Перспективы развития экотуризма в Кыргызстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платёжный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран туризм воздействует на их социальную и культурную среду и экологию. Однако рост международного туризма вызывает некоторые негативные последствия, например инфляция, разрушение окружающей среды и нарушение традиций местного населения.

Оглавление

Введение ……………………….…………………………………….…...3
1. Исследование особенности экологического туризма…...………....5
1.1 Понятие, принципы и современная концепция экотуризма…..5
1.2 Виды экотуризма и его разновидности…….………………..…9
1.3 Спрос на экотуризм……………………………………………..31
2. Перспективы развития экотуризма в Кыргызстане………...…..33
2.1 Анализ экотуристических ресурсных потенциалов в КР….....33
2.2 Основные проблемы экотуризма в КР и его пути решения….48
2.3Рекомендации по усовершенствование экотуризма в КР……..57
Выводы………………………………………………………….…….…...61
Заключение………………………………………………………...…......65
Список используемых источников……………………………………66

Файлы: 1 файл

Экотуризм в Кырг.2 docx.docx

— 128.11 Кб (Скачать)

                  Таблица 1.3

Виды экотуров

%

Посещение парков

55,8

Пешие походы

55,0

Посещение особо охраняемых территорий

47,8

Наблюдение диких животных (не считая бердвотчеров)

45,8

Походы по природным тропам (экотропам)

37,1

Эколого-просветительские туры

20,3

Бердвотчинг

19,5

Велосипедные туры

18,7

Рыбалка на пресных водоемах

17,9

Дайвинг

14,7

Посещение водно-болотных угодий

12,0

Походы в горы, скалолазание

11,6

Путешествия на каное и каяках

9,2

Жизнь на ранчо

4,0

Плавание

3,6

Лодочные походы

3,6

"Береговые" туры

3,2

Океанические туры

2,8

Жизнь в кемпингах

2,0

Посещение природных достопримечательностей

1,2


 

Статистика на виды экотуров.

На германском рынке явно преобладают природные и экотуры внутри Европы; поездки в Америку (Северную и Южную) занимают только второе место. Причем наиболее популярными в Европе туристическими направлениями являются Франция, Греция и Польша, за ними следуют Норвегия, Исландия, Швеция, Ирландия и Италия.  Важным классификационным признаком для выделения форм экотуров являются возраст и состояние здоровья участников (во многих странах с развитыми традициями экотуризма существуют, например, специальные туры для инвалидов), а также численность групп. Вполне понятно, что содержание программ туров и их организационные особенности будут принципиально различными для детских походов и для экспедиций, рассчитанных на взрослых людей, равно как и для малых компактных и для больших групп уастников. 
      Эта лаконичная классификация достаточно удобна для выявления главных содержательных и организационных особенностей экотуров, учитывать которые особенно важно при их планировании и проведении.  Так, экотуры первого класса требуют непременного участия профессиональных гидов, ответственных за соблюдение строгих правил поведения туристов, предписываемых режимом охраняемых территорий. Участникам же экотуров второго класса во многих случаях предоставляются возможности довольно свободного поведения - разумеется, при соблюдении известных ограничений. Кроме того, организация экотуров первого класса не предполагает обеспечения туристов весьма развитой инфраструктурой размещения и обслуживания, в то время как экотуры второго класса организуются обычно с более высоким уровнем комфорта.  Точно так же виды экотуров с заранее обозначенными четкими основными целями и объектами посещения требуют более специального планирования и обеспечения, чем, например, агротур под девизом "отдых в крестьянском доме".

Критерии экологичности тураНередко задается вопрос: "может ли экотуризм быть массовым, или же это элитарный вид отдыха"? Ранее экотуризм традиционно противопоставляли массовому туризму и определяли как лимитированный и, в некотором роде, эксклюзивный природный туризм. Однако, исходя из современной концепции экотуризма, это не всегда оправдано. Если ограничиться таким узким определением, экономическое и природоохранное воздействие туризма во многих случаях оказывается несущественным. Так, например, участники туров по наблюдению за птицами (бердвотчеры, от английского birdwatchers) могут руководствоваться самыми благими природоохранными намерениями. Но, если за сезон их приезжают считанные единицы, это не обеспечит серьезной экономической альтернативы рубкам лесов, экспансии сельхозугодий и поселений. В то же время в более "массовых" видах природного туризма, при условии их продуманной и "грамотной" организации, таится немалый потенциал. Одним из наиболее ярких примеров является национальный парк Амбосели в Кении. За год его посещает более четверти миллиона посетителей. Это приносит в десять раз больше доходов, нежели получало местное племя масаев за счет скотоводства. Доходы от туризма - при условии, что существенная их часть остается в регионе,-создают экономические ресурсы для сохранения природных экосистем и развития региона. Таким образом, в экологическом плане реально значимы не масштабы туризма или мотивация путешествующих, а воздействие, которое оказывает их путешествие. А это в первую очередь определяется тем, как организовано путешествие. Десять посетителей могут нанести больше вреда, чем сто, если их маршрут ненадлежащим образом спланирован и организован. Поэтому, они могут считаться экотуристами в той же степени, что и маленькие группы посетителей, совершающие сложные многодневные походы в дикой природе с рюкзаком за плечами и ночлегом в палатках. Следует отметить близость экологических туров к весьма популярным формам самодеятельного туризма. Однако некоторые самодеятельные туры могут быть антиэкологичными - как, например, ряд самодеятельных спортивных и сафари-туров. Для того, чтобы иметь ориентиры в этих вопросах выделены критерии экологичности тура (в соответствии с принципами экотуризма).

Таблица 1.4

Принципы экотуризма

Критерии экологичности тура

Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды

- Не превышаются предельно  допустимые рекреационные нагрузки

- Развитие туризма тщательно  планируется, контролируется и управляется

- Соблюдаются правила  поведения, разработанные для посещаемых  природных территорий

- Экологичен транспорт, используемый  туристами 
- Мусор не выбрасывается на общую помойку или свалку, но собирается специальным образом, удаляется с территории и поступает затем на эко-технологическую переработку 
- Привалы, бивуаки и костры устраиваются только в специально оборудованных местах  
- Не допускается покупка сувениров, сделанных из объектов живой природы 
- Грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только тогда и там, где это разрешено 
- Отели, кемпинги, кордоны, хижины, в которых останавливаются туристы, расположены так, что не нарушают нормальное, экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта и не обезображивают его облик

- Эти отели и кемпинги  построены из экологически безвредных  материалов, их обитатели не расходуют  чрезмерно энергию и воду, при  этом стоки и выбросы очищаются, иные отходы утилизируются. В  идеале используются "замкнутые" экотехнологии 
- Пища туристов экологически чистая и полезная, при этом в рационе присутствуют местные продукты

Содействие охране природы и местной социо-культурной среды

- Туристическая деятельность  обеспечивает источники дополнительного 
финансирования охраняемых территорий или природоохранных мероприятий  
- Участники туров принимают посильное участие в природоохранной деятельности (волонтеры, детские эколагеря и др.) 
- Туристы с уважением относятся к местным культурным традициям, обычаям, укладу жизни, стремятся изучить и понять их 
- Развитие туризма способствует налаживанию сотрудничества ООПТ с местным населением, повышению общественного престижа ООПТ, расширению международных контактов ООПТ

Экологическое образование и просвещение

- Туристы заранее, еще  до начала путешествия, получают  информацию о 
природе и правилах поведения в месте проведения тура

- Туристы четко осознают  свою ответственность за сохранение  природы, 
следуют правилам поведения на ООПТ

- Туры и экскурсии обязательно  предусматривают эколого-познавательный  компонент  
- Туры проводят квалифицированные гиды-экологи 
- Объектами посещения являются интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты

- В программу включается  посещение учебных экологических  троп, музеев 
природы и краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств и др.

- Туристы знакомятся с  местными экологическими проблемами  и путями 
их решения, выполняемыми природоохранными проектами

- Туристы доступными им  способами участвуют в решении  местных экологических проблем 

Участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы

- Преимущественно используется  местная продукция и рабочая сила

- Местные жители вовлекаются  в туристический бизнес и получают  возможность развивать свои традиционные формы хозяйства

- Доходы от экотуристической  деятельности получают различные  социальные слои и группы (принцип  расширения воздействия), при этом  сохранение природной среды становится  экономически выгодным для местного  населения 

Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов

- Комплексный подход к  развитию туристической деятельности

- Тщательное планирование, мониторинг и управление 
- Интеграция экотуризма в местные планы регионального развития

- Тесное сотрудничество организаций различного профиля

- Доходы от туризма  не изымаются целиком из местного  бюджета, но способствуют его  наполнению, поддержке местной экономики 


 

Рост популярность экотуризма.Еще в 1989 году американские исследователи на основании опросов туроператоров и туристов отмечали как бурный рост количества туров, предпринимаемых с познавательными целями, так и то, что среди них наиболее популярен экотуризм туризм.

Возрастание спроса на экотуризм определяется тремя главными факторами: 
- общим ростом объемов туризма;

- возрастающей популярностью "путешествий по специальным  интересам"; 
- подъемом общественного внимания к проблемам сохранения окружающей среды.

Общий рост объемов туризма обусловлен ростом численности мирового населения, возрастанием доходов отдельных его групп, сокращением во многих частях мира рабочей недели, все возрастающей глобализацией процессов мировой экономики и соответственно общественных процессов. В основе спроса на "путешествия по специальным интересам" лежит важная тенденция: индустриальные страны Запада достигли такой стадии, когда движущей силой экономического роста является уже не стремление людей потреблять больше товаров, а их желание "живых впечатлений и опыта".6 В последнее время туристы из развитых стран все больше стремятся к такой форме путешествий, которая способствовала бы их личностному росту и обогащению их знаний о природе и человеке. Отсюда небывалая популярность туров с "образовательным компонентом" - от уроков кулинарии во Франции до "духовных треков" в Тибет. Еще одна важная тенденция в развитых странах - возрастание заботы о здоровье и поддержании физической формы, в результате чего стал модным активный отдых на открытом воздухе. Эта тенденция совпала по времени с "насыщением" рынка традиционных "пляжно-курортных" районов, и туроператоры стали предлагать клиентам, стремящимся побыть вдали от городской суеты, новые, экзотические места и виды отдыха. Подъем внимания к вопросам сохранения окружающей среды, пожалуй, самый важный из факторов, обусловивших спрос на экологический туризм за последние десятилетия во многих западных странах. Люди торопятся увидеть уголки дикой природы, которые, возможно, через несколько десятилетий исчезнут с лица Земли. В последнее время многие стремятся не просто быть "сторонними наблюдателями", но внести свой личный вклад в дело сохранения дикой природы. Идея связи между доходами от туризма и охраной природы распространяется все шире, позволяя людям ощутить удовлетворение от того, что их визит окажет содействие охране уникального природного ландшафта или будет способствовать поддержанию специфики местных поселений.В таком контексте на "принимающие" страны ложится ответственность создать возможности и условия, которые располагали бы именно к такому восприятию нового.

Экотуристы: кто они?Кто же они, потенциальные и реальные участники экологических туров? К чему они стремятся и чем руководствуются, выбирая путешествия? Понимание этих вопросов необходимо и представителям турбизнеса, и специалистам в области охраны природы, и тем, кто занимается планированием социально-экономического развития регионов. Оно нужно, с одной стороны, чтобы создавать более эффективный туристический продукт и более точно "доносить" его до потребителя, увеличивая тем самым финансовые поступления для охраняемых территорий и местной экономики, а с другой - чтобы организовать туристическую деятельность так, чтобы можно было избежать его негативных последствий.

Выделяются четыре категорииучастников туров экотуров, исходя из их целей и характера их деятельности:

- "Высокоспециализированные (специалисты)": ученые или участники  специализированных туров (эколого-образовательных  и научных - орнитологических, ботанических, этнографических, археологических  и др.); 
- "Увлеченные": туристы, которые целенаправленно приезжают на охраняемые территории с целью познания местной природы и культуры; 
- "Основной поток": туристы, главной целью которых является просто "необычное путешествие" ;

- "Случайные":туристы, для которых посещение природных  уголков является случайной частью  более обширного тура.

Однако такое подразделение отнюдь не абсолютно - один и тот же турист в разное время и при разных обстоятельствах может попадать в различные категории. Тем не менее эта простая классификация может быть весьма полезна, в частности, при планировании или маркетинге экотуризма. Проведенная в США серия социологических исследований выявила пять основных мотиваций, на основании которых клиенты выбирают туры в природу.

- познавательные и приключенческие:

- улучшение физической формы и здоровья;

- неформальное общение;

- новые впечатления и приключения;

- познание себя и природы;

- "бегство" от городской тесноты и стрессов.

По степени преобладания тех или иных мотиваций американские исследователи выделяют различные подгруппы туристов. Наиболее вероятные участники экотуров - та подгруппа американцев, для которых доминирующей мотивацией является "природа и активный отдых". Специалисты в области маркетинга выделяют еще одну, во многом "перекрывающуюся" с этой подгруппу - "путешествия по специальным интересам в области природы" (nature-basedspecialtytravel), то есть специализированные туры в природу. Итак, наиболее "классическими" экотуристами становятся специалисты и увлеченные любители природы, для которых познавательные туры в природу и посещение охраняемых территорий являются основной целью приезда в страну. Однако дополнительные возможности для рынка экотуризма могут представлять участники других видов туров "по специальным интересам" - культурных, историко-этнографических и др. Изначально посещение охраняемых территорий не является для них главной целью путешествия, но их можно увлечь и привлечь. В некоторых случаях потенциальный рынок "дополнительного" экотуристического бизнеса могут представлять бизнесмены, находящиеся в регионе в командировке, и туристы с более общими интересами.

Характерный "портрет" экотуриста. Несмотря на огромное разнообразие видов экотуризма, экотуристов объединяют некоторые общие особенности, которые рекомендуется специально учитывать при организации и маркетинге экотуризма. Во время путешествий экотуристы стремятся испытать что-либо новое и значимое. Они выбирают такие туры, которые дают возможность развития, самосовершенствования, а также познания и приобретения нового опыта. Они любят активный отдых, но не являются сторонниками экстремальных условий и предпочитают достаточно "мягкие" туры. Помимо этого, они ценят возможность уединения. Следовательно, при организации экотуров очень важно избегать превышения эстетической емкости территорий. Поскольку главное, что привлекает их,-это дикая, без следов вмешательства человека, природа, экотуристы менее других требовательны к комфорту. Хотя некая базовая инфраструктура и набор услуг им, безусловно, необходимы, экотуристы не нуждаются в размещении, питании и развлечениях по западным стандартам роскоши. Они охотно употребляют блюда местной кухни, пользуются услугами местных жителей, с большим интересом.

1.3 Спрос на экотуризм

 

На сегодняшний день анализ и оценка существующего либо потенциального спроса на природный туризм и экотуризм опираются в первую очередь на данные по Северной Америке - потенциал европейского рынка, равно как Японии и новых индустриальных стран, все еще остается неизученным. До настоящего времени практически не проводились широкомасштабные исследования общемирового рынка экотуризма. Существуют лишь маркетинговые исследования отдельных туристических регионов (например, Коста-Рика, Белиз, Кения). При этом имеющиеся исследования концентрируют внимание на турах, организуемых туроператорами и реализуемых как единый пакет услуг, сегменту же индивидуального туризма уделяется недостаточно внимания.

На таком фоне по поручению Всемирной туристской организации (WTO) в рамках подготовки к Международному году экотуризма - 2002 проведены маркетинговые исследования рынков Европы (Австрии, Франции, Германии, Испании, Италии, Великобритании), Канады и США. Сильно отличаются друг от друга и существующие оценки доли экотуризма на мировом рынке туризма. Чаще всего в специальной научной литературе фигурируют 7% (оценки WTO - 1992 год, TES- 1998); однако, по другим оценкам, эта цифра достигает 20-60% (1996). По некоторым оценкам ежегодно в мире количество экотуристов увеличивается на 20% (2001). Что касается объемов спросана экотуризм в странах-поставщиках туристов, то выявлено, что самый большой объем спроса существует в Северной Америке, за ней следуют Западная Европа (прежде всего Германия и Великобритания) и Австралия/Новая Зеландия. В некоторых странах большое значение имеет также спрос на экотуризм на внутреннем рынке (например, Таиланд, Индонезия).

Информация о работе Перспективы развития экотуризма в Кыргызстане