Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:26, контрольная работа
Ни один психический процесс не может протекать целена¬правленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит раз¬говоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов дохо-дяг до его слухового аппарата.
I.Теоретическая часть.
1)Понятие о внимание.
а) Определение внимания.
б) Физиологические основы внимания.
2) Виды внимания.
а) Непроизвольное внимание.
б) Произвольное внимание.
в) Послепроизвольное внимание.
3) Основные свойства внимания.
а) Объём внимания
б) Распределение внимания
в) Концентрация внимания.
г) Устойчивость внимания.
д) Переключение внимания.
II. Практическая часть.
.
Курсовая работа по психологии
на тему: «Внимание».
Пенза 2010
План.
I.Теоретическая часть.
1)Понятие о внимание.
а) Определение внимания.
б) Физиологические основы внимания.
2) Виды внимания.
а) Непроизвольное внимание.
б) Произвольное внимание.
в) Послепроизвольное внимание.
3) Основные свойства внимания.
а) Объём внимания
б) Распределение внимания
в) Концентрация внимания.
г) Устойчивость внимания.
д) Переключение внимания.
II. Практическая часть.
ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходяг до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направлено на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание па ощущениях, мы усиливаем свою чувствительность.
Что же такое внимание?
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.
Под направленностью сознания подразумевается выбор объекта, а сосредоточенность на чем-то означает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике человека. Велико значение внимания в учебной работе. Ее успех в огромной степени зависит от того, насколько учителю удается овладеть вниманием учащихся. Если внимание направлено на учебный материал, то последний более успешно понимается, усваивается; кроме того, внимательная работа детей на уроке обеспечивает и дисциплину в классе.
При внимательном отношении к какому-либо предмету он оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, неотчетливо (оказывается, говоря образно, «на периферии» воспринимаемого). При этом направленность нашего внимания может меняться. Представим такое положение. Ученик читает книгу, его внимание сосредоточено на ее содержании. Но он слышит и раздающиеся в комнате звуки радио. Отдельные фразы доходят до его сознания. Вот по радио стали передавать репортаж о футбольном матче, и внимание мальчика полностью переключилось на передачу, а глаза механически продолжают скользить по строчкам книги. Так ученик «прочел» несколько страниц, но до его сознания не дошел смысл напечатанного там.
Внимание обычно выражено в мимике, а также в позе, движениях Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда ученик делает вид, что слушает учителя, на самом деле его мысли далеки от того, что происходит в классе.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно смотрим, слушаем (т. е. воспринимаем), думаем (т. е. мыслим) или что-то делаем. Таким образом, внимание представляет собой только сторону, или свойство, различных психических процессов.
В связи с тем, что человек во время бодрствования занят какой-либо деятельностью (что-то делает или о чем-то думает), то и внимание его всегда бывает на чем-то сосредоточено. Если ученик невнимателен к содержанию урока, это значит, что его внимание направлено на что-то другое.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ
Мы говорили о том, что в коре больших полушарий мозга протекают два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Это происходит по закону индукции нервных процессов. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-то одном, может ничего другого в этот момент не замечать. По словам Павлова, в участке больших полушарий с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условные связи.
Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.
Возбуждение в коре полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается. Этот процесс Павлов образно описал так: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».
Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды. Этот рефлекс есть у людей и у животных. В комнате раздается шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как говорят, «навострил» уши и устремил глаза в сторону звука. На уроке ученики с интересом слушают рассказ педагога. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась; несмотря на увлечение рассказом, все школьники и сам учитель невольно повернули голову в сторону двери. Этот рефлекс Павлов образно назвал рефлексом «что такое?».
Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительные изменения в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать па ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с анализаторами (органами чувств) обусловливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.
ВИДЫ ВНИМАНИЯ
По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание. В психологической литературе употребляется несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других — эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности внимания, то подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение на объекте внимания. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями, вызванными данным объектом. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение.
Итак, непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя.
Рассмотрим некоторые качества раздражителя, которые превращают его в объект внимания.
Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Кто не помнит такой сцены из фильма «Чапаев»? Чапаевцы отбили хутор от белых, бойцы отдыхают, кругом шум, песни. На крыльцо выходит Петька, ординарец Чапаева. Петька хочет попросить бойцов вести себя тише. В общем шуме призыв утонет, на него не обратят внимания. Ординарец понял это, вынул револьвер и выстрелил. На мгновение все смолкло, и в эту тишину Петька бросает слова: «Тише, граждане, Чапай думать будет». Выстрел оказался более сильным раздражителем, чем другие, и вызвал непроизвольное внимание.
Излагая учебный материал, учитель может вызвать непроизвольное внимание у школьников, изменяя громкость голоса и темп речи. Монотонная, невыразительная речь не способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. А выразительная речь приковывает внимание своей формой. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Машина новой марки, появившаяся на улице, свежий номер стенгазеты всегда будут замечены. С этой особенностью внимания следует считаться, используя на уроках наглядные пособия. Если учитель сразу развесит наглядные пособия, которые ему нужны во время объяснения, то он отвлечет внимание учащихся от ответов товарищей, от общей работы класса, а к моменту объяснения пособия утратят новизну, и поэтому исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания. По этой же причине целесообразнее устраивать в школе сменные тематические выставки картин, чем иметь годами не сменяемую картинную галерею: она перестанет привлекать внимание.
Вызывает внимание начало и прекращение действия раздражителя. Помня это, выгоднее иногда приостановить объяснение, сделать паузу, чтобы привлечь внимание учеников, чем высказывать им замечания. Замечание всегда переключает внимание на нарушителя дисциплины и отвлекает школьников от учебной работы. Иногда полезно начать говорить, не дожидаясь абсолютной тишины в классе. Рассказ привлечет внимание тех учащихся, которые еще не успели сосредоточиться на уроке.
Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нем с его эмоциональным значением и интересом. Возникшая потребность в пище делает ее объектом внимания для человека, который никогда не был гурманом. Представление яств и разговоры о них всегда являются предметом мысли голодного. Предмет, удовлетворивший потребность, перестает привлекать непроизвольное внимание.
Предметы: создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Объект, вызвавший удивление, восхищение, восторг продолжительное время приковывает внимание. Произведения искусства воздействуют на чувства, привлекают непроизвольное внимание и вместе с возникшим познавательным интересом направляют мыслительную деятельность на глубокое осознание явления. Интерес обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. В процессе познания интересным для человека является не то, что вовсе неизвестно, и не то, о чем уже все известно. Познавательный интерес вызывает новое в известном. Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цель урока, подчеркивать, что нового узнают ученики, а в заключение отметить, чему они научились. Методические приемы, направленные на то, чтобы вызвать интерес школьников к предмету, различны. Так, чтобы закрепить знание иностранных слов, могут быть организованы игры, применены наглядные пособия — картинки с изображением соответствующих предметов, прослушаны стихи или песенки на иностранном языке.
Общепсихологическими принципами построения урока, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом, являются следующие: содержательность материала, увлекательная форма изложения, разнообразие форм и методов работы, увлеченность самого учителя, живость и эмоциональная насыщенность урока.
Произвольное внимание. Произвольное внимание называют активным или волевым. Все термины подчеркивают, что в сосредоточении внимания на объекте инициатива принадлежит субъекту.
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности.
В этом виде внимания сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.
Включаясь в трудовую деятельность, человек независимо от своего отношения к работе ставит цель, которую необходимо осуществить. Когда шофер ведет машину, бухгалтер подсчитывает колонки цифр, ученый продумывает постановку эксперимента,— ни один из них не может быть, несосредоточенным, если хочет получить положительные результаты.
Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, необходимое для решения поставленной цели, которая помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.
Обучение в школе должно формировать произвольное внимание. Для этого в начальных классах организуется посильная, интересная для школьников учебная деятельность, ставятся быстро достижимые цели. Переживание успеха укрепляет желание ребенка сосредоточиться на следующей задаче деятельности. Чем младше школьники, тем чаще должны сменяться виды деятельности на уроке. Новый вид деятельности — это не только отдых, но и фактор привлечения непроизвольного внимания, через него способствующий сосредоточению произвольного.
Произвольное внимание, будучи свойством личности, не может быть сформировано независимо от самой личности. Поэтому при организации внимания педагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие.
Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием. Поэтому на лекции и на уроке в старших классах учащимся полезно вести записи. Даже такие сравнительно простые действия, как обведение указкой границ на карте или подчеркивание отдельных положений при чтении книги, способствуют более устойчивому выделению объекта внимания.