Организация и структура современной выставочной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:13, реферат

Краткое описание

Во все времена человечество привлекали широкие коммуникативные возможности выставок и ярмарок. В экспозициях и торговых рядах они обеспечивали непроизвольные контакты мас­сам людей, помогали встретиться предпринимателям и произво­дителям с торговыми представителями, сводили между собой де­ловых людей, художников, ученых и политиков; «наводили мос­ты» между организациями, регионами, правительствами, страна­ми и континентами

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

— информационные возможности федеральных органов исполнительной власти (в частности, ресурсы уполномочен­ных Минэкономразвития России в субъектах Федерации, региональные представительства ряда других федеральных органов исполнительной власти).

Эта консолидированная информационная система позво­лит организовать информационное обеспечение российских товаропроизводителей — потенциальных участников выставочно-ярмарочных мероприятий — по широкому спектру представляющих практический интерес вопросов, в том чис­ле с использованием международной сети Интернет и средств массовой информации.

Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности

25 мая 1995 г. в Минске правительствами 11 государств-участников СНГ подписано межправительственное соглаше­ние о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Со­дружестве Независимых Государств. Для реализации со­глашения создан постоянно действующий консультативно-координирующий орган — Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ.

В декабре 1996 г. Совет утвердил разработку Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств. Ее цель — превратить выста-вочно-ярмарочное дело в фактор углубления интеграцион­ных процессов в СНГ, содействовать установлению связей между товаропроизводителями и потребителями, расшире­нию предпринимательства, формированию развитого рын­ка, совершенствовать взаимодействие выставочно-ярмароч-ных структур стран СНГ.

Мероприятия проводятся за счет средств их участников и других поступлений. Под патронажем Совета уже в 1996 г. прошли выставки и ярмарки в Москве, Алма-Ате, Кишине­ве. Совместно с компанией "ITE" (Великобритания) и Россий­ским союзом промышленников и предпринимателей Совет организовал выставку "ЕС-СНГ" в Париже.

В 1999 г. Концепция развития была обсуждена на заседа­нии Межгосударственного совета Содружества Независимых Государств по выставочно-ярмарочной деятельности. До пос­леднего времени такой согласованный комплекс взглядов, целей и действий стран отсутствовал, хотя необходимость формирования выставочного рынка СНГ, углубления интег­рационных процессов, координации выставочных мероприя­тий и информационного обмена была очевидна.

Документ состоит из шести разделов: общие положения, роль и особенности выставок и ярмарок в СНГ, цели и прин­ципы выставочно-ярмарочной работы в рамках СНГ, основные направления ее совершенствования, статус и форма выставок и ярмарок, вопросы финансирования.

Концепция определяет, что организация выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве базируется на следу­ющих демократичных принципах:

— добровольность участия в мероприятиях;

— равноправие участников и взаимовыгодность их сотруд­ничества;

— соблюдение международных и национальных норма­тивно-правовых актов;

— свобода выбора организационной формы сотрудниче­ства;

— концентрация усилий и средств по совместной органи­зации выставок и ярмарок, которые могут стать событием выставочно-ярмарочной жизни всего Содружества;

— высокий профессионализм;

— увеличение числа участников за счет снижения затрат на проведение мероприятий;

— обеспечение высокого уровня технической оснащенно­сти и сервисного обслуживания выставочно-ярмарочных ме­роприятий.

Концепция предусматривает комплекс организационных, научно-технических, производственно-технологических, проек­тных и финансовых мероприятий, содействующих тому, чтобы выставочно-ярмарочная деятельность постепенно превращалась в фактор углубления интеграционных процессов в СНГ.

Совершенствование выставочно-ярмарочной деятельнос­ти возможно на основе координации совместных действий, а впоследствии — на базе согласованной политики с учетом приведенных в соответствие законодательств государств СНГ.

Выставки и ярмарки, проводимые Советом, имеют меж­государственный статус и существуют в нескольких формах:

— ежегодные выставки-ярмарки "СНГ: Интеграция", поочередно проводимые в государствах Содружества непосред­ственно Межгосударственным советом по выставочно-ярмароч­ной деятельности СНГ и его Исполнительной дирекцией — "Экспофондом СНГ";

— выставки, ярмарки, проводимые в странах Содруже­ства под патронажем Совета. Под свой патронаж по просьбе организаторов Совет принимает выставки и ярмарки, спо­собствующие реализации целей, предусмотренных Соглаше­нием о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ, имеющие современную техническую оснащенность, высокий уровень сервисного обслуживания;

— международные выставки, проводимые Советом по договоренности с партнерами в СНГ и дальнем зарубежье.

Исполнительным органом Межгосударственного совета, ко­ординирующего выставочно-ярмарочную деятельность в СНГ, является исполнительная дирекция — "ЭКСПОФОНД СНГ".

Роль торгово-промышленной палаты Российской Федерации в координации выставочной деятельности

Особая роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельно­сти в стране и за рубежом принадлежит Торгово-промышлен­ной палате Российской Федерации (ТПП РФ). Эта сфера — одна из главных для созданного в 2002 г. Комитета по выста­вочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроиз­водителей и экспортеров. Вопросы ВЯД в этом Комитете рассматриваются в свете задач, стоящих перед системой торгово-промышленных палат России, целью которых яв­ляется содействие развитию экономики Российской Феде­рации, ее интегрированию в мировую хозяйственную сис­тему, формированию современной промышленной, финан­совой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, всемер­ному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринима­телей Российской Федерации с предпринимателями зару­бежных стран.

Комитет содействует развитию внешнеэкономических свя­зей организаций и регионов Российской Федерации, повы- шению эффективности экспорта отечественной продукции, удовлетворению растущего спроса российских организаций на услуги выставочно-ярмарочной сферы, развитию внутрен­него рынка Российской Федерации, наполнению его каче­ственными конкурентоспособными товарами.

Комитет ведет работу по совершенствованию норматив­ной правовой базы, регулирующей вопросы выставочно-яр­марочной деятельности и разработке дополнительных нор­мативных правовых актов, формирует скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубе­жом, общую идеологию представляемых на них экспозиций — в первую очередь, национальных и региональных, совершен­ствует имеющиеся методики экономического анализа выста­вочно-ярмарочной деятельности, ведет обобщение статисти­ки по выставочным организациям, анализирует текущее со­стояние этой сферы деятельности и составляет прогноз ее развития. Комитет предлагает меры по развитию материаль­но-технической базы выставочных структур и соответствию ее международным требованиям.

Комитет оказывает практическую помощь ассоциациям, союзам, объединениям, отдельным предприятиям и органи­зациям по вопросам осуществления выставочно-ярмарочной деятельности, организует взаимодействие между субъекта­ми предпринимательской деятельности и государственными структурами, содействует развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

ТПП РФ координирует выставочную деятельность и че­рез территориальные торгово-промышленные палаты, чис­ло которых в РФ в настоящее время достигло 155. В ряде регионов их администрацией палатам делегировано право на организацию выставочно-ярмарочных мероприятий. И как результат рост числа выставок и ярмарок в регионах соста­вил в 1999 г. по сравнению с 1998 г. 14%, в 2000 г. по сравне­нию с 1999 г. — уже 18%.

Международный союз выставок и ярмарок

Союз выставок и ярмарок (СВЯ) — добровольное объеди­нение выставочников-профессионалов СНГ и стран Балтии — создан в 1992 г.*

С 1994 г. Союз выставок и ярмарок — ассоциированный член УФИ.

Сегодня в МСВЯ входит 60 действительных членов и 7 ассоциированных членов, 55 из которых являются организа­торами выставок-ярмарок. Члены Союза представляют ши­рокий спектр регионов России, Белоруссии, Украины, Мол­давии, Кыргызстана, стран Балтии. Можно сказать, что се­годня члены МСВЯ в значительной мере определяют выставочную политику этих стран.

Повышению качества выставочных услуг содействует и практика присвоения лучшим выставочным мероприятиям своеобразного "Знака качества" — Знака Международного союза выставок и ярмарок. Знаком Союза выставок и ярма­рок удостоены 132 мероприятия.

Союз выставок и ярмарок содействует восстановлению и укреплению деловых связей между странами СНГ и Балтии, поддерживая постоянный контакт с коллегами из ВК "Минск-экспо" (Минск), МВЦ "Молдэкспо" (Кишинев), ТПП Латвии (Рига), АО "Эстонские ярмарки" (Таллинн).

Хорошую возможность для расширения контактов и об­щения с зарубежными коллегами представляет членство МСВЯ в УФИ и участие в его ежегодных конгрессах.

Структуры, координирующие выставочную деятельность на международном уровне

Union of International Fairs — Союз международных ярмарок (УФИ) — главная выставочная организация мира** Потребность в объединении крупных международных яр­марок в некую единую организацию возникла в самом начале XX в. и была вызвана стремительным ростом их числа. Про­возглашению УФИ (так решено было назвать созданный союз) предшествовала работа пяти международных совещаний, проходивших с 1920 по 1924 г. в Брюсселе и Милане.

Союз международных ярмарок — создан в целях со­действия развития товарообмена между государствами (организации и поддержания постоянного сотрудничества международных ярмарок, защиты их прав, расширения круга их деятельности). Члены Союза (а он является частным объединением) делятся на следующие:

• члены-учредители — ярмарки, по инициативе которых осно­ван Союз;

• действительные члены — ярмарки, соответствующие ряду кри­териев, в том числе: юридически признанные в качестве меж­дународных правительствами своей страны, существующие ми­нимум пять лет, имеющие собственное оборудование и др.;

• чрезвычайные члены — ярмарки, организованные в странах, в которых существуют одна или несколько международных ярмарок — членов Союза.

Днем рождения УФИ считается 15 апреля 1925 г.

Были сформулированы следующие цели и задачи деятель­ности УФИ:

— содействие международной торговле;

— унификация методов сбора статистических данных;

— координация проведения ярмарок членами УФИ для предотвращения совпадений.

Сегодня в Союз международных ярмарок входят 178 орга­низаций и 29 ассоциированных членов из 67 стран. В 2001 г. они провели 557 выставочных мероприятий международного характера в 142 городах мира. УФИ является членом-коррес­пондентом ООН и ЮНИДО с правом совещательного голоса, сотрудничает с Европейским союзом, Международной торго­вой палатой, с ГАТТ и с ассоциациями национальных и меж­дународных выставок и ярмарок различных государств.

Высший орган Союза — конгресс (в свою очередь страны, выставочные организации которых являются членами УФИ, ежегодно проводят свои конгрессы). Конгресс решает прин­ципиальные вопросы деятельности УФИ: вносит изменения в его устав, утверждает финансовую отчетность, рассмат­ривает заявления о приеме в члены Союза и т. п.

Постоянно действующий исполнительный орган УФИ — генеральный секретариат, которым руководит генеральный секретарь. Штаб-квартира секретариата находится в Париже.

Выставочному центру, пожелавшему стать членом УФИ, необходимо, чтобы, во-первых, как минимум одно из его ме­роприятий соответствовало принятому определению ярмарки. Во-вторых, обязательно соблюдать следующие условия:

— мероприятие должно носить международный харак­тер и квалифицироваться как международное властями стра­ны его проведения;

— 20% от общего числа участников должны составлять иностранные экспоненты;

— выставочная площадь, предоставленная иностранным участникам, должна составлять по меньшей мере 20% от общей выставочной площади данного мероприятия;

— 4% от общего числа посетителей должны быть иност­ранными представителями;

— рекламные материалы и каталог должны публиковать­ся, кроме языка страны проведения на одном из трех евро­пейских языков: английском, французском или немецком;

— во время проведения мероприятия не должно быть какой-либо деятельности некоммерческого характера (кро­ме конгрессов, научных, технических, познавательных кон­ференций);

— не должны продаваться образцы со стендов;

— ярмарка должна носить периодический характер и иметь продолжительность, не превышающую двух недель;

— ярмарка должна быть проведена не менее трех раз подряд и отвечать требованиям, предъявляемым к междуна­родным мероприятиям.

Российский стаж участия в УФИ мог бы исчисляться с 1925 г. Нижегородская ярмарка, одна из крупнейших в мире, была одним из учредителей этого Союза. В советское время она проводилась несколько раз с 1922 по 1929 г. Однако Ни­жегородская ярмарка состояла членом УФИ недолго. 6 февраля 1930 г. в СССР было принято правительственное постановление о ликвидации Нижегородской ярмарки.

Только через 45 лет Россия вернулась в члены Союза. В ноябре 1975 г., на 42-м конгрессе (отмечался полувековой юбилей УФИ) Экспоцентр (в то время Управление между­народных и иностранных выставок ТПП СССР) был принят в Союз, а специализированная выставка "Химия-75" вошла в число мероприятий, одобренных УФИ.

В настоящее время свыше 20 выставочных мероприятий, проводимых в России российскими организациями, одобрены УФИ. Эти смотры отвечают всем требованиям, предъявляемым к международным выставочным мероприятиям высшей катего­рии, и могут для своей рекламы использовать эмблему УФИ.

Информация о работе Организация и структура современной выставочной деятельности