-Мария дель Фьоре принадлежит  перу Леона Батиста Альберти, крупнейшего  теоретика искусства XV в., который, в  раннем, написанном при жизни Филиппо  и ему посвященном трактате "О  живописи", превозносит его за то, что тот «без всяких наставников  и без всяких образцов создает  искусства и науки неслыханные  и невиданные». Купол собора Альберти описывает как «величественное  сооружение, воздымающееся к небесам, такое обширное, что осеняет все  народы Тосканы». Он так определял  законы прекрасного: «Согласование  всех частей в гармоническое целое  так, чтобы ни одна не могла быть изъята или изменена без ущерба для целого». И, расхваливая одно из созданий Брунеллески, он подчеркивал, что «ни одна линия не живет в нем самостоятельно».

    Новое искусство основывалось на логике, на откровениях человеческого разума, подтвержденных математическими расчетами. И разум требовал ясности, стройности, соразмерности. То было нечто новое, невиданное, знаменующее торжество  нового искусства. Без этого купола, воздвигнутого над средневековым  собором на заре Ренессанса, были бы немыслимы те купола, что, вслед за микеланджеловским (над римским  собором св. Петра), увенчали в последующие  века соборы чуть ли не всей Европы. Как  отличны восторги Вазари или Альберти от восторгов византийцев перед  куполом Св. Софии, которым казалось, «что он покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты неба».

    Современники  и ближайшие потомки видели в  Филиппо Брунеллески прежде всего  инженера, изобретателя; главным делом  его жизни считали блистательное  завершение более чем полуторавековой  эпопеи строительства собора. 
 

    История строительства флорентийского собора 

    Собор Санта Мария дель Фьоре был  заложен в 1296 г. Проект нового собора был весьма дорогостоящим, но все  же городские власти и процветающие гильдии суконщиков и ткачей решили взять на себя расходы, но строительство  оказалось не только дорогим, но и  очень долгим.

    Строительство Собора поручили Арнольфо ди Камбио, крупнейшему  тосканскому архитектору рубежа XIII—XIV столетий Арнольфо ди Камбио (около 1240—1302), который годом раньше уже  начал работу над церковью Санта  Кроче (1295-1383), а в 1298 году он же приступил  к проектированию Палаццо Веккьо. В архитектуре этой францисканской церкви сказались новые строительные идеи, наиболее ярко проявившиеся в  зодчестве Флоренции. Необычным  для готики является единство залитого светом пространства основного корпуса  храма, благодаря ширине пролетов и  легкости опор, в противоположность  традиционно готическим формам хоров. Еще более смелые новшества ввел Арнольфо в проект собора Санта Мария  дель Фьоре, используя в своем  проекте элементы как норманнской, так и готической архитектуры.

    Первыми были построены широкий центральный  неф, боковые нефы и восьмиугольный барабан в восточной части  собора. Но в 1302 году Арнольфо ди Камбио скончался. После смерти главного архитектора  Дуомо Арнольфо ди Камбио работы были приостановлены почти на тридцать лет. Строительство возобновилось лишь в 1334 году с назначением на должность  главного архитектора собора великого флорентийского художника Проторенессанса  Джотто ди Бондоне. Но Джотто сосредоточил все свои силы на колокольне - кампанилле. Он скончался в 1337 году, так и не завершив строительство колокольни, вошедшей в историю под названием  Кампанила Джотто, она была окончательно завершена около 1359 года одним из крупнейших флорентийских архитекторов XIV века Франческо Таленти. Вновь  возобновленное в 1355 году строительство  сбора за десять лет позволило  дорасти зданию до сводов. Вскоре главный  архитектор снова сменился, и собор  более чем через сто лет  с момента основания был почти  достроен.

    Когда дело дошло до самой сложной части  строительства — купола, венчающего восьмигранник, выяснились ошибки в  расчетах, ведь разные части здания возводились в разное время разными  поколениями мастеров. Предлагалось частично разобрать старое здание и  построить заново, собирались компетентыне комиссии, был проведен референдум, в котором мог принять участие  каждый флорнетиец. Положение осложнялось  еще и тем, что городские власти отказались финансировать возведение деревянных лесов и подмостков для  работы строителей.

    Колуччо Салутати описал вид Флоренции конца  треченто: «Поднимемся на гору, с  которой можно хорошо видеть каждую щель нашего города Флоренции. Поднимемся и взглянем вниз на городские стены, вздымающиеся к небесам, на величественные башни, на обширные церкви, на великолепные дворцы... Наш Собор удивительной работы; если он когда-нибудь будет  закончен, то ни одно здание, созданное  человеческими руками, не сможет с  ним сравниться: строительство его  стоило больших денег и большого труда, сейчас оно доведено уже до четвертого яруса: красоту собора увеличивает  прекрасная колокольня. Ничто не может  быть более нарядно выложено мрамором, более искусно расписано и  украшено орнаментом. Но собор строится слишком долго и, кажется, в конце концов превратится в безобразные руины: скоро придется не только достраивать его, но и ремонтировать». 

    Первоначальный  проект собора 

    Арнольфо  ди Камбио, которому было поручено строительство  собора Санта Мария дель Фьоре, был  главным архитектором городского Совета и к этому времени успел  прославиться благодаря строительству  францисканской церкви Санта Кроче. Средокрестье собора он задумал увенчать огромным куполом, подчинив ему всю  композицию здания. Это был грандиозной  замысел, покрытие куполом алтарной части содержит в зародыше идею центрического  купольного храма, которая будет  разрабатываться зодчими Высокого Возрождения.

    Собор стал гордостью жителей Флоренции, а строительство велось под девизом: «воздвигнуть церковь такой по величине и великолепию, чтобы нельзя было потребовать человеческих сил и  рвения ни большей по размерам, ни более  прекрасной постройки». В послании флорентийского правительства от 1296 г. Арнольфо ди Камбио содержалось напутствие: создать такое сооружение, в котором  бы билось «сердце, ставшее очень  большим, ибо оно состоит из душ  всех граждан, объединенных одной волей». Собор призван был стать символом богатства и мощи Флоренции. Закладка фундамента нового кафедрального собора была отпразднована с великой  торжественностью в день рождества  Богородицы в 1296 году.

Информация о работе Собор Santa Maria del Fiore как объект туристического внимания