Перспективы развития новых индустриальных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить структуру новых индустриальных стран, рассмотреть экономические процессы характерные для новых индустриальных стран, которые привели к мощным экономическим прорывам, дать им характеристику.
Задачи дипломной работы:
1) Дать классификацию новых индустриальных стран в мировом хозяйстве и дать общую характеристику процессам становления экономик новых индустриальных стран;
2) Рассмотреть современное положение новых индустриальных стран в мировой экономике;
3) Изучить восточноазиатскую и латиноамериканскую модели новых индустриальных стран;
4) Сравнить и проанализировать латиноамериканскую и восточноазиатскую модель новых индустриальных стран.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………….…………………………………………………….…..3

1.НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ – СТРАНЫ С ОСОБЫМ ТИПОМ ЭКОНОМИКИ.……..………………………………………………….………...8
1.1 Понятие новых индустриальных стран, их уникальность и причины появления……………………………………………………………….….…….8
1.2 Модели развития новых индустриальных стран …..………...……14
1.3 Характер экономики новых индустриальных стран …….………..22
Выводы……………………….…………………………………………..26
2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН ……………………………………………………………..…..………28
2.1 Внешние факторы развития новых индустриальных стран …….28
2.2 Анализ экономики стран - «драконов» и «тигров», латиноамериканские страны……………………………..……………………46
2.3 Интеграция - как новый фактор развития Латинской Америки…57
Выводы…………………………………………………………………..76
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН …………………………………………………………………………….…….78
3.1 Проблемы и перспективы развития Тайваня……………..….……78
3.2 Перспективы развития Бразилии…………………………….....….90
Выводы………………………………………………………………….102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………….…………………...……...104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………….……………107

Файлы: 1 файл

экономические фокторы развития НИС.doc

— 493.00 Кб (Скачать)

Ответным действием  правительства латиноамериканских стран было ужесточение протекционизма9. Импорт сокращался через увеличение таможенных тарифов вплоть до 200%, а бегство капитала пытались приостановить через повышение уровня национальных процентных ставок10. Однако на финансовую систему стран Латинской Америки оказывало огромное давление бремя внешней задолженности, а повышение ставки процента спровоцировало галопирующую инфляцию. Экономика региона впала в стагнацию, покупательная способность населения значительно снизилась.

Во второй половине 1980-х  гг. латиноамериканские государства  осознают тупиковость прежней модели своего развития и переходят к  новой модели роста, которая способствовала выходу из кризиса. Происходит переход ко второму этапу. На данном этапе развития стран Латинской Америки лежала ориентация на внешние факторы роста по образцу стран ЮВА, становление экспорто-ориентированной экономики, ведущая роль в которой государства переходит к частному сектору. Подобная модель развития известна как креольский неолиберализм.

Лидером по внедрению  неолиберализма в экономику стали  Чили, а позднее чилийский опыт был опробован и в Аргентине, и в Бразилии, и в Мексике.

На данном этапе были проведены следующие реформы:

1. Антиинфляционная политика. Сокращение денежной эмиссии  и ликвидация бюджетного дефицита  путем упорядочивания государственных  расходов и увеличения государственных  доходов за счет приватизации  и налоговой реформы.

2. Ликвидация дисбаланса  по внешней торговле за счет протекционистских мер. Стимулирование экспорта, особенно нетрадиционного и ограничение импорта.

3. Налоговая реформа,  была нацелена на развитие  предпринимательской инициативы  и устранение привилегий. Расширение  налоговой базы, упрощение налогового законодательства, унификация налоговых ставок, отмена необоснованных налоговых льгот, борьба с уклонением от уплаты налогов, уменьшены и дифференцированы ставки подоходного налога, уменьшилась доля таможенных сборах.

4. Либерализация внешней  торговли. Недопустимость завышения  курса национальной валюты, плавная  девальвация для стимулирования  экспорта. Либерализация валютного  курса. Привлечение иностранных  капиталов, отмена валютных ограничений  и ограничений на зарубежные займы. Политика совмещения внутрирегиональной открытости с открытостью экономик для третьих стран.

5. Финансовая либерализация.  Отмена контроля за уровнем  процентных ставок, уменьшение роли  обязательного резервирования до 15%, сокращение программ кредитование по льготным ставкам, приватизация государственным коммерческих банков, либеральный режим ввоза-вывоза капитала. Однако преимущество отдано притоку в страну долгосрочных капиталов в виде прямых инвестиций.

6. Приватизация. Были  восстановлены права собственности на сельскохозяйственные и промышленные предприятия. Приватизированы отрасли инфраструктуры, транспорт, телекоммуникации. В бюджеты стран региона за период 1990-1994 гг. от приватизации поступило 54 млрд. долл., что составило 0,89% ВВП. 39,7% доходов от приватизации составили доходы от продажи предприятий и финансовых учреждений иностранным компаниям. Основная масса предприятий была продана напрямую, остальное - через аукционы или переданы в управление, сданы в аренду, оформлены как совместные предприятия.

7. Реформы пенсионной  системы. Были созданы негосударственные  пенсионные фонды, среди которых  разгорелась конкуренция за право  привлечения средств вкладчиков. Государство гарантировало сохранность  средств населения, лишая лицензии  убыточные и сверхрисковые частные фонды. Пенсионная реформа позволила превратить сбережения трудящихся в инвестиции, что послужило мощным внутренним источником роста.

8. Реформа рынка рабочей  силы. Законодательно установлена  продолжительность рабочей недели, выплата за сверхурочные, доплата за ночные смены, за работу в выходные. Определен пенсионный возраст, выплачиваются пособия по безработице. Это привело к повышению производительности труда, квалификации и уровня оплаты рабочей силы.

Реформы были ориентированы  в первую очередь на достижение макроэкономической стабильности и были достигнуты следующие результаты:

- увеличились темпы  роста;

- сократился внешний  долг, повысился кредитный рейтинг  стран;

- возросла открытость  экономики стран;

- снизился уровень  инфляции;

-положительное сальдо государственного бюджета и положительное сальдо торгового баланса;

- ведущая роль в  экономики от государства перешла  в руки частного сектора.

Однако можно выделить противоречие в результатах данных реформ. Несмотря на сохранение определенных темпов экономического роста, произошло падение уровня жизни значительной части населения, рост имущественного неравенства, "вымывание" средних социальных слоев.

Серьезные испытания  экономическому развитию НИС произвели  валютно-финансовые кризисы 1990-х гг. От первой волны кризисов (1994-1995гг.) пострадали латиноамериканские страны, а второй удар (1997-1998гг.) пришелся на Юго-Восточную Азию. Напоследок (в начале 1999г.) валютно-финансовый кризис затронул Бразилию. Кризисы несколько скорректировали модель развития НИС, заставили отказаться от неэффективных методов управления национальным хозяйством. Однако отрицательным последствием было замедление темпов экономического роста НИС, в связи, с чем азиатское и латиноамериканское "экономическое чудо" несколько себя дискредитировали.

Сравнив две модели развития можно сделать вывод, что в  них есть как общие, так и отличительные  черты. Общее в том, что страны латиноамериканского региона часто  использовали методы, которые уже  опробованы в азиатских странах. Особенность азиатской модели в том, что реформы проводимые государство не приводили к противоречия в экономике, поэтому построив первоначальную модель развития странам было необходимо только менять отрасли развития, для того, чтобы полноценно развить свою экономику11. В Латинской Америке проведенные реформы не всегда приводили к положительным результатам, поэтому постоянно приходилось менять модель развития, однако если государство закрывало свой рынок от зарубежных конкурентов, то стране не хватало своего потенциала для развития, если же рынок открывать, то экономика стран Латинской Америки становится зависимой от мирового рынка и соответственно подвержено влиянию изменений и кризисов, возникающих на рынке12. В связи с этим данному региону необходимо было разработать новую, уникальную модель развития, основанную на смешанной внешней торговой политике. Рассмотрим характер экономики НИС.

 

 

1.3 Характер экономики новых индустриальных стран

 

Темпы экономического развития большинства НИС значительно  превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. Стремительный рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к отдельным промышленно развитым странам. В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС он больше, чем в большинстве индустриальных государств. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на ведущие позиции в мировой экономике.

Ведущей отраслью хозяйственного развития НИС стала обрабатывающая промышленность13. Для НИС характерны в целом более высокие темпы роста производительности труда в этой отрасли. По сравнению с другими освободившимися странами в отдельных НИС темпы роста производительности труда находятся на уровне развитых капиталистических стран или даже превышают его. В НИС начался процесс структурной перестройки экономики, направленный на увеличение доли наукоемкой продукции в промышленном производстве.

Опережающими темпами  развиваются внешнеэкономические  связи, что привело к росту  значения НИС в мировом хозяйстве. О глубокой включенности в международное разделение труда свидетельствуют достаточно высокая экспортная и импортная квота, особенно у азиатских НИС, и доля в мировой торговле. По суммарной стоимости экспорта товаров НИС превзошли ведущие капиталистические государства (кроме ФРГ и США). На НИС приходится почти половина всего вывоза из развивающихся государств.

Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары массового потребительского назначения, прежде всего продукция обрабатывающей промышленности. По реализации на мировом рынке таких товаров, как обувь, одежда, текстиль, отдельные виды электронных и электротехнических изделий, НИС обогнали многие развитые капиталистические страны. Главным рынком сбыта готовых изделий для НИС стали индустриально развитые государства.

Продукцию обрабатывающей промышленности НИС на внешнем рынке  отличает высокая конкурентоспособность. Этого удалось достичь благодаря  эффективному использованию передовой  техники и технологии, достижений НТР, современным методам организации производства, что привело к значительному повышению производительности и интенсивности труда. Наиболее развитые из этих стран на отдельных товарных рынках на равных конкурируют с ведущими империалистическими державами, все чаще побеждая в этой борьбе. По синтетическому показателю конкурентоспособности экономического развития НИС занимают ведущие места среди освободившихся стран. Такие успехи НИС, прежде всего, связаны с низкими издержками производства, дающими возможность использовать в конкурентной борьбе ценовой фактор. Высокое качество экспортной продукции, постоянное обновление ее ассортимента, применение достижений маркетинга, учет текущей и долгосрочной конъюнктуры позволяют компаниям НИС успешно завоевывать мировые рынки.

В странах НИС идет активный процесс концентрации производства и капитала, слияние банковского и промышленного капитала, формируется национальный финансовый капитал. Складывается широкая монополистическая структура, деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В наиболее развитых из числа НИС образовались ТНК, по масштабам своих операций не уступающие ТНК ведущих капиталистических стран. Наряду с экспортом товаров растет вывоз предпринимательского капитала, за рубежом образуется сеть филиалов и дочерних компаний производственного характера. Прямые зарубежные инвестиции начинают дополняться вывозом капитала в ссудной форме. Постепенно НИС втягиваются в борьбу за рынок сбыта товаров, сферу приложения капиталов, экономический передел мира14.

Отмеченные выше характерные черты и особенности социально-экономического развития наиболее четко прослеживаются у таких стран азиатского региона, как Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, и государств Латинской Америки, таких как Бразилия и Мексика15.

Можно выделить 2 модели НИС16:

-Азиатская. Экстравертивный тип.

Сбалансировано совмещается  политика импортозамещения и экспортоориентированности, хотя для некоторых стран характерно развитие экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок, на экспорт.

Предпринимательский капитал  направлялся главным образом  в обрабатывающую промышленность и  сырьевые отрасли.

Сформировался более  широкий круг источников финансирования развития.

Создавались трудоемкие предприятия по выпуску массовой потребительской продукции.

-Латиноамериканская. Интравертивный тип.

Эта политика предполагает протекционизм, отсутствие конкуренции  со стороны иностранных компаний, дешевизну кредитов. Политика импортозамещения не способствует коренному изменению  роли развивающихся стран в мировом хозяйстве17.

Предпринимательский капитал  направлялся  в торговлю, сферу  услуг, в обрабатывающую  промышленность.

Обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению  с восточно-азиатскими НИС.

Основной упор сделан на развитие материалоемких и капиталоемких отраслей в обрабатывающей и добывающей промышленности.

Появление стран с  таким типом экономики - это закономерный результат бурно промышленного  развития по прогрессивной модели. Процесс индустриализации НИС можно  разделить на три этапа: первый - развитие импортозамещающих отраслей, второй - создание экспортного потенциала и базовых отраслей промышленности и третий - развитие наукоемких отраслей. На всех этапах индустриализации экономическое развитие НИС происходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран. Современная промышленная структура НИС сформировалась во многом под воздействием ТНК, которые оказывали влияние на темпы, характер и пропорции индустриального развития.

В отличие от большинства  развивающихся государств, НИС удалось наиболее эффективно использовать иностранные инвестиции и современную технологию.

Во всех НИС наиболее общими чертами экономической политики являются:

· долгосрочное планирование развития экономики в целом;

· стимулирование развития свободного рынка и частного предпринимательства;

· эффективное использование  государственного вмешательства в различных формах (прямое и косвенное).

Ускоренное развитие прогнозируется в Индии, Китае, Турции, Египте, Чили. В структуре промышленной продукции большое место стала занимать наукоемкая продукция. На мировом рынке высокой конкурентоспособностью обладает продукция обрабатывающей промышленности НИС.

Они стали крупнейшими  экспортерами одежды, обуви, текстильных  изделий, ЭВМ, компьютеров, автомобилей и других технологий.

Информация о работе Перспективы развития новых индустриальных стран