Виды внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:17, практическая работа

Краткое описание

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольное» образован от слова «воля», а не «произвол». Иначе говоря, различают неволевое и волевое внимание. Непроизвольное внимание в его своеобразных формах свойственно и животным.

Файлы: 1 файл

Виды внимания.docx

— 26.47 Кб (Скачать)

Виды внимания. Внимание может  быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольное» образован от слова  «воля», а не «произвол». Иначе говоря, различают неволевое и волевое внимание. Непроизвольное внимание в его своеобразных формах свойственно и животным.

 Произвольное внимание  — специфически человеческая  форма внимания, исторически оно  возникло в трудовой деятельности  человека.

Внимание, возникающее без  всякого намерения человека, без  заранее поставленной цели, не требующее  волевых усилий, называют непроизвольным.

Когда ученик слушает интересный рассказ, смотрит захватывающий  его кинофильм, читает занимательную  книгу, у него возникает сосредоточенное, устойчивое внимание — ему для  этого не надо ставить перед собой  специальную цель и заставлять себя усилием воли быть внимательным.

Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних  причин — особенностей действующих  на нас раздражителей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности. К особенностям действующих  на человека раздражителей относятся  следующие.

1. Сила и неожиданность  раздражителя. Сильный звук, яркая  вспышка света, резкий запах  всегда привлекут внимание. Вспомним, например, сцену пз кинофильма «Чапаев», когда ординарец Петька, желая привлечь внимание шумной толпы отдыхающих красноармейцев и понимая, что в общем шуме словесной призыв его не будет услышан, неожиданно для всех стреляет в воздух. Все непроизвольно затихли и повернулись к Петьке. Причем значение имеет не только абсолютная, во и относительная сила раздражителя (в полной тишине и легкий шорох привлечет внимание, в абсолютной темноте и огонек спички будет заметен).

2. Новизна, необычность,  контрастность раздражителя. Необычная  легковая машина новой марки,  новые наглядные пособия, которых  учащиеся еще не видели, невольно  привлекут внимание школьников. Советские люди, посетившие ботанический  сад в Индии, рассказывали, что  среди богатых цветов ботанического  сада их особое внимание привлекла  наша ромашка. Среди маленьких  предметов внимание привлекает  большой, среди светлых предметов — темный и т. д.

3. Подвижность объекта,  а также начало или, наоборот, прекращение действия раздражителя. Поэтому, например, маяки делают  мерцающими, рекламу «прыгающей».  Привлечь внимание учеников учитель  может не только резким повышением  голоса, но и внезапной паузой: если учитель неожиданно замолчит, это невольно привлечет внимание  школьников.

Как указывалось выше, непроизвольное внимание возникает также в зависимости  от состояния самого человека, оно  связано с его настроением, переживаниями, потребностями; интересами. Вот пример непроизвольного внимания (из наблюдений учителя):

«Это было 12 апреля 1061 г. В  классе стояла рабочая тишина. В  коридоре раздался крик: «Человел в космосе!» Работа прекратилась, ученики закричали, вскочили с мест. Включили репродуктор. Передавали сообщение ТАСС. Класс замер, ребята как бы застыли, и глаза их были устремлены к репродуктору». Внимание к сообщению о полете космонавта возникло у ребят непроизвольно и сохранялось без всякого напряжения с их стороны.

Интересами определяется и то обстоятельство, что одип человек не заметит красочной афиши, извещающей о предстоящем футбольном матче, но обратит внимание на скромное объявление о концерте, другой — наоборот. Большую роль в стимуляции непроизвольного внимания школьников играют интересы. У школьника проявились большой интерес и любовь к животным. У него возникает потребность удовлетворить этот интерес в деятельности с животными и желание больше знать о жизни животных.

Поэтому у школьника возникло обостренное внимание ко всему, что  связано с животным миром. С развитием  интереса создается устойчивое внимание: школьник долго может стоять и  наблюдать за жизнью, повадками животных. Он с увлечением читает книги о  животных, он добился того, что стал активно участвовать в работе кружка при зоопарке, а летом помогать в работе на колхозной ферме.

Большое значение имеет и  соответствие раздражителя внутреннему  состоянию человека, его потребностям. Проголодавшийся человек невольно обратит внимание на запах пищи; плеск воды привлечет внимание человека, испытывающего жажду.

Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и  требующее определенных волевых усилии, называют произвольным или преднамеренным. В этом случае участок с оптимальной возбудимостью поддерживается сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Указания со стороны, собственная инструкция, намерение (в виде внутренней речи) создают возможность произвольного внимания, которое играет огромную роль в жизни человека. Ведь далеко не все, что необходимо делать человеку, представляет для него непосредственный интерес. И в процессе учебной деятельности школьнику требуется произвольное внимание, ясная постановка цели. организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы.

Поддержание устойчивого произвольного  внимания у учащихся зависит от ряда условий.

1. Осознание долга и  обязанности в выполнении данной  деятельности. Осознание учеником  долга хорошо учиться вызывает  у него преднамеренное внимание  к учебной работе в тех случаях,  когда что-то отвлекает его  от учения. Большое значение имеет  осознание важности, общественной  значимости цели деятельности.

2. Отчетливое понимание  конкретной задачи выполняемой  деятельности. Одно дело, если учитель  ставит перед учеником самую  общую и неопределенную задачу  — слушать ответ вызванного  к доске товарища. Совсем другое  дело, если учитель ставит конкретную  задачу — следить, как отвечает  урок вызванный ученик, фиксировать  его ошибки и готовиться исправить  их. В этом случае школьник  внимательно относится к ответу  товарища, необ­ходимость быть внимательным вполне осознана.

3. Привычные условия работы. Если школьник готовит урони в строго определенное время и на постоянном, привычном месте, если его рабочее место и учебные принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы хорошо организован, то уже одно это создает установку на произвольное внимание.

4. Возникновение косвенных  интересов. Сама деятельность, которую  выполняет ученик, может и не  вызывать у него непосредственного  интереса, но у школьника существует  устойчивый интерес к результату  деятельности. Па этой основе  возникает косвенный интерес  к деятельности как средству  достижения желаемой цели. Ежедневные  однообразные и утомительные  упражнения в фигурном катании вызывают интерес у школьника, по скольку он осознает их роль в достижении заветной цели стать перворазрядником по фигурному катанию.

5. Создание благоприятных  условий для деятельности, т. с  исключение отрицательно действующих  посторонних раздражителей (телевизионные  передачи, интересный рассказ, читаемый  по радио, громкая музыка, шум). Многие учащиеся вообще могут  поддерживать произвольное внимание  только в спокойной обстановке, тишине. Но если даже ученик  и привык работать в неблагоприятной  обстановке, при наличии помех,  то, как показывают специально  организованные опыты, он при  этом гораздо быстрее утомляется, затрачивает гораздо больше сил  и времени, значительно снижается  качество (возрастает число ошибок, поправок) и количество (число сделанных  примеров и задач, написанных  предложений) учебной работы учащегося.

Сами учащиеся (особенно младшего школьного возраста) часто не осознают отрицательного влияния некоторых  раздражителей на учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что внимательно  занимаются и им не мешает радио  или телевизор. На самом же деле особенно сильным раздражителем, отвлекающим  внимание учащихся при подготовке домашних заданий, являются как раз телепередачи. Поэтому надо соблюдать правило: пока школьник готовит уроки, телевизор  в комнате должен быть выключен.

Наблюдения и специальные  исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективности  работы, а улучшают ее. Легкий шум, который  доносится в комнату, шорохи листьев, тиканье часов и другие слабые звуки не только не разрушают внимания, но иногда даже усиливают его. Еще  великий русский физиолог И. М. Сеченов  пришел к выводу, что абсолютная, «мертвая» тишина не повышает, а  снижает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становится очень трудно. Сеченов приводил пример: в одной  крупной библиотеке создали комнаты  для научной работы. В комнаты  не проникали никакие посторонние  звуки извне, а звуки, возникающие  в самой комнате, поглощались. Стояла абсолютная тишина. В этих комнатах никто продуктивно работать не мог  — постепенно у людей возникало  сонливое состояние.

Экспериментально показано, что дети, обучающиеся в классе с совершенно гладкими белыми стенами, без каких-либо рисунков и украшений, с матовыми стеклами в окнах усваивают  предмет хуже, чем школьники, размещенные  в классной комнате с окрашенными  стенами, картинами, рисунками и  таблицами на стенах, цветами на подоконниках и приятным видом за окнами;

Помимо произвольного  и непроизвольного внимания, выделяют еще один вид внимания — послепроизволъное внимание. После-произвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.

 

Свойства внимания

Охарактеризовать внимание человека словами «хорошее» или  «плохое» нельзя. Такая характеристика будет слишком неопределенной, так  как существуют различные проявления, качества или, как говорят, свойства внимания. Поэтому и характеризовать  внимание человека можно и нужно  с разных сторон.

Прежде всего внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряженно, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удается отвлечься от посторонних раздражителей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания. Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внимания. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты — насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответственно различают такие два свойства внимания, как его объем и распределение. И наконец, важно знать, насколько гибко внимание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.

Итак, различают пять свойств  внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Разумеется, перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном  объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Физиологическое объяснение сосредоточенности  внимания — это сила очага оптимального возбуждения и соответственно сила индуцированного им тормозного поля. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным  интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Ученик мастерит модель. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует  на телефонные звонки, его можно  окликнуть, позвать обедать —  он не отвечает, а порой даже и  не слышит. В этом случае говорят  о большой силе его сосредоточенного внимания.

Устойчивость внимания —  это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. С точки зрения физиологии это  значит, что очаг оптимального возбуждения  достаточно устойчив (или колеблется в пределах только тех участков коры, которые регулируют одну и ту же деятельность). Возникает вопрос: сколько  времени может непрерывно поддерживаться внимание на одном объекте? Все зависит  от двух обстоятельств: во-первых, от того, подвижен или нет, изменяется или  нет сам объект, а во-вторых, от того, активную или пассивную роль играет при этом человек. На неподвижном, неизменяющемся объекте пассивное  внимание сохраняется примерно 5 секунд, после. чего начинает отвлекаться. Рассмотрите рисунок.

Если человек активно  действует с объектом (например, не просто пассивно смотрит в одну точку географической карты, а изучает  рельеф и ландшафт какого-либо района по карте), то устойчивое внимание может  сохраняться 15—20 минут. Дальше могут  следовать кратковременные отвлечения (на несколько секунд), дающие возможность  маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый  отдых, он незаметен и не разрушает  устойчивости внимания, но позволяет  сохранить внимание к данной деятельности до 45 и более минут. Чем младше школьник и чем труднее учебный  материал, тем чаще должны быть кратковременные  перерывы. Но злоупотреблять ими не следует, так как при частых -и длительных перерывах все- труднее и труднее будет вновь втягиваться в работу.

Устойчивость внимания сохраняется  в активной и разнообразной практической деятельности с предметом, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой  учебной деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что  вызывает положительные эмоции: у  школьников возникает чувство удовлетворения, радости, появляется желание заниматься данной работой, и в последующей  деятельности еще до начала работы создается установка на устойчивое внимание. Эту закономерность необходимо учитывать при проведении урока.

Состояние противоположное  устойчивому вниманию,— частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой  деятельности на посторонние объекты  — называют неустойчивостью внимания. Школьники легко отвлекаются  под влиянием внезапных, сильных, а  также эмоционально воздействующих раздражителей. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно  обширной, а также от неинтересной и никому не нужной работы, механической деятельности. Например, ученик получает задание сделать однотипные примеры  по математике или такие же упражнения по русскому языку. Ученик делает первые примеры и пишет первые упражнения внимательно, а дальше, когда он уже  хорошо усвоил материал, работа теряет для него всякий интерес, и он работает механически, устойчивость внимания сильно страдает.

Объем внимания — это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охватываются вниманием одномоментно. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Для определения объема внимания пользуются специальными приборами — тахистоскопа­ми (от греческих слов «тахистос» — быстрейший и «скопео» — смотрю) которые дают возможность показать человеку несколько объектов (букв, геометрических фигур, знаков) на 0,1 секунды (чтобы внимание не успело переключиться с одного объекта на другой). На рис. 15 изображен буквенный тахистоскоп.

Информация о работе Виды внимания