Понятие и характеристика услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:50, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
3. Выявить роль услуг в мировой экономике;
4. Изучить деятельность России на мировом рынке туристических услуг.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и характеристика услуг
1.1 Понятие и характеристика услуг
1.2 Географическое распределение и развитие торговли услугами
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг
2.1 Международный туризм
2.2 Международный рынок транспортных услуг
2.3 Международный рынок технологий
Глава 3. Россия на мировом рынке туристических услуг
3.1 Современное состояние рынка туристических услуг в РФ
3.2 Цель и задачи развития сферы туризма в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

сссссс.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего международного потока туристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;

активные виды туризма, такие как спортивный и  приключенческий, приобретающие все  более широкую популярность в  мире;

специализированный  туризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;

круизный - морские  и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;

- деловой туризм, охватывающий так называемую  индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции).

С учетом характера  российских туристских ресурсов, состояния  туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес  для развития въездного туризма  в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.). [6]

Для внутреннего  рынка особенно важно развивать  пляжный и оздоровительный туризм.

Для России с  ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.

Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего  развития туризма в России. Это  относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

Недостаточно  высокий уровень организации  воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками  является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

На протяжении многих лет большой популярностью  у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва - Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек - Лены, Енисея и Оби, а также Амура.

*Туристские  автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

В последние  годы начал активно развиваться  горнолыжный туризм, однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры - водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.

Существенной  проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

Таким образом, ускорение развития сферы услуг  для воздействия на экономический рост - главная задача нашей страны. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

3.2 Цель  и задачи развития сферы туризма  в РФ

Значение туризма  в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз.

В стране в настоящее  время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России.

Несомненными  конкурентными преимуществами России являются политическая стабильность и  повышение уровня безопасности в стране, рост доходов граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.

Вместе с тем  следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире имеется ряд примеров исключительно успешных в развитии туризма стран, обладающих природными или культурными ресурсами, относительно сравнимыми с Россией, но вместе с тем имеющих развитую качественную туристскую инфраструктуру. В качестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких как Австрия, Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном туризме несколько десятков миллиардов долларов.

В большинстве  своем туристские предпочтения как  иностранных туристов, так и отечественных, связаны с высоким уровнем  сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.

К конкурентным слабостям можно отнести такие  до сих пор сохраняющиеся и  сдерживающие развитие въездного и  внутреннего туризма факторы, как:

- недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнем комфорта;

- высокая стоимость  проживания в гостиницах, питания,  транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

- в целом сохраняющийся  дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество  обслуживания во всех секторах  туристской индустрии, несмотря  на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;

- сохранение  негативных стереотипов восприятия  образа России, создаваемого отдельными  зарубежными средствами массовой  информации и вместе с тем  недостаточная государственная  некоммерческая реклама туристских  возможностей страны как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;

- остаются нерешенными вопросы упрощения порядка выдачи российских виз туристам из таких миграционно безопасных иностранных государств как страны Европы, Япония, Республика Корея, Австралия, Швейцария, Канада и др. Сохраняются дополнительные сборы за срочность оформления визы, что вызывает обоснованное недовольство и ведет к уменьшению въездного туристского потока. [3, 378]

Таким образом, системная проблема состоит в  том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

На основании  изложенного целью развития туризма  в Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение  стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма  в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

- совершенствование  нормативного правового регулирования  в сфере туризма;

- развитие и  совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей  (транспорт, общественное питание,  индустрия развлечений и др.);

- создание новых  приоритетных туристских центров;

- рекламно-информационное  имиджевое продвижение России  как страны, благоприятной для  туризма, на мировом и внутреннем  туристских рынках;

- повышение качества  туристских и сопутствующих услуг;

- совершенствование  визовой политики, в том числе  в направлении упрощения условий  въезда в нашу страну туристов  из стран, безопасных в миграционном  отношении.

Итак, эффективное  развитие туризма позволит значительно  увеличить поток иностранных  туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.

Заключение

Мировая торговля услугами - динамично развивающаяся  форма внешнеэкономических связей. По темпам роста мировая торговля опережает и промышленное производство, и ВВП. Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

Говоря о мировой  торговле услугами, невозможно умолчать о том, какое значение в настоящее  время она имеет для развития экономики нашей страны. Развитие транспортных услуг, снижение затрат на авиаперевозки, улучшение сервиса и обслуживания в гостиничном бизнесе, привлечение новых инвестиций и капиталов в сферу туризма, оснащение технологической базы России - все это поможет нашей стране перейти на более высокий уровень в мировой торговле.

Таким образом, поставленные цели и задачи при написании  работы достигнуты. Из всего вышесказанного мы пришли к следующим выводам:

Услуги - виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых  не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника. Географическое распределение международного рынка услуг отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств;

наиболее развивающиеся  рынки услуг в мире: рынок туризма, транспорта и информации. Данные рынки  являются быстрорастущими отраслями  мировой экономики;

услуги играют важную роль в развитии каждой страны, т.к. эффективное развитие услуг позволит значительно увеличить поток валютных поступлений в экономику страну;

современное состояние  России на международном рынке услуг  является стабильным, т.к. эта сфера  динамично развивается в настоящее время. Отмечается быстрорастущий спрос на туристические услуги, однако туристический потенциал страны используется не в полной мере.

При решении  проблемы развития международных туристических  услуг будет наблюдаться растущий спрос на них во всем мире. Развитию туризма будут способствовать и другие факторы экономического и политического порядка: прогресс в развитии транспорта, его удешевление и доступность, снятие или ослабление валютных ограничений, либерализация визового режима.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что мировая торговля услугами играет не последнюю роль в экономическом развитии каждой страны и всего мира в целом, обеспечивая его непрерывность, повышая эффективность капиталовложений и способствуя научно-техническому прогрессу. Грамотная торговая политика государства дает возможность всем экономическим субъектам этого государства экономического процветания.

Список  используемой литературы

1. Государственное  регулирование внешней торговли  России. Учеб. пособие / Под ред. Джабиева А.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 280 с.

2. Мировая экономика:  Учеб. пособие для вузов / Под  ред. проф. И.П. Николаевой. - 3-е  изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.

3. Международные  экономические отношения: Учеб. для вузов / Под ред. В.Е. Рыбалкина. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2008. - 591 с.

4. Овчаров А. Туристический  комплекс в России: тенденции  и риски.// Вопросы экономики. - 2008.-№1. - С. 108-119.

5. http://www.travel.ru/news/2006/09/27/94475.html - Все о туризме и путешествиях

6. http://www.russiatourism.ru/news/360.smx - Официальный  сайт Федерального агентства  по туризму РФ

Информация о работе Понятие и характеристика услуг