Понятие о внимании

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:26, контрольная работа

Краткое описание

Ни один психический процесс не может протекать целена¬правленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит раз¬говоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов дохо-дяг до его слухового аппарата.

Оглавление

I.Теоретическая часть.
1)Понятие о внимание.
а) Определение внимания.
б) Физиологические основы внимания.
2) Виды внимания.
а) Непроизвольное внимание.
б) Произвольное внимание.
в) Послепроизвольное внимание.
3) Основные свойства внимания.
а) Объём внимания
б) Распределение внимания
в) Концентрация внимания.
г) Устойчивость внимания.
д) Переключение внимания.
II. Практическая часть.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Трудности сосредоточения произвольного внимания при отсутствии организованных практических действий отчетливо заметны, например, в устном счете или в процессе длительного пассивного слушания.

К условиям, облегчающим  поддержание произвольного внимания, относятся особенности обстановки рабочего места. В помещении не должно быть посторонних раздражителей, отвлекающих от дела. Например, разговоры во время урока мешают сосредоточить внимание тем учащимся, которые активно работают.

Важным условием поддержания внимания является психическое  состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты доказывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие факторы), значительно ослабляет произвольное внимание.

Произвольное  внимание может поддержать словесное  напоминание самому себе о целях  деятельности, о тех её моментах, при которых необходимо быть особенно внимательным. Облегчает возникновение и поддержание произвольного внимания привычка работать внимательно в различных, как благоприятных, так и неблагоприятных, условиях.

Преподавателю необходимо помнить, что учение — это труд и нельзя построить процесс обучения лишь на непроизвольном внимании. Именно в учении должно постепенно развиваться у детей умение организовывать свое внимание. Решение примеров и задач, требующих длительных вычислений, письмо с соблюдением существующих орфографических правил, заучивание новых терминов, стихотворении, запоминание слов иностранного языка — все эти и многие другие задания не могут быть выполнены без произвольного внимания, «Должно, — писал К.Д.Ушинский, — делать ученье занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных для них задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону, давая пищу пассивному вниманию и упражняя активное, которое хотя слабо в ребенке, но может и должно развиваться и крепнуть от упражнения».

Послепроизвольное внимание. Третий вид внимания — послепроизвольное. Сам термин подсказывает, что этот вид внимания возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. В послепроизвольном внимании снижается волевое усилие, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание —сосредоточение сознания на объекте, значимом и ценном для личности.

По своим психологическим  характеристикам послепроизвольное внимание связано с особенностями непроизвольного и произвольного внимания, но и отличается от них. Оно возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, идущая от предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.

 Так, ученик  может начать делать арифметический  пример без всякого интереса, заставив себя сосредоточить  внимание на его решении. Во  время работы по той или  иной причине (например, «не выходит, а я его все-таки сделаю, докажу, что могу») у школьника возникает такое отношение к объекту деятельности, когда необходимость волевого поддержания внимания исчезает. Внимание остается прикованным к предмету: ученик увлекся процессом решения задачи.

Включение в деятельность послепроизвольного внимания  в  значительной степени определяется особенностями личности, привычкой  трудиться, когда для человека «работа  без лишнего счета, работа до жаркого  пота, часы за упорным трудом» становятся счастьем жизни. В этих условиях произвольное внимание легко переходит в послепроизвольное, при котором до наступления общей усталости не чувствуется напряжения.

Рассмотренные три вида внимания тесно переплетены взаимными переходами и поддерживают друг друга в практической деятельности человека. Организуя внимание учеников, учитель должен продумывать не только то, как вызвать внимание к данному уроку, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Внимание  характеризуется следующими свойствами: объёмом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.

Объем внимания. Это свойство измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Для определения объема внимания экспонируют (показывают) группу из 10—12 объектов (цифры, не связанные между собой, буквы, изображение отдельных предметов) в промежуток времени, равный 1/10 сек. Это время, достаточное для того, чтобы возникло отчетливое зрительное восприятие, но совершенно недостаточное для того, чтобы сознательно отразить все предметы, попавшие в поле зрения. Испытуемый называет лишь некоторые предметы, а об остальных говорит: что-то было, но он не обратил внимания. Для отражения всех предметов, попадающих в поле зрения, необходимо более длительное время.

У взрослого  человека объем внимания равен 4—6 объектам, не связанных между собой. Если включить объекты, например буквы, в смысловое целое (слово), то количество отражаемых отдельных букв значительно возрастет. Однако в этих условиях слово воспринимается как единый объект, и испытуемый не замечает перестановки, пропуска или неправильного написания отдельных букв в слове.

Можно увеличить объем внимания, объединяя  предметы в группы  и этим уменьшая  количество объектов воспринимаемых как  отдельные единицы. Для первоклассника каждая буква — отдельный объект. Развитие техники чтения приводит к  тому, что слово, а позже и предложение воспринимаются в целом, как единый смысловой объект. Увеличение объема внимания путем группировки предметов не должно идти в ущерб его распределению — умению подмечать отдельные компоненты в группах. Правильное сочетание группировки предметов с распределением внимания между отдельными элементами целого тесно связано с развитием познавательных процессов: отношения части и целого в восприятии, отношения общего и единичного в мышлении.

Распределение внимания. Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Попробуйте читать наизусть стихотворение и одновременно на бумаге решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах двух десятков. Вы почувствуете, как один вид деятельности тормозит другой. Обычно в процессе деятельности внимание сосредоточивается на каком-то одном ее виде. Физиологически это объясняется существованием только одного очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга.

Реальные  условия деятельности требуют постоянного распределения внимания. Умение распределять внимание воспитывается. Общеизвестно, что начинающий учитель не видит каждого учащегося в классе, иногда допускает ошибки в рассказе и не замечает их в ответах учеников. Это связано с тем, что неопытный учитель не умеет распределить и организовать свое внимание. Единственным объектом для него является материал, который он излагает. Бросая во время объяснения взгляд на учеников, он не видит нарушений дисциплины. Постепенно и содержание учебного материала, и его изложение начинают в меньшей мере сковывать внимание учителя, появляется возможность распределять внимание между объяснением материала и наблюдением за поведением и работой школьников. Вследствие значительной автоматизации одного из видов деятельности уменьшается сила оптимального очага возбуждения  в коре головного, мозга, и соответственно ослабевает отрицательная индукция этого очага на другие участки коры мозга.

Способность распределять внимание воспитывается  в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.

Концентрация  внимания. Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его  на объекте — концентрация, или  интенсивность, внимания. Концентрация выражается в том, что внимание поглощено  одним объектом. Показателем интенсивности является помехоустойчивость внимания, невозможность отвлечь его от предмета деятельности посторонними раздражителями. Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации. Наибольшей силы концёнтрация достигает, когда внимание направлено на один объект или на один вид деятельности.

Состояние глубокой концентрации внимания — необходимая предпосылка точного, успешного выполнения деятельности.

Однако  концентрация внимания на одном объекте  может дать положительный результат  только в сочетании с достаточным  объемом и распределением внимания между нужными объектами. Ученик, решая цифровой алгебраический пример, сконцентрировал внимание на вычислениях и перестал обращать внимание на знаки. Пример, конечно, не был решен.

Физиологическую основу интенсивности внимания можно  видеть в одновременной отрицательной  индукции, вызываемой оптимальным очагом возбуждения .Возникшее в результате индукции торможение способствует концентрации возбуждения в ограниченных участках коры головного мозга. Устойчивость внимания. Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек и т. д.

Свойством, противоположным устойчивости, будет  отвлекаемость, которая выражается в колебаниях внимания. Проследить колебания внимания можно при восприятии двойственных изображений. Если в течение нескольких минут смотреть на рис.18, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут (находится перед большим), либо «проваливается» (большой квадрат выдвигается на передний план). Взаимное расположение квадратов в небольшие промежутки времени меняется скачком. Этот опыт моделирует колебания-внимания.

Частые  колебания внимания в небольшие  промежутки времени (1-5 сек.) заметно  не влияют на его устойчивость при выполнении сложной и интересной деятельности. Но, как показывают наблюдения, через 15—20 минут колебания внимания приводят к непроизвольному его отвлечению от объекта.

Зная  это свойство внимания, учителя предусматривают  смену различных видов деятельности учащихся на уроке через 10— 15 минут, перемежают слуховое и зрительное восприятие детей практическими действиями (запись или зарисовка в тетради, проведение опыта). При длительном изложении материала (школьная лекция) полезно в ходе объяснения вставлять эпизоды, которые разрядят обстановку напряженного произвольного внимания.

Устойчивость  внимания физиологически связана с  длительной концентрацией возбуждения  в одной группе нервных клеток. Способность нервных клеток продолжительное  время выдерживать процесс возбуждения является показателем силы нервных процессов. Поэтому в устойчивости внимания, при прочих равных условиях проявляется общий тип высшей нервной деятельности человека.

Переключение  внимания. Переключение внимания —  это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Переключение, в отличие от отвлечения внимания, происходит осознанно. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то другим или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Физиологическая основа переключения — торможение существовавшего оптимального очага  возбуждения и формирование нового. Это позволяет сделать вывод, что переключение внимания зависит от подвижности нервных процессов — от быстроты смены возбуждения и торможения. Инертность нервных процессов затрудняет переключение внимания. Следовательно, в переключаемости внимания также проявляются типологические особенности человека, прежде всего подвижность и сила нервных процессов.

Переключение  внимания зависит от характера объектов. Школьники писали контрольную работу по математике, и в начале следующего урока им трудно переключиться от только что проделанной работы. В сознании всплывают новые варианты решения задач и примеров, возникает раздумье над тем, что сделано. Всегда трудно переключать внимание от сильного раздражителя на более слабый.

Значительно облегчает перенос внимания интерес  к предмету и осознание его значимости для человека. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

Большое значение имеет привычка переключать  внимание в определённых условиях. В некоторых классах звонок и  появление учителя вызывают полное переключение внимания учащихся на урок. Но бывает и так, что педагог приучил школьников длительное время не сосредоточиваться на уроке, поэтому переключение от дел, которыми школьники занимались на перемене, происходит медленно. Нужно так организовать процесс обучения, чтобы с самого начала урока дети получили задание, которое переключит их внимание на занятия.

Рассмотренные свойства внимания тесно связаны  между собой.  Результативность работы зависит не только от наличия отдельных свойств внимания, но и от правильного сочетания их при выполнении определенной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Практическая часть.

Тема: Исследование устойчивости внимания.

Задачи исследования. Изучение устойчивости внимания при длительной однообразной работе, способности произвольно распределять внимание  между несколькими однородными объектами, темпами  психических процессов, упражняемости в процессе выполнения работы, преимущественной установки (на скорость или на тщательность в работе)

Информация о работе Понятие о внимании