Отчет по практике в ОАО «Аэрофлот»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 05:32, отчет по практике

Краткое описание

Целью прохождения практики было закрепление и углубление теоретических и практических навыков, полученных по специальным дисциплинам учебного плана.
В период прохождения практики решались следующие задачи:
1. Закрепление и углубление знаний, полученных при изучении профилирующих дисциплин (экономика организаций, экономический анализ, бухгалтерский учет);
2. Приобретение практических навыков работы в финансовых службах предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности;
3. Проведение анализа государственного регулирования туристических услуг;
4. Сбор, обобщение и анализ необходимых материалов для последующего выполнения выпускной квалификационной работы, а также для продолжения выполнения научно-исследовательской работы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…5
Глава 1. Краткая характеристика предприятия………………………………6
Глава 2. Государственное регулирование туристических услуг…………......14
Глава 3. Место ОАО «Аэрофлот» на рынке туристических услуг…………...32
Заключение……………………………………………………………………....41
Список литературы……………………………………………………............42
Приложения …………………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

4569.docx

— 1.27 Мб (Скачать)

Процент занятости пассажирских кресел увеличился на 1,0 п.п. по сравнению с  декабрем 2011 года и составил 73,6%. Процент  коммерческой загрузки составил 61,6% (+1,1 п.п. к декабрю 2011 года).

Пассажирооборот в декабре 2012 года вырос на 19,7% по отношению к декабрю 2011 года и составил 4,139 млрд пассажирокилометров. На международных воздушных линиях пассажирооборот увеличился на 25,0% к аналогичному периоду прошлого года и составил 2,862 млрд пассажирокилометров. Пассажирооборот на внутренних воздушных линиях составил 1,277 млрд пассажирокилометров, что на 9,3% выше показателя декабря 2011 года.

Почтово-грузовой тоннаж составил 16,155 тыс. тонн, что на 0,4% превышает результат декабря 2012 года.

За двенадцать месяцев 2012 года Аэрофлотом перевезено 17,656 млн пассажиров, выполнено 50,533 млрд пассажирокилометров. По сравнению с результатами за двенадцать месяцев 2011 года объемы работ за аналогичный период 2012 года увеличились:

по перевозке пассажиров на 24,6% (+3,482 млн пасс.),

по пассажирообороту на 20,3% (+8,512 млрд пкм).

Процент занятости пассажирских кресел по итогам двенадцати месяцев 2012 года составил 77,9%, превысив результат аналогичного периода прошлого года на 0,4 п.п.

АЭРОФЛОТ - лидер воздушного транспорта России, член глобального авиационного альянса SkyTeam. Совокупная маршрутная сеть альянса насчитывает 1000 пунктов в 187 странах. В 2012 году Аэрофлот перевез 17,7 млн человек.

Аэрофлот располагает одним  из самых молодых самолетных парков в Европе, который насчитывает 129 воздушных судов. Аэрофлот базируется в Москве, в международном аэропорту  Шереметьево.

Аэрофлот первым из российских перевозчиков вошел в реестр операторов IOSA и  постоянно подтверждает этот сертификат. Авиакомпания успешно прошла аудит  безопасности наземного обслуживания ISAGO. Обладает единым сертификатом соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2008.

Аэрофлот - Генеральный партнер XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в категории «Пассажирские авиаперевозки».

«Аэрофлот» готов отказаться от монополии на 34 эксклюзивных маршрутах, сообщил Савельев по итогам встречи  с президентом России. Как пояснил  менеджер, эта инициатива призвана создать нормальные конкурентные условия  на зарубежных направлениях из Москвы и регионов. Ведь внутренний рынок  уже демонополизирован.

Но у многих авиакомпаний, в том  числе и у «Аэрофлота», есть монопольные  направления на зарубежных направлениях. «Если на наши маршруты будут назначаться  другие российские авиакомпании, то это  приведет к снижению цен на авиабилеты», — прогнозирует он. Правда, авиакомпания ожидает получить разрешения на дополнительные частоты на этих направлениях.

«Это наше общее решение. Мы не боимся конкуренции, в том числе и с иностранцами. Возможно, это на первом этапе снизит нашу доходность. Но это та плата за конкурентный цивилизованный рынок, к которой мы готовы. Тем более, как показывает практика, даже после разбавления монополии “Аэрофлота” на некоторых маршрутах наши пассажиры остаются с нами», — заявил Савельев. В этом году «Аэрофлот» планирует перевезти 17 млн пассажиров (плюс 15% к показателям 2011 г.). Коммерческая загрузка самолетов увеличилась на 2,5%.

У «Аэрофлота» есть эксклюзивные маршруты из Москвы в Амстердам, Варшаву, Гавану, Женеву, Карловы Вары, Прагу, Сеул, Хельсинки  и Цюрих. На остальных направлениях (Анталья, Бейрут, Белград, Бодрум, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Дамаск, Дубай, Женева, Каир, Коломбо, Копенгаген, Ларнака, Луанда, Любляна, Мальта, Осло, Стамбул, Стокгольм, Тегеран, Улан-Батор, Хельсинки) действуют сезонные рейсы других перевозчиков.

Еще один крупнейший держатель эксклюзивных направлений — авиакомпания «Трансаэро». Согласно аналитике «Аэрофлота» у «Трансаэро» 32 эксклюзивных направления: Абу-Даби, Алма-Ата, Варадео, Даламан, Сингапур, Караганда, Куала-Лумпур, Лиссабон, Маврикий, Монастир, Пардубице, Сейшелы. Сама «Трансаэро» настаивает, что у нее 21 «эксклюзив».

Некоторые направления «Трансаэро» которые «Аэрофлот» считает эксклюзивными, давно не являются таковыми, указывает топ-менеджер «Трансаэро». Например, рассказывает он, на Маврикий есть назначение и у «Аэрофлота», на направлении на Монастир еще есть свободные частоты, а на направлении Москва — Денпасар — Сингапур и Москва ― Сейшелы — вообще нет ограничений по количеству перевозчиков и частотам. А между Санкт-Петербургом и Актау «Трансаэро» уже не летает.

Гендиректор авиакомпании Ольга Плешакова  говорит, что «Трансаэро» «на протяжении целого ряда лет последовательно выступает за либерализацию воздушного сообщения на международных авиалиниях». Решение о либерализации международного воздушного сообщения в интересах российских пассажиров, по ее словам, было принято в 2012 г. на совещании в правительстве — в обсуждении принимали участие руководители всех четырех крупнейших авиакомпаний России.

В последнее время были предприняты  конкретные шаги: монополию «Аэрофлота»  «разбавили» на целом ряде маршрутов, в том числе в Италию и Францию. «При этом никто не спрашивает и не должен спрашивать согласия какой-либо авиакомпании на либерализацию того или иного маршрута. Эти вопросы должны решаться государственными органами в интересах развития всей гражданской авиации России», — говорит она.

Со вступлением России в ВТО  «Аэрофлот» столкнется с новыми проблемами. В 2014 году компания может потерять так  называемые пролетные деньги — платежи  иностранных компаний за пролеты  над Сибирью, введенные в начале 1970-х. Сколько средств получает компания от иностранцев, не раскрывается. По оценке Forbes, сейчас это около $300 млн в год, часть этих денег «Аэрофлот» перечисляет в Минтранс на развитие отрасли. Савельев уверяет, что компания может спокойно обходиться и без них: «Для нас они скорее наркотик, сдерживающий развитие».

Вступление в ВТО означает также, что внутренние российские линии  будут открыты для иностранных  авиаперевозчиков. По мнению Савельева, основные конкурентные преимущества «Аэрофлота»  перед иностранцами — самый новый  в Европе авиапарк и умение работать в специфических условиях российского  рынка.

А специфика российского рынка  такова, что всегда можно обратиться к государству и попросить  для компании тех или иных преференций  или защиты. Ведь именно государство  — контролирующий акционер «Аэрофлота», и Савельев в случае возникновения  проблем уже неоднократно требовал от чиновников принять меры: отменить запрет на прием на работу иностранных  пилотов, ввести невозвратные билеты, изменить систему распределения  допусков на международные рейсы  в пользу компаний с большим объемом перевозок. У Савельева мощный административный ресурс, чем он и пользуется.

Второго октября 2012 года Савельев заявил, что будет требовать отставки Михаила Василенко, руководителя аэропорта  Шереметьево, где базируется «Аэропорт». В Шереметьево без предупреждения начали ремонт взлетно-посадочной полосы, из-за чего «Аэрофлот» с 1 по 15 октября  был вынужден отменить 60 рейсов. Компания приносит аэропорту 70% выручки, новое расписание по стыковкам рейсов «Аэрофлота» увеличило транзитный пассажиропоток с 43% до 60%, что по сути превратило Шереметьево в полноценный хаб.

Это уже не первый конфликт авиакомпании и аэропорта. Впрочем, председатель совета директоров «Международного аэропорта Внуково» Виталий Ванцев говорит, что подобные разбирательства — обычное дело. «Аэропорт с компанией не может не ругаться, это рабочие моменты. Я с перевозчиками ругаюсь тихо в кабинете, они публично, — рассказывает Ванцев. — Но при этом показывают рост, значит, нормально взаимодействуют».

Ремонт взлетно-посадочной полосы, возможно, был лишь поводом для  Савельева потребовать увольнения Василенко. Он отказался подписывать  с «Аэрофлотом» договор о стратегическом партнерстве, по которому авиакомпания и компании альянса Sky Team получили бы три терминала Шереметьево, откуда сейчас летают почти 60 компаний. Объемы перевозок Sky Team растут, и терминальных мощностей не хватает, единственно возможное решение в этом случае — вытеснить из своего базового аэропорта конкурентов. «Савельев из тех, кто стремится остаться на рынке один», — убежден Кошляков.

Десятого октября стало известно, что аэропорт Шереметьево капитулировал  и подписал соглашение о стратегическом партнерстве с «Аэрофлотом» на условиях авиакомпании. «Савельев создает  монополиста и ведет себя как  монополист», — считает Рыбак  из Infomost. Сейчас группа «Аэрофлот» контролирует 33,4% авиаперевозок на внутренних линиях и 42,1% — на международных маршрутах. Еще в 2009 году доли были 21,5% и 35,4% соответственно. В целом на российском рынке пассажирских авиаперевозок доля компании уже приближается к 40%. Савельев искренне не понимает, зачем России 130 авиакомпаний, по его мнению, их должно быть в несколько раз меньше. И конечно, необходим один мощный национальный перевозчик, который, как в советские времена, будет контролировать все. Но тогда уже будет не до качества бортового питания и формы бортпроводниц. 

Когда в начале прошлого года национальная авиакомпания затеяла «крестовый поход» на туристический рынок, сложно было представить, насколько эффективным он окажется. И вот, за без малого год, «Аэрофлот» превратился в заметного участника рынка. Мы провели анализ предложений десятка ведущих туроператоров: спрос на его рейсы почти сравнялся со спросом на рейсы лидера туристического рынка среди авиаперевозчиков – авиакомпании «Трансаэро». Переход туристических авиаперевозок в руки двух крупнейших авиакомпаний страны привел еще к одному интересному тренду: туроператоры стали чаще пользоваться услугами иностранных перевозчиков. Почему так вышло и к чему это приведет?  

 При Валерии Окулове, много  лет возглавлявшем национальную  авиакомпанию, «Аэрофлот» демонстративно  отказался от чартерных перевозок,  на туристическом рынке его  почти не осталось. В каком-то  смысле это была вынужденная  мера: на рынке говорят, что  перевозчику не хватало самолетов,  чтобы обслуживать регулярные  рейсы. Похоже, это действительно  так: несколько лет назад «Аэрофлот»  поставил на обслуживание внутренней  сети дочерние авиакомпании –  «Норд» и «Дон», а сам сконцентрировался  на международных маршрутах. Это  продолжалось до тех пор, пока  под Пермью не разбился «Боинг»  аэрофлотовской «дочки». 

 А к тому моменту, когда  в авиакомпанию пришел новый  генеральный директор Виталий  Савельев, «Аэрофлот» вывел из  парка неэффективные самолеты  советского производства, параллельно  пополнив флот новыми самолетами  А330 и А320. Новая коммерческая команда  национального перевозчика начала  эксплуатировать их по полной  программе. Тем более, что коммерческим директором в прошлом году назначили человека, связанного с туристическим рынком, – Андрея Калмыкова.  

 На рынке тут же заметили: «Аэрофлот» вернулся в туризм. Сперва «Аэрофлот» вспомнил сам и напомнил всем присутствующим, что он является назначенным перевозчиком на международных маршрутах. А это значит, что именно он может определять, кому летать, а кому не летать чартерным образом на принадлежащих ему направлениях. Авиакомпания отказала конкурентам в чартерных программах, а Росавиация это решение поддержала. Вот простой пример: еще год назад «Аэрофлот» выполнял 5–7 рейсов в неделю в Таиланд, а в этом сезоне – уже от 14 до 19 рейсов.  

 Подвинув региональных перевозчиков  типа «Ямала», «Татарстана»  и  прочих, которые в высокий сезон  обслуживают турпотоки, «Аэрофлот» почти догнал «Трансаэро». Последняя еще несколько лет назад смогла перевести свои чартеры в разряд регулярных рейсов и стать первой на рынке авиакомпанией, удачно совместившей туристический бизнес и деловые направления. Теперь, с приходом на эту «поляну» «Аэрофлота», «Трансаэро» активно развивается в регионах, открывая регулярные рейсы по туристическим направлениям из российской глубинки.

 Эксперты отрасли говорят:  за год авиационный туристический  рынок стал более цивилизованным. Работать с такими грандами, как  «Аэрофлот» и «Трансаэро», надежно. Но дорого: тот же «Аэрофлот» выставляет жесткие санкции за отказ от блоков мест на своих рейсах и вообще «торгует» направлениями на тендере: кто больше заплатит, тот и получит кресла в его самолетах. Отчасти именно это способствовало увеличению доли иностранных авиакомпаний на туристическом рынке России. По словам туроператоров, иностранцы дешевле и мягче в переговорах. Да и «Аэрофлот» тут помог: ведь рынок международных перевозок регулируется межправительственными соглашениями. А это значит, что при увеличении количества рейсов «Аэрофлота», «Трансаэро» или любого другого назначенного перевозчика, следует аналогичный ответ со стороны иностранных компаний.  

Рисунок 3. Спрос на авиакомпании среди туроператоров

 

 

 Возможно, уже в этом году  на рынке будет переизбыток  предложения от авиакомпаний  – иностранных, «Аэрофлота», «Трансаэро». Да и те самые небольшие российские перевозчики наверняка будут биться за место под солнцем, пытаясь демпинговать, привлекать клиентов если не именем, то ценой. А для туристов это хорошая новость: путевки могут подешеветь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мной была пройдена научно-исследовательская практика в ОАО «Аэрофлот» в период с 31 января 2013 года по 25 апреля 2013 года.

Аэрофлот является бесспорным лидером  гражданской авиации России, фактическим  национальным перевозчиком.

Аэрофлот базируется в г. Москве в аэропорту «Шереметьево».

В расписании "Зима-2013" - собственные  регулярные пассажирские полеты в 118 пунктов 51 страны мира  (в России 31 пункт) и грузовые рейсы в 7 аэропортов мира: Гонконг, Нарита, Пекин, Сеул, Хан, Хельсинки, Шанхай.

 В России авиакомпания имеет  3 филиала: в Санкт-Петербурге,  Калининграде,  Владивостоке.

 Приоритетное значение придает  развитию внутреннего рынка, присутствию  в Сибири и на Дальнем Востоке.

Свою деятельность предприятие  осуществляет согласно действующему законодательству РФ в сфере пассажирских авиаперевозок.

На данный момент Правительство  России является главным акционеров компании, но к 2016 году власти намерены продать свою долю акций. Вместе с ними, возможно, государство расстанется и с бумагами международного аэропорта Шереметьево.

Отметим, это не первая попытка  чиновников продать долю в авиакомпании. Россия включает «Аэрофлот» в программу  приватизации с 1998 года, однако сделки с возможными инвесторами даже не намечались.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Аэрофлот»