Особенности предпринимательской деятельности туристических организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Туризм является одним из факторов, влияющих на развитие других областей общественного производства, так как удовлетворение потребностей в отдыхе, которое является важной целью туризма, осуществляется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей общественного производства.
В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯЧТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ….
Предмет экономики, история развития и особенности туризма..
Сущность, содержание и виды предпринимательской деятельности в туризме…………………………………………………………...
Инновации туристских организаций…………………………….
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «САНТА-АВИА»…
2.1. Характеристика предприятия и его роль на рынке туристских услуг……………………………
2.2. Организационная структура предприятия и кадровый состав…..
2.3. Характеристика основных услуг предприятия и анализ конкурентной среды……………
3 ПУТИ СОВЕРШЕННСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «САНТА-АВИА»………………………........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 93.21 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..

3





ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯЧТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ……………………………….....

 

    1. Предмет экономики, история развития и особенности туризма..
    2. Сущность, содержание и виды предпринимательской деятельности в туризме…………………………………………………………...
    3. Инновации туристских организаций…………………………….

2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «САНТА-АВИА»…

          2.1. Характеристика предприятия и его роль на рынке туристских услуг………………………………………………………………………………

2.2. Организационная структура  предприятия и кадровый состав…..

2.3. Характеристика основных  услуг предприятия и анализ  
конкурентной среды……………………………………………………………

3 ПУТИ СОВЕРШЕННСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «САНТА-АВИА»………………………........

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Туризм является одним  из факторов, влияющих на развитие других областей общественного производства, так как удовлетворение потребностей в отдыхе, которое является важной целью туризма, осуществляется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей общественного производства.

В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе  своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного  влияния. В наши дни он считается  экономическим и массовым социальным явлением.

Сфера туризма является важнейшей  и составной частью экономики  любого демократического государства, а в наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических  преобразованиях, направленных на либерализацию  экономического развития. Недооценка необходимости использования новых  технологий для организации сферы  туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора  в приросте богатства и благосостояния страны, укреплении экономики.

Туризм является одной  из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его  развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные  сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного  влияния, которое оказывает индустрия  туризма на мировую экономику. Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и  моровой экономики.

Сегодня число компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция  заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть тур операторы, которые полностью организует поездки и предлагают со скидкой другим тур фирмам готовые маршруты, и есть тур агенты, выступающие посредниками между тур оператором и клиентом. К туристическим агентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.

Главная цель курсовой работы – рассмотреть особенности коммерческой деятельности предприятия, действующего в сфере туризма на примере туристического агентства.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе были определены следующие задачи:

- изучение теоретических  аспектов и особенностей предприятий, занятых в сфере туризма ;

- изучение специфики этой  формы коммерческой деятельности;

- детальное ознакомление  со всеми сферами деятельности туристической организации на примере агентства «Санта-Авиа»;

Предметом исследования в  курсовой работе является деятельность, связанная с туристическими аспектами.

Объектом исследования в  курсовой работе являются туристическое агентство «Санта-Авиа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.Особенности предпринимательской деятельности туристических организаций

 

 

    1. Предмет экономики, история развития и особенности туризма

 

В переводе с французского туризм (tour) - это прогулка, поездка.  
Экономика туризма изучает поведение людей, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют туристский продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства с целью удовлетворения потребностей значительной части населения в туристских услугах.  
          Узловыми вопросами предмета экономики туризма являются следующие:  
- объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах;  
- содержание и характер потребностей людей в туристских услугах, а также классификация этих потребностей по различным критериям;  
- экономическое поведение людей, потребляющих туристский продукт, и их интересы;  
- экономические особенности процессов производства туристского продукта, анализ туристской индустрии и трудового потенциала сферы туризма;  
- экономические особенности процессов формирования, обмена и реализации туристского продукта в условиях современного, как внутреннего, так и внешнего, рынка;  
- специфика экономического и финансового механизмов функционирования туризма как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли;  
- экономическая и социальная эффективность туризма как на микроуровне, так и на макроуровне.  
           Одна из особенностей экономики туризма состоит в том, что она по своему характеру динамична, изменчива и, следовательно, исторична. Она развивалась вместе с развитием общества, путешествий и туризма.  
            Туризм экономически и социально изменялся вместе с теми преобразованиями, которые происходили в национальном и мировом хозяйстве в целом.  
            На ранних стадиях экономика туризма сводилась к изучению путешественниками обычаев, нравов, уровней и характера развития других стран и народов. Уже в эпоху Римской империи возникли первые экономические ресурсы древнего туризма – постоялые дворы, которые имели и государственный, и частный характер.  
            В средние века в связи с развитием христианства и торговли появляются путешествующие служители церкви и купечество. Первые преследуют цель распространения христианства, вторые – цель обогащения. Туристские ресурсы принимают облик монастырей, новое развитие получают и постоялые дворы.  
           В эпоху Великих географических открытий экономические цели путешественников, мореплавателей и первопроходцев – захват и освоение новых территорий.  
           Путешествия и экскурсии принимают экономически новые формы – формы туризма. Так, в 1908 г. в России создается Комиссия образовательных экскурсий при Учебном отделе общества распространения технических знаний с целью ознакомления образованных людей с культурой Запада и Востока. Эта комиссия пользовалась поддержкой целого ряда министерств и ведомств. Финансовый доклад казначея этой комиссии в 1909-1910 гг. показывает, что основными источниками образовательных экскурсий были взносы лиц, подавших заявления о своем желании участвовать в поездках, а также пожертвования.  
            В эпоху промышленного переворота появляются принципиально новые транспортные средства – материальная основа для развития туризма, как внутреннего, так и международного.  
Туризм становится одним из реальных факторов человеческого бытия. Организованные экскурсии входят в образ жизни значительной части населения. В СССР туризм получил высокие темпы развития, обрел новые социальные формы. В 90-х гг. XX в. широкое развитие получает и международный  туризм.                    
            Экономика туризма (и внутреннего, и международного) обрела современные черты: появились оптовые туристские фирмы, розничные турагентства и туроператоры, всемирные, национальные и региональные туристские организации самых различных видов и форм.

              Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что туризм – временные выезды (путешествие) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания (Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ).  
           Это определение основывается на терминах Международной конференции туризма (МКТ) и Организации объединенных наций (ООН).  
          Термин МКТ: «турист – человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой деятельностью с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, отдыха, образования, религии, спорта, по семейным и деловым обстоятельствам».  
          ООН определила термин туризма как миграции, которые не связаны с переменой постоянного места жительства, т.е. туризм – это поездки, которые заканчиваются возвращением к месту начала путешествия.  
          К функциям туризма относятся:  
- оздоровительная;  
- познавательная;  
- просветительная;  
- коммуникабельная;  
- удовлетворение потребностей в смене впечатлений;  
- удовлетворение потребностей в смене места пребывания;  
- предоставление экономических благ и услуг в соответствии с требованиями туриста и др.  
          Функции туризма порождают некоторые его виды. К ним следует отнести:  
1. Рекреационный туризм, включающий: зрелищно-развлекательные программы, туристическо-оздоровительные программы, занятия по интересам.  
2. Спортивный туризм, включающий водный, лыжный, горный.  
3. Лечебно-оздоровительный туризм, к которому следует отнести не просто потребность в лечении, но и сочетание ее с некоторыми другими функциями туризма.  
4. Культурно-познавательный туризм, основанный на потребности в расширении знаний по различным направлениям.  
5. Ностальгический туризм, в основе которого лежит потребность в посещении мест, связанных с событиями индивидуальной биографии человека и его семьи.  
6. Приключенческий (экстремальный) туризм, предполагающий удовлетворение потребностей человека в испытании своих возможностей в различных острых ситуациях.  
7. Религиозный туризм (включающий паломничество), основанный на     религиозных потребностях людей самых различных конфессий.  
8. Миссионерский туризм, вызванный потребностью человека наиболее полно реализовать свое духовное назначение распространением тех или иных духовных ценностей. По нашему мнению, такая деятельность может быть названа туристической только в том случае, если она не связана с получением определенного вознаграждения.  
9. Событийный туризм предполагает удовлетворение потребности человека в посещении какого-либо конкретного мероприятия.  
10. Коммуникационный туризм, удовлетворяющий потребности человека в межличностных контактах (поиски спутника жизни, партнера по коллекционированию и т.д.).  
11. Экологический туризм – основан на посещении заповедных территорий, участии в природоохранной деятельности.  
            В перечне видов не назван деловой туризм (рекламный, образовательный). Поездки только с целью установления или поддержания деловых конкурентов обычно осуществляются как оплачиваемая деятельность, что противоречит Закону о туризме.  
          Можно выделить и такие виды туризма:  
-  активный и пассивный;  
-  внутренний, въездной, выездной;  
-  индивидуальный и групповой;  
-  деловой, детский, зрелый;  
-  кратковременный, постоянный, продолжительный, сезонный;  
-  культурный, международный, молодежный, познавательный, научный, рекреационный;  
-  неорганизованный, организованный, самодеятельный;  
-  передвижной и стационарный;  
-  по безвалютному и валютному обмену;  
-  с использованием личного или общественного транспорта;  
-  социальный

            Следует отметить, что туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет.

 

    1.  Сущность, содержание и виды предпринимательской деятельности в туризме

 

           Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.  В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг.  
          Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица.  
         Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.  
Классическое предпринимательство – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов при использовании традиционных приемов хозяйствования для повышения рентабельности деятельности организации и обновления номенклатуры услуг. Инновационное предпринимательство связано прежде всего с новаторством в предпринимательской деятельности. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики, но путем нового их сочетания. Такая новаторская деятельность, как правило, приносит более ощутимый результат, чем традиционное предпринимательство, но предъявляет особые требования к предпринимателю.  
             Для успешной организации доходного дела в современных условиях предприниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства продукции и услуг, а также уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала. Успех предпринимателя зависит от условий, в которых он функционирует. Вот некоторые из них.  
            Предпринимательская среда– это общественные условия (ситуация), в которых осуществляется предпринимательство и которые оказывают влияние на результаты предпринимательства. Различают следующие группы условий:  
           Экономические условия– это фактическое предложение туристских товаров (услуг) и платежеспособный спрос на них; доходы фактических и потенциальных покупателей товаров (услуг); наличие, величина и доступность заемных средств для предпринимателей; наличие альтернативных услуг и цен на них; развитость инфраструктуры туристского рынка; условия конкуренции.  
            Социальные условия– это представление общества о путях развития предпринимательства и отношение к нему (неприятие, терпимость, одобрение); отношение государства (аппарата управления) к предпринимательству; национальные традиции и обычаи; образовательный уровень специалистов, с которыми предприниматель вступает в деловые отношения.  
            Правовые условия– законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Важнейшими являются законы о правовых гарантиях предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

В общепринятой классификации  предпринимательской деятельности выделяют следующие виды предпринимательства:  
1) производительное (производственное) – непосредственное создание услуг и другой продукции;                                      
2) коммерческое – посредническая деятельность по продвижению созданной продукции от производителя к потребителю;  
3) финансовое – особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции;  
4) консультативное – деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и помощи по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга и др.  
          В связи с особенностями туруслуг предпринимательская деятельность туристских организаций может быть лишь условно отнесена к определенному виду.  
         Так, деятельность туроператоров в большинстве случаев создает организационную подготовку турпродукта и его частичное производство и продвижение к потребителю. Поэтому деятельность туроператоров можно условно отнести к производительному предпринимательству.  
        Турагенты выполняют функции посредников – продавцов туров. Кроме того, они выполняют отдельные виды услуг, например страхование, консульское обслуживание и др. Это смешанный вид деятельности.  
        Контрагенты – исполнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, перевозчики, экскурсионные бюро и др.), которые оказывают услуги потребителям турпродукта, т. е. активно участвуют в производстве услуг и на этом основании могут быть отнесены к производительным предпринимателям.  
       Туристские организации могут совмещать организационную подготовку, продажу (в том числе и розничную) и исполнение услуг. В этом случае фирма выполняет одновременно несколько видов предпринимательской деятельности.  
       Консультационная предпринимательская деятельность широко используется в сфере туризма. Чем сложнее состав и выше качество туристских услуг, тем большее число специалистов-консультантов вовлечено в процесс создания и реализации туристских услуг. Так, клубный отдых (таймшер) использует следующих участников: промоутеров (разработчиков проектов), специалистов по продажам, управляющих курортами, специалистов по обмену места клубного отдыха и т. д.  
          Предпринимательская идея – это выявленная предпринимателем новая форма экономической активности, в которой совмещаются потенциальные или реальные потребности рынка в определенных услугах (или товарах) с возможностями предпринимателя произвести эти услуги (товары) и получить дополнительный доход от нововведения (инновации).  
          Деятельность предпринимателя предполагает создание банка идей, которые могли бы составить основной или дополнительный профиль производства услуг или посредничества. Накопление идей может иметь как текущий, так и перспективный характер. По каждой идее предприниматель принимает решение – приступать или не приступать к ее практической реализации.  
          Процесс принятия решения каждым предпринимателем ведется по собственной индивидуальной технологии, обеспечивающей выбор одного варианта из имеющихся альтернатив, но общие этапы и последовательность их выполнения следующие:  
1) первая экспертная оценка идеи самим предпринимателем реальности практического воплощения;  
2) сбор информации о ситуации на рынке для оценки идеи с практических позиций;  
3) проведение предпринимательских расчетов с целью выявления: объектов спроса и предложения на туристском рынке на услуги (товар), предполагаемые к производству; возможной цены реализации аналогичных услуг; издержек производства; величины прибыли и эффективности производства услуг и др.;  
4) вторая экспертная оценка осуществляется привлеченными специалистами и имеет цель установить совместимость идеи с возможностями предпринимателя;  
5) принятие решения предпринимателем продолжить работу над идеей или же ее отбросить и перейти к осмыслению другой предпринимательской идеи.  
           Реализация принятой идеи также имеет несколько этапов:  
1) бизнес-планирование, сущность которого состоит в детальном изложении с точными расчетами реализации проекта. В бизнес-плане также указываются организационная форма предпринимательства и источники формирования денежных средств, необходимых для начального этапа реализации идеи;  
2) привлечение заемных денежных средств и партнеров (участников);  
3) государственная регистрация собственной фирмы (предприятия), если она создается впервые;  
4) организационно-техническая подготовка фирмы к производству товаров(услуг);  
5) управление функционирующей фирмой и партнерскими связями.  
            Реализация предпринимательской идеи считается успешной, если достигнут (или почти достигнут) результат, планируемый в начале реализации предпринимательской идеи. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается в первую очередь с идеей самоутверждения или со стремлением изменить ход событий. Коммерческий успех (дополнительный доход, прибыль) сопровождает предпринимательский успех, но в самой предпринимательской деятельности не выступает как самоцель. Это понятие успеха предпринимательства опирается на культуру предпринимательства как на систему совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях, что обеспечивает высокий престиж и способствует увеличению эффективности производства товаров (услуг) и доходов.  
              По мере стабилизации социально-экономической жизни общества интерес к культуре предпринимательства как к системе норм нравственного поведения деловых людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом будет возрастать.

Информация о работе Особенности предпринимательской деятельности туристических организаций