Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 20:48, реферат
Культура Италии славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни страны, она отличается исключительной многогранностью и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.
Введение ………………………………………………………………………………………………….3
Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции……………………………….…………….4
История строительства флорентийского собора………………………………………….………….5
Первоначальный проект собора…………………………………………………………………...……6
Конкурс 1418 года………………………………………………………………………………………..6
Конструкция купола……………………………………………………………………………………...8
Флорентийские строительные комиссии……………………………………………………………...10
Заключение………. …………………………………………………………………………….………..12
Собор выполнен в виде латинского креста с тремя нефами, разделенными огромными пилястрами, и хорами, от которых ответвляются два боковых трансепта и полкруглая абсида. Имея 150 метров в длину, флорентийский кафедральный собор является третьим в мире по величине христианским храмом после соборов Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне.
Хотя в этот период господствующим архитектурным стилем была готика, Арнольфо задумал базилику, отличающуюся классической роскошью, с тремя широкими нефами, сходящимися в высоком алтаре, где должна была находиться кафедра в форме трилистника, на которую должен был опираться купол. Являясь по конструкции готическим собором, Санта Мария дель Фьоре сдержанностью и соразмерностью частей отражает дух классицизма, унаследованного Флоренцией непосредственно от Рима. Контрасты и вертикальные диспропорции готики здесь приглушены совершенством композиции, в основе которой лежит идеальный квадрат со сторонами 38 метров. Этот же размер высоты центрального нефа и ширина всего собора.
При
Арнольфо был построен фасад и
выполнена инкрустация его
Базиликальная
часть собора поражает размахом единого,
легко обозримого пространства, торжественной
монументальностью. Простор помещения
подчеркивается строгим и простым
интерьером. Готическая конструкция
получила чисто итальянское
Из-за
особенностей планировки средневековой
Флоренции площадь, где стоит
собор Санта Мария дель Фьоре,
оказалась слишком тесной для
такого огромного сооружения: здание
храма занимает ее почти целиком,
такое решение характерно для
средневекового города, но в XV веке воспринималось
как грубое нарушение законов
архитектурной композиции. В трактате
Альберти упоминается подобная ошибка:
«Мне нравятся те храмы, которые по
величине соответствуют размерам города.
Огромными же размерами я... поражаюсь
неприятно».
Конкурс
1418 года
В
центре всех архитектурных начинаний
коммуны стояло возведение купола флорентинского
собора, которое рассматривалось
как дело чести всей республики и
которое поглощало львиную долю
всех средств. Громадный купол должен
был стать центральным
Начало строительства собора относится к 1294 г. Работы то велись, то приостанавливались, и в основном здание было уже возведено, но в начале XV в. строители не столкнулись с технической задачей, казавшейся почти неразрешимой. Предстояло перекрыть огромное пространство куполом, опиравшимся на возведенный к тому времени восьмиугольник барабана, при чем городские власти, утомленные многолетним строительством, отказались оплачивать строительство высоких лесов.
К
1380 году здание подвели под купол
и флорентийцы объявили конкурс
на завершение строительства, но долгожданная
постройка значительно
В
1418 году был вновь объявлен конкурс
на лучший проект купола, к участию
в нем допускались только флорентийские
мастера, поскольку строительство
купола считалось делом
Имена
Филиппо Брунеллески и Лоренцо
Гиберти в связи с
В
ноябре 1419 года был создан специальный
комитет, состоящий из 4 человек. В
феврале следующего года этот комитет
предложил Брунеллески
«Жизнеописание»
Манетти и «Комментарий»
Согласно
легенде, самолюбивому Брунеллески
не нравилось то, что Гиберти, мало
смыслящий в инженерном деле, получает
почести и жалование наравне
с ним, и он прибег к хитрости.
В ответственный момент возведения
купола он притворился больным, а
всех приходящих к нему за консультацией
отправлял к Гиберти, вследствие
этого был полностью
Начав
строительство в 1420 году, великий
флорентийкий зодчий блестяще реализовал
свой проект к 1434 году. Уникальное творение
инженерного гения —
Конструкция
купола
Грандиозный купол, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами и увенчанный изящным бело-мраморным световым фонарем, торжественно парит над Флоренцией как величественный образ города.
Сооружение купола над алтарной частью базилики, начатое архитектором Арнольфо ди Камбио около 1295 года и законченное в основном к 1367 году зодчими Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти, для средневековой строительной техники Италии оказалось непосильной задачей. Строившийся купол нуждался, до окончательного погашения сил распора, в поддержке опирающихся на землю конструкций (лесов), а в то время построить такие огромные леса не представлялось возможным. Задача разрешена только мастером Возрождения, новатором, в лице которого гармонично сочетались архитектор, инженер, художник, ученый-теоретик и изобретатель.
Уже
с 1404 года его часто привлекали для
консультаций по возведению тамбура, а
позднее и купола флорентийского
собора. Брунеллески в этом случае
имел дело с готовым проектом, и
его задача сводилась к тому, чтобы
осуществить задуманный Арнольфо ди
Камбио купол, развитый и уточненный
в модели 1368 года, которая была выполнена
комиссией при участии зодчих,
каменщиков, ювелиров и живописцев.
Это, строго говоря, был готический
купол, но претворить его в реальность
можно было лишь с помощью ряда
коррективов чисто технического
порядка, предложенных Брунеллески, он
выступил в этом строительстве скорее
как инженер, а не как архитектор.
Без его технических находок
возведение купола было бы вообще невозможно,
и современники мастера прекрасно
это понимали и рассматривали
его как автора купола, хотя проект
восходил к модели XIV века. Альберти
в 1436 году в предисловии к своим
«Трем книгам о живописи» писал:
«... где такой черствый и завистливый
человек, который не похвалил бы зодчего
Пиппо [Брунеллески], имея перед глазами
столь великое сооружение, вздымающееся
к небесам, настолько обширное, что
оно осеняет собою все
Среди
разных идей, предложенных на рассмотрение
комиссии, выделялось предложение Филиппо
Брунеллески: в целях экономии материалов
возводить купол без
В предложенной Брунеллески модели купол должен быть не сферическим, иначе верхняя часть такого купола обвалится, а стрельчатым, вытянутым вверх и ребристым. Восемь ребер купола должны принять на себя основную нагрузку. Между ними Брунеллески расположил 16 вспомогательных ребер, сходщихся наверху. Главные ребра должны поддерживать не одну, а две оболочки купола. На уровне перегиба ребра связаны «цепями» из массивных деревянных брусьев, соединенных железными скрепами. Позднее был добавлен световой беломраморный фонарь, который и сделал этот собор самым высоким в городе. Это до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, спроектированная таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города.
Купол
был построен в 1446 году. Его диаметр
составляет 42 метра, высота 91 м от пола
собора, световой фонарь высотой 16 м. Купол
весит без тяжелого мраморного фонаря
около девяти тысяч тонн. По подсчетам
Санпаолези, при его постройке
ежедневно приходилось
Купол
Санта-Мария дель Фьоре стал одним
из первых шагов перехода от архитектуры
Средневековья к архитектуре
Ренессанса. Силуэт купола изменил
панораму города, придал ей новые, ренессансные
очертания. И хотя купол собора не
сферический и он, в строгом
смысле слова, даже не является куполом,
а представляет собой шатер, в
документах, в разного рода письменных
источниках начиная с 1417 года флорентинцы
упорно именуют его куполом. Брунеллески
старался придать ему возможно более
выпуклые, круглые очертания. И его
усилия увенчались успехом: восьмигранный
шатер вошел в историю
Прежде чем приступить к работе, Брунеллески начертил план купола в натуральную величину на отмели реки Арно возле города. Брунеллески не располагал никакими готовыми расчетами, ему пришлось проверят устойчивость конструкции на небольшой модели. Изучение остатков античных зданий позволило ему по-новому использовать достижения готики: ренессансная четкость членений придает могучую плавность общей устремленности ввысь знаменитого купола, строгой гармоничностью своих архитектурных форм уже издали определяющего облик Флоренции.
Сложилось устойчивое мнение, что во время грозы разгневанное небо посылает молнии, чтобы разрушить купол; и, действительно, молнии попадали в шар фонаря неоднократно, вызывая частичные разрушения. В XVI веке эти народные толки были использованы Вазари в его «Жизнеописаниях»: «Можно с уверенностью сказать, что древние в своих строениях никогда не подвергали себя столь великой опасности, желая вступить в единоборство с небом, - ведь поистине кажется, будто оно с ним вступает в единоборство, когда видишь, что оно вздымается и на такую высоту, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся подобными ему. И, правда, кажется небо ему завидует, потому что целыми днями стрелы небесные его поражают».
Информация о работе Собор Santa Maria del Fiore как объект туристического внимания