Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

Оглавление

Содержание
Введение 3
Глава 1. Психологические теории внимания
1.1 Психологическая теория Т. Риба 4
1.2 Теория, связывающая внимание с понятием установки Д. Н. Узнадзе………
1.3 Теоретическая концепция П.Я. Гальперина……………………………………
Глава 2. Общая характеристика внимания
2.1 Понятие категории внимания 10
2.2 Формы проявления внимания……………………………………………………..
2.3. Физиологические основы внимания………………………………………………
Глава 3. Виды внимания и их характеристика………………………………………………
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

контрольная работ апо психологии.doc

— 103.50 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Психологические теории внимания

      1.1 Психологическая теория Т. Риба 4

      1.2 Теория, связывающая внимание с понятием установки Д. Н. Узнадзе………

      1.3 Теоретическая концепция П.Я.  Гальперина……………………………………

Глава 2. Общая характеристика внимания

      2.1 Понятие категории внимания  10

      2.2 Формы проявления внимания……………………………………………………..

      2.3. Физиологические основы внимания………………………………………………

Глава 3. Виды внимания и их характеристика………………………………………………

Заключение 17

Список использованной литературы 18  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Внимание  имеет огромное значение в жизни  человека. Оно – необходимое условие  выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические  процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

     В исследовании проблем внимания принимали  участие различные психологи, это  такие психологи, как, например, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и многие другие психологи. Все они, несомненно, внесли огромный вклад в учение о внимании как психического процесса.

     Под вниманием мы понимаем целенаправленный процесс отбора нужной нам информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного  контроля над их протеканием. Избирательный процесс нашего сознания, а в частности определяет характер деятельности человека, как в восприятии ощущений, так и в двигательных процессах и в мышлении. Если бы такой избирательности не существовало, вся поступающая неотобранная информация накапливалась с такой скоростью, что мы бы просто не успевали её воспринимать. Следовательно, никакая умственная деятельность не может быть возможна, психологические процессы потеряли бы свой смысл. Поэтому нужно разграничить процессы и явления, необходимые для концентрации внимания, рассмотреть условия, образующие наиболее полную структуру внимания как процесс умственной и психологической деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Психологические  теории внимания

    1. Психологическая теория Т. Рибо

     Одну  из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. "Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения"2.

     Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т. Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления.

     Имея  это в виду, концепцию Рибо можно  назвать психофизиологической. Как  чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

     Основную  роль движений в акте внимания Т.Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств - зрения и слуха - внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

     Двигательный  эффект внимания, по мнению Рибо, состоит  в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность  и ясность по сравнению с прочими  вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

     1.2 Теория, связывающая  внимание с понятием  установки Д.Н.  Узнадзе

     Она вначале касалась особого рода состояния  преднастройки, которая под влиянием опыта возникает в организме  и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

     Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы... быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации.

     С понятием установки в теории Узнадзе  также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение  под влиянием установки определенного  образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название - "объективация").

1.3 Теоретическая концепция  П.Я. Гальперина

     Основные  положения этой концепции сводятся к следующему:

     1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

     2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

     3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

     4. Внимание как самостоятельный,  конкретный акт выделяется лишь  тогда, когда действие становится  не только умственным, но и  сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

     5. Во внимании контроль осуществляется  при помощи критерия, меры, образца,  что создает возможность сравнения  результатов действия и его уточнения.

     6. Произвольное внимание есть планомерно  осуществляемое внимание, т.е. форма  контроля, выполняемого по заранее  составленному плану, образцу.

     7. Для того чтобы сформировать  новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной  деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

     8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля  как произвольного, так и непроизвольного,  являются результатом формирования  новых умственных действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Внимание: понятие и формы проявления

     2.1 Понятие категории внимания

     Внимание - направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

     Внимание  не является самостоятельной психической  функцией. Это особая форма психической  активности человека; она входит как  необходимый компонент во все виды психических процессов. И оно же является характеристикой любого психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе.

     За  вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Его  направленность определяется как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.

     Внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

     Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки.

     Благодаря ориентировочно-исследовательскому рефлексу воздействие нового объекта на нервную  систему человека становится более  сильным и многообразным. В тех  участках коры больших полушарий мозга, которые подвергаются воздействию новых раздражителей, создается достаточно сильный и устойчивый очаг возбуждения. Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточенности человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания, они остаются незамеченными.

     2.2 Формы проявления внимания

     Классификация психических процессов, начатая  еще во времена Аристотеля, дала начало дискуссиям, которые продолжаются до сих пор. Сегодня становится понятным, что любая дифференциация психических процессов является условной, так как в реальной жизнедеятельности человека они взаимосвязаны.

     В.В. Петухов предложил выделять две группы психических процессов. Первую группу составляют специфические или собственно познавательные процессы. К ним отнесены ощущения, восприятие и мышление. Общим для этих процессов является их результат: знание субъекта о мире и о себе, полученные либо с помощью органов чувств (ощущения, восприятие), либо рационально (мышление).

     Ко  второй группе В.В. Петуховым отнесены универсальные психические процессы: память, внимание, воображение.

     В трактовке Л.М. Веккера они имеют  название "сквозных", так как  они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к ним.

Информация о работе Внимание