Понятие и характеристика услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:50, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
3. Выявить роль услуг в мировой экономике;
4. Изучить деятельность России на мировом рынке туристических услуг.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и характеристика услуг
1.1 Понятие и характеристика услуг
1.2 Географическое распределение и развитие торговли услугами
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг
2.1 Международный туризм
2.2 Международный рынок транспортных услуг
2.3 Международный рынок технологий
Глава 3. Россия на мировом рынке туристических услуг
3.1 Современное состояние рынка туристических услуг в РФ
3.2 Цель и задачи развития сферы туризма в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

сссссс.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Хотя и в  современную эпоху возможна деятельность изобретателей-одиночек, однако значительные затраты на научно-исследовательские  и научно-конструкторские работы под силу только крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров, пользующихся спросом и конкурентоспособных на рынке. Значительные средства окупаются не сразу. Отсюда вытекает тенденция к монополизации технологий на определенный период. Они передаются в первую очередь филиалам или дочерним компаниям ТНК и, в гораздо меньшей степени, независимым фирмам.

Это не значит, что  создание новых технологий и их распространение  возможно только в размерах ТНК. В научно-технических разработках и производственном освоении их результатов большая роль отводится мелким и средним фирмам, которые получили название венчурных, или рисковых.

Технологии являются частью интеллектуальной собственности  и, соответственно, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. На практике законодательство по интеллектуальной собственности базируется на принимаемых в отдельных странах соответствующих патентных законах. Однако в международном масштабе пока еще не полностью сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной собственности и устанавливающая обязательные критерии патентоспособности технического решения, определяющая сроки действия охранных документов.

К началу XX века единые международно-правовые требования были выработаны лишь в ЕС.

Характерно, что  основная часть объектов промышленной собственности защищается в двух странах - США и Японии. Но между  ними существуют разногласия в данной области по целому ряду принципиальных вопросов. В частности, Япония, разделяя мнение всех остальных стран мира, исходит из принципа, что изобретателем является лицо, которое первым подало заявку на патент. В США придерживаются иного принципа: патент может быть выдан не тому лицу, которое первым подало заявку на патент, а тому, кто сможет доказать, что данное изобретение сделано им. Данное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор, дополняющий подписанную еще в 1883 году Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности. Главный смысл этой конвенции - создание условий для обеспечения охраны прав, возникающих в одном государстве, на территории других государств, подписавших данную конвенцию, т.е. облегчение патентования изобретений иностранцами. [11]

Значительную  роль в данной области призвана сыграть  созданная в 1974 году в рамках ООН  Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая опирается  на многочисленные конвенции, договора и союзы государств, сложившиеся в данной сфере еще с конца 80-х годов XIX века. Россия участвует в работе ВОИС.

Международная торговля технологиями входит также  в сферу деятельности ВТО, в рамках которой действует Соглашение о  торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.

Российское законодательство в указанной сфере включает патентный  закон от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, Закон  РФ «О товарных знаках, знаках соответствия и наименованиях мест происхождения  товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 и ряда других. В целом регулирование технологического обмена и других аспектов интеллектуальной собственности в России находится на начальном этапе, что препятствует защите российских интересов и привлечению иностранных инвестиций. В то же время Россия является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Договора о патентной кооперации, которые регламентируют международное признание национальных патентов.

Основными понятиями  в торговле технологиями, их разработке, распространении и защите являются патент, лицензия и ноу-хау.

Патент (от лат. рatens - открытый, явный) - это документ, выдаваемый компетентным государственным  органом, по которому то или иное техническое  решение признается изобретением, полезной моделью, промышленным образцом. Патент закрепляет за лицом (патентовладельцем), которому он выдан, монопольное право на пользование этим изобретением.

Патентной защитой  пользуются лишь принципиально новые  изобретения, позволяющие достигнуть качественно новых технических и экономических результатов.

Патент действует  только в стране регистрации. Поэтому  широко распространена регистрация  патентов в зарубежных странах. В  результате патентовладелец имеет  преимущество в конкуренции не только на национальном, но и на международном рынках.

Лицензия (патентная) - разрешение, выдаваемое патентовладельцем  другому лицу или фирме на право  промышленного или торгового  использования содержания патента. Лицензия выдается за определенное вознаграждение, на определенных условиях и на определенный договором срок. При этом право собственности на объект лицензии остается за патентовладельцем.

Если лицензии и патенты передаются или продаются  за границу, это уже считается  международной нетоварной коммерческой сделкой. Предоставление за границу лицензий и товарных знаков называется международным лицензированием, которое является основной формой международного обмена технологиями.

Существуют три  основные вида патентных лицензий: простая, исключительная и полная.

При продаже  простой лицензии патентовладелец оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а так же предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам.

Простая лицензия обычно выдается фирмам, действующем  на рынке товаров массового спроса, где могут сосуществовать несколько лицензиатов, обладающей данной лицензией.

При продаже  исключительной лицензии лицензиар  предоставляет покупателю исключительные права на объект лицензии. Он может  сам использовать объект лицензии, но не имеет права предоставлять  аналогичные лицензии третьим лицам, поскольку это противоречит заключенному соглашению. Исключительная лицензия наиболее часто используется в международной практике.

При продаже  полной лицензии лицензиар не имеет  права использовать объект лицензии на период действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.

За использование  лицензии покупатель платит продавцу. Эта плата составляет часть дохода, полученного в результате использования  лицензии. Лицензионные платежи подразделяются на периодические - роялти и единовременные - паушальные. Роялти - это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течение срока действия соглашения.

Паушальные платежи - твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от объема производства и сбыта продукции.

Продажа лицензии может производиться напрямую между  патентовладельцем и покупателем  лицензии. В этой сфере действует  также большая группа посреднических фирм, которые получают комиссионные в обусловленном размере (5-10% стоимости лицензии).

 

Термин «ноу-хау», возникший в США, происходит от англ. know how, т.е. «знать как (делать)». Под этим термином понимаются научно-технические  знания и опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и другой профессиональной деятельности, но не обеспечены патентной защитой и носят конфиденциальный характер.

Ноу-хау предоставляются  либо в форме документации (чертежи, схемы, инструкции, компьютерные программы, рецептуры), либо в форме передачи непосредственного опыта через командированных специалистов или обучение стажеров. Передача ноу-хау имеет форму беспатентной лицензии, которая тоже оплачивается в соответствии с заключенным контрактом.

К международному обмену технологиями относится и  международный инжиниринг - предоставление иностранному контрагенту комплекса  или отдельных видов инженерно-технических  услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.

Развитие научно-технического прогресса зависит от расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовки научных и инженерных кадров и политики государства в инновационной сфере.

Новые индустриальные страны приближаются к показателям  европейских государств, а Республика Корея - к показателям США.

В результате господствующее место в международном обмене технологиями занимают развитые страны - США, Западная Европа, Япония, возрастает роль новых индустриальных стран, Китая и Индии. [11]

В то же время  в России имеется потенциал для  создания конкурентоспособной экспортной продукции, товаров и услуг в следующих отраслях: оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.

Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних  десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

Глава 3. Россия на международном рынке  туристических услуг

3.1 Современное  состояние рынка туристических  услуг в РФ

международный услуга рынок туристический

Россия располагает  огромным потенциалом как для  развития внутреннего туризма, так  и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и  культурное наследие, а в отдельных  регионах - нетронутая, дикая природа.

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние  годы эта сфера в целом развивается  стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского  потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

В настоящее  время в стране насчитывается  более 6 тысяч гостиниц, тогда как  в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств  размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. [6]

По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму  и путешествиям, доходы от туризма  в 2007 году в ВВП нашей страны с  учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%. [5]

Что касается таких  объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные  центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.

Очевидным является и то, что туристский потенциал  страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года.

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к  их решению, относятся недостаточное  развитие туристской инфраструктуры и  отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

В настоящее  время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма  нуждается в обновлении, так как  около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.

Вместе с тем  предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.).

Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).

В настоящее  время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

Информация о работе Понятие и характеристика услуг