Организация и структура современной выставочной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:13, реферат

Краткое описание

Во все времена человечество привлекали широкие коммуникативные возможности выставок и ярмарок. В экспозициях и торговых рядах они обеспечивали непроизвольные контакты мас­сам людей, помогали встретиться предпринимателям и произво­дителям с торговыми представителями, сводили между собой де­ловых людей, художников, ученых и политиков; «наводили мос­ты» между организациями, регионами, правительствами, страна­ми и континентами

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности составляет примерно 200—300 млн долл. в год. Экономическая эффективность от деятельности 58 выставочных организаций, являющихся членами Союза выставок и ярмарок, может составить в 2004 г. 50—60 млн долл. США, в 2010 г. — 100—110 млн долл. США.

В настоящее время выставочно-ярмарочная деятельность, благодаря наличию собственной материально-технической базы, инфраструктуры и квалифицированных кадров, спо­собна формировать значительные финансовые потоки и обес­печивать поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней. Важным аспектом этой деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.

Количество занятых непосредственно в выставочных орга­низациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек.

Выставочный рынок подвержен влиянию многих факторов. На рациональном уровне такой фактор, как деятельность государства, может сыграть очень важную роль. Государство в рамках своей поли­тики может способствовать развитию рынка различными способами. Государственная поддержка обеспечивает общественно-политическую значимость отрасли, а на уровне отдельного мероприятия характе­ризует масштаб выставки и ее важность.

Во всем мире система государственной поддержки выставочной деятельности является одним из приоритетов государственной по­литики, реализуясь в нескольких направлениях:

• поддержка выставочного бизнеса как отрасли экономики;

• поддержка национальных производителей;

• поддержка отдельных выставок в стране и за ее пределами.

Поддержка выставочного бизнеса как отрасли экономики может осуществляться путем принятия программ и концепций развития, создания структур, контролирующих и координирующих выставоч­ную деятельность в стране, создания льготных или благоприятных условий работы предприятий выставочной отрасли, создания соот­ветствующей нормативной базы, подготовки квалифицированных кадров и пр.

Поддержка национальных производителей может выражаться в форме спонсирования участия отдельных предприятий или групп предприятий в конкретных выставках, как в своей стране, так и за рубежом (немецкая схема).

Государство также может осуществлять финансирование поли­тических, научных, инновационных и других мероприятий. Сотрудни­чество выставки и государства может осуществляться в различных формах.

• Подписание письма о поддержке выставки, завизированного первыми лицами правительства, министерств, ведомств.

• Выход распорядительных документов государственных зако­нодательных и исполнительных структур.

• Подписание официального приветствия участниками выставки. Высокий статус выставки дает основание обратиться к руко- водителям законодательной и исполнительной власти страны, субъектов федерации, видным общественным и политическим деятелям с просьбой направить официальное приветствие в адрес участников и гостей выставки, которое будет опублико­вано в официальном каталоге выставки, других рекламных ма­териалах выставки.

• Создание организационного комитета выставки. Руководите­ли участвующих в организации выставки государственных структур, профессиональных и общественных объединений и ассоциаций, крупных предприятий отрасли, СМИ могут вой­ти в состав Организационного комитета по подготовке и про­ведению выставки. Оргкомитет совместно с заинтересован­ными федеральными органами исполнительной власти, орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, общественными и другими заинтересованными органи­зациями утверждает программу проведения выставки и коор­динирует работу по ее подготовке.

• Проведение совместных деловых мероприятий: выездных сове­щаний, коллегий, заседаний государственных структур; конфе­ренций, семинаров, круглых столов; профессиональных конкур­сов; PR-акций по смежной с тематикой выставки теме; участие руководителей государства, министерств и ведомств, субъек­тов РФ в официальной церемонии открытия выставки.

 

Для координации ВЯД со стороны государства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федера­ции от 12 апреля 2000 г. № 328 создана Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности.

Комиссия осуществляет координацию выставочно-ярмароч­ной деятельности на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, Международного союза выставок и яр­марок, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций.

Комиссия обеспечивает равные условия конкуренции на рынке выставочных услуг. Выбор выставочных организаций на право подготовки и проведения российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмароч-ных мероприятиях за рубежом с частичным финансировани­ем за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе конкурса в порядке, установленном законодатель­ством Российской Федерации.

Определение мероприятий федерального значения из все­го многообразия выставок и ярмарок, проводимых в Россий­ской Федерации и за рубежом, осуществляется с целью их координации, планирования по срокам и тематике, а также поддержки, включая организационную, финансовую и инфор­мационную. Мероприятия отбираются на основе системы при­оритетов и критериев, разработанных и утвержденных Комиссией Правительства Российской Федерации по выставоч­но-ярмарочной деятельности.

При этом следует учитывать, что наряду с коммерчески­ми выставками, при проведении которых организаторы оку­пают вложенные финансовые средства и получают прибыль, проводятся мероприятия федерального и межрегионального значения, цель которых — привлечь и представить как мож­но больше производителей из различных регионов России. Многим из них для участия в выставках необходима государ­ственная поддержка. В частности, она требуется участникам выставочных мероприятий, связанным с научными разработ­ками, инновациями и изобретениями, а также товаропроиз­водителям, находящимся в тяжелом финансовом положении и остро нуждающимся в новых рынках сбыта.

Координация осуществляется также на уровне ряда фе­деральных органов исполнительной власти. В частности, со­здана Комиссия по выставочной деятельности при Министер­стве здравоохранения Российской Федерации, которая ко­ординирует выставочно-ярмарочную деятельность в отрасли, определяет тематику и планирует выставочные мероприя­тия с учетом специфики конкретного региона. Подобные структуры имеются при Минпромнауки России, Минатоме России, Минсельхозе России.

Координация выставочно-ярмарочной деятельности осу­ществляется также и на уровне субъектов Федерации через создание выставочных комитетов или комиссий при админи­страциях или правительствах субъектов Федерации. В част­ности, созданы Выставочный комитет при правительстве Санкт-Петербурга, Выставочный комитет при Межрегиональ­ной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Северо-Запад».

Кроме того, сформирован ряд общественных организаций, призванных способствовать становлению цивилизованного рынка выставочных услуг, в их числе различные региональ­ные координационные советы, гильдии, ассоциации.

Немаловажным фактором, влияющим на работу рын­ка ВЯУ, является деятельность ассоциаций. Практически все пред­приятия, задействованные на рынке выставочно-ярмарочных услуг, являются членами различных региональных и международных ассо­циаций, союзов, объединений. Такая общественная активность ор­ганизаций преследует ряд целей:

      консолидация усилий, направленных на укрепление значимости вы­ставочной деятельности в экономике страны;

      создание правовых, экономических и организационных условий, оптимальных для деятельности в экономике страны; лоббирование интересов компании в государственных, профессио­нальных, общественных структурах;

      оказание влияния на лиц, принимающих решения в области выста­вочного бизнеса;

      укрепление имиджа компании, большая узнаваемость и престиж компании в деловом мире;

      получение доступа к различным информационным ресурсам, таким как исследования, статистические данные по отрасли, образователь­ные программы и пр.

Соответственно целям общественной деятельности предприятий Выставочной отрасли можно выделить ряд направлений их работы в рамках различных профессиональных объединений:

      участие в законотворческой и нормотворческой деятельности; участие в работе ведомственных комиссий и советов по выставочно-ярмарочной деятельности;

      участие в разработке программ и концепций развития, обычаев дело­вого оборота и другого инструментария профессионального выставоч­ного сообщества;

      организация/участие в мероприятиях, значимых для представителей выставочного бизнеса в имиджевом плане (например, конкурсы вы­ставочных каталогов, различные рейтинги и т.д.).

 

В марте 2001 г. Комиссией Правительства по выставочно-ярмарочной деятельности была одобрена Концепция разви­тия выставочно-ярмарочной деятельности в России, которую следует рассматривать в качестве основополагающего доку­мента для выработки государственной стратегии и формиро­вания среднесрочной политики в сфере ВЯД.

В Концепции ВЯД подчеркнуто, что государственная под­держка выставочной деятельности может быть оказана в сле­дующих формах:

1) организационной;

2) финансовой:

— как финансовая поддержка участия российских орга­низаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

— как финансовое содействие модернизации и реконст­рукции материально-технической базы выставочной деятель­ности;

3) информационной.

Организационная поддержка. Решение об оказании орга­низационной поддержки выставочно-ярмарочным мероприя­тиям федерального значения, проводимым на территории Российской Федерации, принимается Комиссий Правитель­ства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной дея­тельности. Выбираются мероприятия, имеющие приоритет­ное значение для развития отрасли, региона или Российской Федерации в целом. При подготовке регионального меропри­ятия целесообразность его проведения согласуется с органа­ми исполнительной власти соответствующего субъекта Рос­сийской Федерации.

В свою очередь, принятие решения об оказании органи­зационной поддержки российским участникам выставочно-ярмарочного мероприятия, проводимого за рубежом, долж­но основываться на предложениях федеральных органов ис­полнительной власти и ведомств, принимающих участие в организации российских экспозиций на выставочно-ярмароч­ных мероприятиях за рубежом (Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромнауки России, МИДа России и других); органов исполнительной власти субъектов Федера­ции; представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам и посольств Российской Федерации в соответствующих государствах. При этом принимаются во внимание предложения Международного союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых и меж­региональных ассоциаций, союзов экспортеров, выставочных центров и организаций.

Отбираются, как правило, крупнейшие международные выставки и ярмарки, носящие многопрофильный характер и демонстрирующие новейшие достижения промышленно­сти и науки, а также имеющие приоритетное значение для России с точки зрения продвижения отечественной эк­спортной продукции на рынки стран того или иного регио­на мира.

Финансовая поддержка выставочных мероприятий. Фе­деральный орган исполнительной власти, на который Прави­тельством Российской Федерации возложена координация работы в области выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации и за рубежом, ежегодно готовит пред­ложения с целью предусмотреть в проекте федерального бюджета Российской Федерации на очередной год соответ­ствующие финансовые средства.

Комиссия Правительства Российской Федерации по выс­тавочно-ярмарочной деятельности рассматривает и утверж­дает подготовленный федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными ведомствами пере­чень мероприятий на очередной год, на которых планируют­ся российские экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета.

Финансовая поддержка участия осуществляется в преде­лах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Федерации, а также за счет средств участников и спонсоров.

Что же касается финансовой поддержки развития мате­риально-технической базы выставочной деятельности, то, как подчеркнуто в Концепции, она будет осуществляться на основе специальной программы. При формировании этой Программы следует учитывать тот факт, что подавляющее большинство выставочных комплексов не отвечает миро­вым стандартам. Значительный физический и моральный износ оборудования, отсутствие выставочных площадей со­ответствующего качества являются препятствием для орга­низации полномасштабных выставок на уровне современ­ных требований. Необходима программа реконструкции и мо­дернизации инфраструктуры выставочной отрасли. По мнению большинства выставочников-профессионалов, такой программной должна быть федеральная целевая программа развития ВЯД.

Информационная поддержка. Основной задачей информа­ционной поддержки является создание интегрированной ин­формационной системы обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, опирающейся на:

— информационные ресурсы Торгово-промышленной па­латы Российской Федерации и ее зарубежных представи­тельств;

— единые телекоммуникационные комплексы представи­тельств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах;

— информационные возможности межрегиональных ас­социаций экономического взаимодействия субъектов Феде­рации, отраслевых ассоциаций и союзов экспортеров;

Информация о работе Организация и структура современной выставочной деятельности