Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:13, реферат
Во все времена человечество привлекали широкие коммуникативные возможности выставок и ярмарок. В экспозициях и торговых рядах они обеспечивали непроизвольные контакты массам людей, помогали встретиться предпринимателям и производителям с торговыми представителями, сводили между собой деловых людей, художников, ученых и политиков; «наводили мосты» между организациями, регионами, правительствами, странами и континентами
— информационные возможности федеральных органов исполнительной власти (в частности, ресурсы уполномоченных Минэкономразвития России в субъектах Федерации, региональные представительства ряда других федеральных органов исполнительной власти).
Эта консолидированная информационная система позволит организовать информационное обеспечение российских товаропроизводителей — потенциальных участников выставочно-ярмарочных мероприятий — по широкому спектру представляющих практический интерес вопросов, в том числе с использованием международной сети Интернет и средств массовой информации.
25 мая 1995 г. в Минске правительствами 11 государств-участников СНГ подписано межправительственное соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств. Для реализации соглашения создан постоянно действующий консультативно-координирующий орган — Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ.
В декабре 1996 г. Совет утвердил разработку Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств. Ее цель — превратить выста-вочно-ярмарочное дело в фактор углубления интеграционных процессов в СНГ, содействовать установлению связей между товаропроизводителями и потребителями, расширению предпринимательства, формированию развитого рынка, совершенствовать взаимодействие выставочно-ярмароч-ных структур стран СНГ.
Мероприятия проводятся за счет средств их участников и других поступлений. Под патронажем Совета уже в 1996 г. прошли выставки и ярмарки в Москве, Алма-Ате, Кишиневе. Совместно с компанией "ITE" (Великобритания) и Российским союзом промышленников и предпринимателей Совет организовал выставку "ЕС-СНГ" в Париже.
В 1999 г. Концепция развития была обсуждена на заседании Межгосударственного совета Содружества Независимых Государств по выставочно-ярмарочной деятельности. До последнего времени такой согласованный комплекс взглядов, целей и действий стран отсутствовал, хотя необходимость формирования выставочного рынка СНГ, углубления интеграционных процессов, координации выставочных мероприятий и информационного обмена была очевидна.
Документ состоит из шести разделов: общие положения, роль и особенности выставок и ярмарок в СНГ, цели и принципы выставочно-ярмарочной работы в рамках СНГ, основные направления ее совершенствования, статус и форма выставок и ярмарок, вопросы финансирования.
Концепция определяет, что организация выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве базируется на следующих демократичных принципах:
— добровольность участия в мероприятиях;
— равноправие участников и взаимовыгодность их сотрудничества;
— соблюдение международных и национальных нормативно-правовых актов;
— свобода выбора организационной формы сотрудничества;
— концентрация усилий и средств по совместной организации выставок и ярмарок, которые могут стать событием выставочно-ярмарочной жизни всего Содружества;
— высокий профессионализм;
— увеличение числа участников за счет снижения затрат на проведение мероприятий;
— обеспечение высокого уровня технической оснащенности и сервисного обслуживания выставочно-ярмарочных мероприятий.
Концепция предусматривает комплекс организационных, научно-технических, производственно-
Совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности возможно на основе координации совместных действий, а впоследствии — на базе согласованной политики с учетом приведенных в соответствие законодательств государств СНГ.
Выставки и ярмарки, проводимые Советом, имеют межгосударственный статус и существуют в нескольких формах:
— ежегодные выставки-ярмарки "СНГ: Интеграция", поочередно проводимые в государствах Содружества непосредственно Межгосударственным советом по выставочно-ярмарочной деятельности СНГ и его Исполнительной дирекцией — "Экспофондом СНГ";
— выставки, ярмарки, проводимые в странах Содружества под патронажем Совета. Под свой патронаж по просьбе организаторов Совет принимает выставки и ярмарки, способствующие реализации целей, предусмотренных Соглашением о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ, имеющие современную техническую оснащенность, высокий уровень сервисного обслуживания;
— международные выставки, проводимые Советом по договоренности с партнерами в СНГ и дальнем зарубежье.
Исполнительным органом Межгосударственного совета, координирующего выставочно-ярмарочную деятельность в СНГ, является исполнительная дирекция — "ЭКСПОФОНД СНГ".
Роль торгово-промышленной палаты Российской Федерации в координации выставочной деятельности
Особая роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельности в стране и за рубежом принадлежит Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ). Эта сфера — одна из главных для созданного в 2002 г. Комитета по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров. Вопросы ВЯД в этом Комитете рассматриваются в свете задач, стоящих перед системой торгово-промышленных палат России, целью которых является содействие развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.
Комитет содействует развитию внешнеэкономических связей организаций и регионов Российской Федерации, повы- шению эффективности экспорта отечественной продукции, удовлетворению растущего спроса российских организаций на услуги выставочно-ярмарочной сферы, развитию внутреннего рынка Российской Федерации, наполнению его качественными конкурентоспособными товарами.
Комитет ведет работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей вопросы выставочно-ярмарочной деятельности и разработке дополнительных нормативных правовых актов, формирует скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, общую идеологию представляемых на них экспозиций — в первую очередь, национальных и региональных, совершенствует имеющиеся методики экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности, ведет обобщение статистики по выставочным организациям, анализирует текущее состояние этой сферы деятельности и составляет прогноз ее развития. Комитет предлагает меры по развитию материально-технической базы выставочных структур и соответствию ее международным требованиям.
Комитет оказывает практическую помощь ассоциациям, союзам, объединениям, отдельным предприятиям и организациям по вопросам осуществления выставочно-ярмарочной деятельности, организует взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности и государственными структурами, содействует развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
ТПП РФ координирует выставочную деятельность и через территориальные торгово-промышленные палаты, число которых в РФ в настоящее время достигло 155. В ряде регионов их администрацией палатам делегировано право на организацию выставочно-ярмарочных мероприятий. И как результат рост числа выставок и ярмарок в регионах составил в 1999 г. по сравнению с 1998 г. 14%, в 2000 г. по сравнению с 1999 г. — уже 18%.
Союз выставок и ярмарок (СВЯ) — добровольное объединение выставочников-профессионалов СНГ и стран Балтии — создан в 1992 г.*
С 1994 г. Союз выставок и ярмарок — ассоциированный член УФИ.
Сегодня в МСВЯ входит 60 действительных членов и 7 ассоциированных членов, 55 из которых являются организаторами выставок-ярмарок. Члены Союза представляют широкий спектр регионов России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Кыргызстана, стран Балтии. Можно сказать, что сегодня члены МСВЯ в значительной мере определяют выставочную политику этих стран.
Повышению качества выставочных услуг содействует и практика присвоения лучшим выставочным мероприятиям своеобразного "Знака качества" — Знака Международного союза выставок и ярмарок. Знаком Союза выставок и ярмарок удостоены 132 мероприятия.
Союз выставок и ярмарок содействует восстановлению и укреплению деловых связей между странами СНГ и Балтии, поддерживая постоянный контакт с коллегами из ВК "Минск-экспо" (Минск), МВЦ "Молдэкспо" (Кишинев), ТПП Латвии (Рига), АО "Эстонские ярмарки" (Таллинн).
Хорошую возможность для расширения контактов и общения с зарубежными коллегами представляет членство МСВЯ в УФИ и участие в его ежегодных конгрессах.
Структуры, координирующие выставочную деятельность на международном уровне
Union of International Fairs — Союз международных ярмарок (УФИ) — главная выставочная организация мира** Потребность в объединении крупных международных ярмарок в некую единую организацию возникла в самом начале XX в. и была вызвана стремительным ростом их числа. Провозглашению УФИ (так решено было назвать созданный союз) предшествовала работа пяти международных совещаний, проходивших с 1920 по 1924 г. в Брюсселе и Милане.
Союз международных ярмарок — создан в целях содействия развития товарообмена между государствами (организации и поддержания постоянного сотрудничества международных ярмарок, защиты их прав, расширения круга их деятельности). Члены Союза (а он является частным объединением) делятся на следующие:
• члены-учредители — ярмарки, по инициативе которых основан Союз;
• действительные члены — ярмарки, соответствующие ряду критериев, в том числе: юридически признанные в качестве международных правительствами своей страны, существующие минимум пять лет, имеющие собственное оборудование и др.;
• чрезвычайные члены — ярмарки, организованные в странах, в которых существуют одна или несколько международных ярмарок — членов Союза.
Днем рождения УФИ считается 15 апреля 1925 г.
Были сформулированы следующие цели и задачи деятельности УФИ:
— содействие международной торговле;
— унификация методов сбора статистических данных;
— координация проведения ярмарок членами УФИ для предотвращения совпадений.
Сегодня в Союз международных ярмарок входят 178 организаций и 29 ассоциированных членов из 67 стран. В 2001 г. они провели 557 выставочных мероприятий международного характера в 142 городах мира. УФИ является членом-корреспондентом ООН и ЮНИДО с правом совещательного голоса, сотрудничает с Европейским союзом, Международной торговой палатой, с ГАТТ и с ассоциациями национальных и международных выставок и ярмарок различных государств.
Высший орган Союза — конгресс (в свою очередь страны, выставочные организации которых являются членами УФИ, ежегодно проводят свои конгрессы). Конгресс решает принципиальные вопросы деятельности УФИ: вносит изменения в его устав, утверждает финансовую отчетность, рассматривает заявления о приеме в члены Союза и т. п.
Постоянно действующий исполнительный орган УФИ — генеральный секретариат, которым руководит генеральный секретарь. Штаб-квартира секретариата находится в Париже.
Выставочному центру, пожелавшему стать членом УФИ, необходимо, чтобы, во-первых, как минимум одно из его мероприятий соответствовало принятому определению ярмарки. Во-вторых, обязательно соблюдать следующие условия:
— мероприятие должно носить международный характер и квалифицироваться как международное властями страны его проведения;
— 20% от общего числа участников должны составлять иностранные экспоненты;
— выставочная площадь, предоставленная иностранным участникам, должна составлять по меньшей мере 20% от общей выставочной площади данного мероприятия;
— 4% от общего числа посетителей должны быть иностранными представителями;
— рекламные материалы и каталог должны публиковаться, кроме языка страны проведения на одном из трех европейских языков: английском, французском или немецком;
— во время проведения мероприятия не должно быть какой-либо деятельности некоммерческого характера (кроме конгрессов, научных, технических, познавательных конференций);
— не должны продаваться образцы со стендов;
— ярмарка должна носить периодический характер и иметь продолжительность, не превышающую двух недель;
— ярмарка должна быть проведена не менее трех раз подряд и отвечать требованиям, предъявляемым к международным мероприятиям.
Российский стаж участия в УФИ мог бы исчисляться с 1925 г. Нижегородская ярмарка, одна из крупнейших в мире, была одним из учредителей этого Союза. В советское время она проводилась несколько раз с 1922 по 1929 г. Однако Нижегородская ярмарка состояла членом УФИ недолго. 6 февраля 1930 г. в СССР было принято правительственное постановление о ликвидации Нижегородской ярмарки.
Только через 45 лет Россия вернулась в члены Союза. В ноябре 1975 г., на 42-м конгрессе (отмечался полувековой юбилей УФИ) Экспоцентр (в то время Управление международных и иностранных выставок ТПП СССР) был принят в Союз, а специализированная выставка "Химия-75" вошла в число мероприятий, одобренных УФИ.
В настоящее время свыше 20 выставочных мероприятий, проводимых в России российскими организациями, одобрены УФИ. Эти смотры отвечают всем требованиям, предъявляемым к международным выставочным мероприятиям высшей категории, и могут для своей рекламы использовать эмблему УФИ.
Информация о работе Организация и структура современной выставочной деятельности