Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Психологические теории внимания
1.1 Психологическая теория Т. Риба 4
1.2 Теория, связывающая внимание с понятием установки Д. Н. Узнадзе………
1.3 Теоретическая концепция П.Я. Гальперина……………………………………
Глава 2. Общая характеристика внимания
2.1 Понятие категории внимания 10
2.2 Формы проявления внимания……………………………………………………..
2.3. Физиологические основы внимания………………………………………………
Глава 3. Виды внимания и их характеристика………………………………………………
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Благодаря
универсальным психическим
Предложенное В.В. Петуховым и Л.М. Веккером понимание места внимания в познавательной сфере человека дает возможность его более определенной оценки и как бы завершает цикл дискуссий о том, является ли внимание самостоятельным психическим процессом, либо находится в "услужении" у других процессов, обеспечивая их продуктивность.
Сложное положение внимания объяснялось тем, что исследователи не атрибутировали ему статус самостоятельного и подчеркивали, что оно не имеет собственного содержания и собственного результата. Внимание длительное время рассматривалось как побочный продукт, используемый для характеристики других процессов.
Известно,
что этой точки зрения придерживался
С.Л. Рубинштейн, считая его стороной
всех познавательных процессов сознания,
и притом той их стороной, в которой
они выступают как
Позицию С.Л. Рубинштейна относительно внимания как активности личности в течение ряда десятилетий разделял Н.Ф. Добрынин. В его концепции внимание было тесно связано с "принципом значимости", которым он объяснял направленность и сосредоточенность психической деятельности. Именно эта трактовка внимания вошла в основные учебники и учебные пособия и сохранилась до настоящего времени.
Поэтому
традиционно внимание характеризуется
как избирательная
Новый
всплеск интереса к вниманию связан
с изучением его
К настоящему времени получен ряд новых фактов, доказывающих, что процессы внимания сопровождаются определенными физиологическими сдвигами: изменением сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, кожно-гальванических реакций. Использование электроэнцефалограммы дало возможность понять, что возникновение внимания сопровождается депрессией альфа - ритма и появлением специфического состояния - "волны ожидания".
Индикатором
интенсивности внимания является изменение
амплитуды вызванных
Полученные в исследованиях данные дали возможность сделать выводы, что психофизиологической основой произвольного внимания является активация лобных долей головного мозга, и особенно его медиально-базальных отделов, которые регулируют состояние активности и обеспечивают создание необходимого тонуса коры, модифицируют состояние бодрствования в соответствии с имеющимися задачами.
Было также доказано, что сличение старых и новых раздражителей (обеспечение реакций на новые сигналы и угасание - на старые) производят нейроны, являющиеся образованиями древней коры, лимбической области (гиппокампа, миндалин) и связанных с ними структур хвостатого ядра. Гиппокамп является основным фильтрующим аппаратом, осуществляющим избирательные реакции на раздражители врожденных ориентировочных рефлексов и инстинктивного поведения. Исходя из этих данных, внимание рассматривается как результат сложной аналитико-синтетической, интегра-тивной деятельности головного мозга человека и индикатор Уровня бодрствования.
О наличии у человека внимания чаще всего судят по:
Отечественная
и зарубежная психология изобилует
различными концептуальными подходами
к объяснению природы внимания, резко
отличающимися друг от друга, однако
используемыми в различных
Согласно его подходу, внимание рассматривается как продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму. В зависимости от средств и способов контроля имеют место различные виды внимания; непроизвольное и произвольное. Первое складывается стихийно, его "маршрут" и средства контроля задаются объектами и текущими состояниями субъекта, а произвольное внимание является результатом обучения. П.Я. Гальперин предполагал, что контроль за действиями развивается от сознательных форм к автоматизированным формам.
2.3 Физиологические основы внимания
Первичный факт, в котором выражается внимание, заключается в том, некоторые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствующее. Доминирующее значение для течения психических процессов. Физиологической основой внимания в соответствии с этим является тот характер процессов в нервной системе, который получил своё наиболее развёрнутое выражение в принципе доминанты Ухтомского.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью и объёмом.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Оно может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека. В частности со свойствами его нервной системы. Общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбуждённость, заторможенность и т.п.), четвёртые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
Устойчивость внимания у всех людей различна. Одни могут очень долго. Без отвлечения. Сосредоточиваться на предмете своей деятельности. Другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и её значимости, от отношения к выполняемой работе.
Свойством,
противоположным устойчивости, является
отвлекаемость. Физиологическое объяснение
отвлекаемости – это или
Объём – такая характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объёма внимания людей – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации.
Концентрация – поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
Переключаемость понимается как его перевод с одного объекта на другой. С одного вида деятельности на иной. Данная характеристика проявляется в скорости, с которой он может переводить своё внимание с одного объекта на другой, причём такой перевод может быть как произвольным, так и непроизвольным. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нём; второй – тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
Распределение
внимания – его следующая
Обычно
внимание противопоставляется
А одной из причин невнимания является недостаточная умственная активность. Огромную роль в развитии внимания играет направленность личности.
Установка внимания связана со вниманием напрямую. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли и образы. С этим понятием связано и понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности.
Глава 3. Виды внимания и их характеристика
Одна из ранних классификаций видов внимания принадлежит американскому психологу Вильяму Джемсу (1842-1910). Она была подробно изложена в его известном двухтомном труде "Основы психологии", вышедшем в 1890 году. Им были выделены шесть видов внимания и их подвиды:
Изучение внимания и выделение его видов было проведено американским психологом Джеймсом Марком Болдуином (1861-1934), главным достижением которого считается разработка понятия "круговой реакции". Он предполагал, что между организмом и окружающей средой имеет место процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Им было описано текучее внимание как состояние торопливого, стремительного, неадекватного наблюдения, быстрого перехода, ассимиляции ("в одно ухо влетело, в другое вылетело").
Выдающийся отечественный психолог Н.Н. Ланге дал определение внимания с биологической точки зрения и выделил ряд его видов рефлективное, инстинктивное, волевое, а также показал роль движений в процессе волевого внимания. Он определял внимание как целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия и подчеркивал, что внимание есть некоторый процесс усиления или изменения восприятия.
Рефлективное внимание, согласно Н.Н. Ланге, состоит из некоторого ощущения, рефлективного движения, приспосабливающего орган к наилучшему восприятию этого ощущения. Этот вид внимания происходит без всякого волевого решения, механически.
Примерами этого вида внимания в области зрения он считал рефлекс аккомодации хрусталика к ближайшим расстояниям, рефлексы зрачка (сужение глазного отверстия), рефлекторное сведение осей зрения, пассивное направление взгляда, движения головы, перемещающие глаза.
Большое значение придавал Н.Н. Ланге инстинктивному вниманию, которое он характеризовал как приспособление к наилучшему восприятию. Этот вид внимания вызывается инстинктивными эмоциями любопытства и удивления. Он считал, что этот вид является очень распространенным, так как этот инстинкт лежит в основе всякой любознательности, всякой науки и т.д.