Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:30, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение подбора персонала в туристической фирме "Нева" и рекомендации по усовершенствованию этого процесса. Для реализации представленной цели было необходимо решить следующие задачи:
•1. Произвести анализ научно-методической литературы;
•2. Изучить теоретические аспекты кадрового менеджмента в общем и подбора персонала в туризме в частности;
•3. Проанализировать деятельность объекта исследования - туристической фирмы "Нева", изучить внешнюю и внутреннюю среду организации и провести анализ существующей системы подбора персонала.
•4. Провести исследование по процедуре подбора персонала в турфирме и разработать рекомендации для данной организации.
Среди тестов на творческое мышление можно выделить следующие виды:
1) тесты на генерирование идей;
2) тесты на межпредметные связи (умение создавать "творческие композиции" особенно важно в рекламном и маркетинговом деле);
3) визуальные тесты (на умение создавать визуальные каламбуры или рассказы по картинкам);
4) тесты на "боковое
мышление" (которое в отличие
от обычного позволяет
Нередко в тестах на творческое мышление применяются сюрреалистические либо иронические рисунки. [1, с.45-50, 52]
CASE-интервью, или Ситуационное интервью. Рассматриваемая методика основана на построении определенных ситуаций и предложения интервьюируемому описать модель своего поведения или решения данной ситуации.
Кандидат в ситуации
интервью старается давать так
называемые социально-
Таблица 1
Пример CASE-интервью
CASE |
Что оценивается |
Как вы определите при первой встрече, перспективен ли клиент? |
Хороший продавец понимает,
что делать однозначные выводы о
перспективности клиента |
Сформулируйте и обоснуйте структуру переговоров. |
Знание техники продаж. |
Что лучше: идеальный исполнитель со средним потенциалом или "звезда" с большими амбициями и меньшей стабильностью? |
Способность к анализу, соответствие или несоответствие политики компании, в которую приходит кандидат. |
Представьте себе, что к Вам в подчинение приходит человек, работавший ранее на такой же должности, как у Вас. Чем может быть вызван такой переход и каковы будут Ваши действия? |
Склонность к анализу, версионность, склонность к обвинительной позиции, навыки практического менеджмента. |
У сотрудника, ранее дававшего отличные результаты, резко снизилась эффективность работы, при этом формально он выполняет все свои обязанности. Чем может быть вызвана такая ситуация и каковы будут Ваши действия? |
Стиль и навыки менеджмента, версионность мышления, склонность к обвинительной позиции. |
Опишите ситуации, в которых ярко выраженная установка сотрудника на командную работу и взаимодействие может оказаться вредной. |
Умение видеть нестандартные решения. |
Посетитель пришел на переговоры к одному из руководителей компании на 15 минут раньше назначенного времени. Ваши действия? Обоснуйте их. |
Умение осуществить прием посетителя, доброжелательность, тип корпоративной культуры, к которой привык кандидат. |
Одна из Ваших задач - фильтрация звонков, поступающих Вашему руководителю. Как вы будете это делать? |
Управляемость - инициативность, корректность, расстановка приоритетов. |
Три телефонных звонка звучат одновременно. Ваши действия? |
Умение быстро ориентироваться, навыки работы, связанной с ответами на большое количество звонков в офис. |
Ваш руководитель должен быть в Амстердаме через 5 дней. Виза в Голландию делается в течение трех недель. Ваши действия? |
Знание специфики визовой поддержки, умение находить выход из сложной ситуации. |
Вы - офис-менеджер и набираете персонал в секретариат. Ваши действия? Каковы будут 3-4 требования к будущим сотрудникам? |
Умение решать сложную задачу, выходящую за рамки типовых каждодневных функций. Приоритеты и представления о качествах и навыках, оптимальных для сотрудников секретариата. |
Приблизительная логика ответа на CASE приведена в приложении 1.
1.4. Роль персонала в туристском бизнесе
С развитием международной торговли и глобальных связей во всех областях деятельности человека растут усилия ученых и менеджеров различных организаций по совершенствованию управления персоналом. Индустрия туризма уникальна тем, что служащие составляют часть ее продукта (товара). Анализ экономических исследований в области туристского бизнеса показал, что когда речь идет о совершенствовании управления туристской организацией, то особое внимание уделяется вопросам окружающей среды, рынка, конкурентам, клиентам и т.п., однако главные усилия управления в индустрии туризма должны быть направлены на ее персонал.
Персонал в индустрии туризма является важнейшей составной частью конечного продукта, одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации, и следовательно, качество обслуживания в туристских организациях зависит от мастерства и сознательности служащих. Удовлетворение клиента в сфере обслуживания достигается вежливостью персонала и его отзывчивостью. Таким образом, эффективное управление людьми превращается в одну из важнейших функций туристской организации - в функцию управления персоналом.
Важной особенностью туристского
продукта, отличающей его, прежде всего,
от промышленных товаров, является широкое
участие людей в
Стандарт определяет критерии,
по которым оцениваются уровень
обслуживания клиентов и деятельность
персонала организации. К таким
критериям, например в гостиницах, относятся:
время ответа на звонок о получении
информации или бронировании (15,20,30
секунд); время оформления в службе
размещения (очереди быть не должно);
время, затрачиваемое на оказание конкретной
услуги (например, стирка и чистка вещей
гостя должны занимать не более суток);
внешний вид и наличие
Таким образом, в настоящее время для квалифицированной работы в индустрии туризма, помимо технологической подготовки, знаний в области туристского бизнеса, также необходима соответствующая психологическая подготовка, владение вопросами межличностного общения. Все большее значение приобретают личностные качества работника, его интуиция, опыт, способность и умение оценивать ситуацию с разных сторон, в том числе и с точки зрения своих клиентов, возможность творчески и новаторски подойти к решению возникающих проблем (табл. 2).
Таблица 2.
«Идеальный» менеджер по продажам
для работы в организациях индустрии туризма[1]
Требования к персоналу туристских организаций |
Рейтинг требования (1- наименьший, 5 - наибольший) | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Знания | |||||
Высшее/неполное высшее образование в области туризма |
|
|
|
|
|
Знание иностранного языка |
|
|
|
|
|
Минимальный рабочий стаж/ практика работы в туризме |
|
|
|
|
|
Умения и навыки | |||||
Навыки продаж, презентаций |
|
|
|
|
|
Работа на персональном компьютере с различными информационными системами |
|
|
|
|
|
Личностные и деловые качества | |||||
Коммуникабельность |
|
|
|
|
|
Ориентация на достижение результата |
|
|
|
|
|
Клиентоориентированность |
|
|
|
|
|
Ответственность |
|
|
|
|
|
Обучаемость |
|
|
|
|
|
Способность планировать работу, организованность |
|
|
|
|
|
Стрессоустойчивость |
|
|
|
|
|
Умение работать в команде |
|
|
|
|
|
Аккуратность |
|
|
|
|
|
Внимательность |
|
|
|
|
|
Лояльность к компании |
|
|
|
|
|
В перспективе в индустрии
туризма будет происходить
Поэтому наиболее передовые
туристские организации в мире уже
в настоящее время признают, чтобы
быть конкурентоспособными на рынке, необходимо
иметь профессионально
Главная задача кадровой работы сегодня - поиск и привлечение "качественных" работников, создание условий для полного раскрытия их потенциала. С чего начинается подбор персонала в туризме, а в частности в туристических агентствах? Естественно, это просмотр резюме, которые присылают потенциальные сотрудники компании. Для владельца турфирмы крайне важен имидж его компании, и то, как будет организовано любое путешествие, будь то отдых в Турции или в Египте, не играет роли, любая поездка должна принести туристам исключительно положительные эмоции. Туры в Турцию (Египет, Таиланд) относятся к категории массового туризма, это обязательно нужно учитывать при подборе персонала в компанию (на вакансии по данным направлениям), ведь поток людей отправляющихся в страну велик и довольно постоянен, что требует повышенной концентрации от работника.
Существуют несколько специализированных ВУЗов в Москве и некоторых других городах России, которые занимаются подготовкой кадров для туристической отрасли. При подборе персонала для турфирм, которые занимаются организацией отдыха в Турции и других массовых направлениях, можно пойти следующим путем: попытаться наладить отношения с этими учебными учреждениями и лучших выпускников привлекать к работе в ведущих туристических компаниях. Но важен и другой аспект при наборе кадров - это опыт работы. Естественно, сразу после ВУЗа богатым багажом претендент не обладает, обычно это несколько месяцев практики в турфирме. А страны знакомы соискателям не по работе с ними, а исключительно по личным путешествиям. Тут при подборе кадров важно принять принципиальное решение, готова ли компания пожертвовать некоторым временем и взять потенциально перспективного сотрудника на обучение, и доверить ему туры только через какое-то время. Если такое развитие событий не подходит, то следует искать персонал на рынке свободных сотрудников, которые имеют определенный опыт в туризме, но в настоящее время по каким-либо причинам находятся без работы. Это можно делать собственными силами, либо отдать работу на аутсорсинг кадровым агентствам. В последнем случае при подборе персонала лучше обращаться в проверенные компании, имеющие опыт подбора персонала для предприятий турбизнеса. Профессиональная работа таких кадровых агентств не только позволит в кратчайшие сроки найти необходимого сотрудника, но и сведёт вероятность ошибок подбора к минимуму .
Глава 2 Практическая часть
на примере Туристической фирмы «НЕВА»
2.1. Общая характеристика туристической фирмы "Нева"
Турфирма "Нева" (ЗАО
"Фирма Нева", включена в
Единый федеральный реестр
Для обеспечения надлежащего исполнения ЗАО "ФИРМА НЕВА" своих обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, 18 февраля 2010 года с ОСАО "РЕСО-Гарантия" заключен договор № 374998847/375000149 страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, сроком действия с 01 июня 2010 года по 31 мая 2012 года включительно. Размер финансового обеспечения 100 000 000 (сто миллионов) рублей.
Турфирма "Нева" - "Лучший туроператор по Европе" (2000 г.), лауреат всероссийской ежегодной премии за достижения в области туризма "Хрустальный глобус" в номинации "Лучший туроператор года"(2001 г.), дипломант международных и российских туристических выставок.
Туры "Невы" реализуют не только в городах России, но и в странах СНГ и Балтии. Со дня основания деятельность компании направлена на развитие агентской сети, расширение спектра оказываемых услуг и географии маршрутов. Вслед за главным офисом фирмы в Санкт-Петербурге были открыты офисы в Москве, Выборге и Сосновом Бору, филиалы в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, информационные представительства в Калининграде, Красноярске, Иркутске и Тюмени.
"Фирменная" корпоративная
сеть официально
В настоящее время «Нева» входит в первую пятерку ведущих туристических фирм России и занимает около 5% российского туристического рынка. На многих направлениях эта доля значительно выше. Так, в 2004 году каждый четвертый россиянин отдыхал в Болгарии по путевкам «Невы», около 15% туристов, съездивших в Тунис, также воспользовались ее услугами. Доля туристов «Невы» в потоке российских граждан, выбравших для отдыха Хорватию, - около 9%, Испанию - 7%, Францию - почти 5%.