Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:13, реферат
Во все времена человечество привлекали широкие коммуникативные возможности выставок и ярмарок. В экспозициях и торговых рядах они обеспечивали непроизвольные контакты массам людей, помогали встретиться предпринимателям и производителям с торговыми представителями, сводили между собой деловых людей, художников, ученых и политиков; «наводили мосты» между организациями, регионами, правительствами, странами и континентами
По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности составляет примерно 200—300 млн долл. в год. Экономическая эффективность от деятельности 58 выставочных организаций, являющихся членами Союза выставок и ярмарок, может составить в 2004 г. 50—60 млн долл. США, в 2010 г. — 100—110 млн долл. США.
В настоящее время выставочно-ярмарочная деятельность, благодаря наличию собственной материально-технической базы, инфраструктуры и квалифицированных кадров, способна формировать значительные финансовые потоки и обеспечивать поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней. Важным аспектом этой деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.
Количество занятых непосредственно в выставочных организациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек.
Выставочный рынок подвержен влиянию многих факторов. На рациональном уровне такой фактор, как деятельность государства, может сыграть очень важную роль. Государство в рамках своей политики может способствовать развитию рынка различными способами. Государственная поддержка обеспечивает общественно-политическую значимость отрасли, а на уровне отдельного мероприятия характеризует масштаб выставки и ее важность.
Во всем мире система государственной поддержки выставочной деятельности является одним из приоритетов государственной политики, реализуясь в нескольких направлениях:
• поддержка выставочного бизнеса как отрасли экономики;
• поддержка национальных производителей;
• поддержка отдельных выставок в стране и за ее пределами.
Поддержка выставочного бизнеса как отрасли экономики может осуществляться путем принятия программ и концепций развития, создания структур, контролирующих и координирующих выставочную деятельность в стране, создания льготных или благоприятных условий работы предприятий выставочной отрасли, создания соответствующей нормативной базы, подготовки квалифицированных кадров и пр.
Поддержка национальных производителей может выражаться в форме спонсирования участия отдельных предприятий или групп предприятий в конкретных выставках, как в своей стране, так и за рубежом (немецкая схема).
Государство также может осуществлять финансирование политических, научных, инновационных и других мероприятий. Сотрудничество выставки и государства может осуществляться в различных формах.
• Подписание письма о поддержке выставки, завизированного первыми лицами правительства, министерств, ведомств.
• Выход распорядительных документов государственных законодательных и исполнительных структур.
• Подписание официального приветствия участниками выставки. Высокий статус выставки дает основание обратиться к руко- водителям законодательной и исполнительной власти страны, субъектов федерации, видным общественным и политическим деятелям с просьбой направить официальное приветствие в адрес участников и гостей выставки, которое будет опубликовано в официальном каталоге выставки, других рекламных материалах выставки.
• Создание организационного комитета выставки. Руководители участвующих в организации выставки государственных структур, профессиональных и общественных объединений и ассоциаций, крупных предприятий отрасли, СМИ могут войти в состав Организационного комитета по подготовке и проведению выставки. Оргкомитет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными и другими заинтересованными организациями утверждает программу проведения выставки и координирует работу по ее подготовке.
• Проведение совместных деловых мероприятий: выездных совещаний, коллегий, заседаний государственных структур; конференций, семинаров, круглых столов; профессиональных конкурсов; PR-акций по смежной с тематикой выставки теме; участие руководителей государства, министерств и ведомств, субъектов РФ в официальной церемонии открытия выставки.
Для координации ВЯД со стороны государства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2000 г. № 328 создана Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности.
Комиссия осуществляет координацию выставочно-ярмарочной деятельности на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, Международного союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций.
Комиссия обеспечивает равные условия конкуренции на рынке выставочных услуг. Выбор выставочных организаций на право подготовки и проведения российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмароч-ных мероприятиях за рубежом с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Определение мероприятий федерального значения из всего многообразия выставок и ярмарок, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется с целью их координации, планирования по срокам и тематике, а также поддержки, включая организационную, финансовую и информационную. Мероприятия отбираются на основе системы приоритетов и критериев, разработанных и утвержденных Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности.
При этом следует учитывать, что наряду с коммерческими выставками, при проведении которых организаторы окупают вложенные финансовые средства и получают прибыль, проводятся мероприятия федерального и межрегионального значения, цель которых — привлечь и представить как можно больше производителей из различных регионов России. Многим из них для участия в выставках необходима государственная поддержка. В частности, она требуется участникам выставочных мероприятий, связанным с научными разработками, инновациями и изобретениями, а также товаропроизводителям, находящимся в тяжелом финансовом положении и остро нуждающимся в новых рынках сбыта.
Координация осуществляется также на уровне ряда федеральных органов исполнительной власти. В частности, создана Комиссия по выставочной деятельности при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, которая координирует выставочно-ярмарочную деятельность в отрасли, определяет тематику и планирует выставочные мероприятия с учетом специфики конкретного региона. Подобные структуры имеются при Минпромнауки России, Минатоме России, Минсельхозе России.
Координация выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется также и на уровне субъектов Федерации через создание выставочных комитетов или комиссий при администрациях или правительствах субъектов Федерации. В частности, созданы Выставочный комитет при правительстве Санкт-Петербурга, Выставочный комитет при Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Северо-Запад».
Кроме того, сформирован ряд общественных организаций, призванных способствовать становлению цивилизованного рынка выставочных услуг, в их числе различные региональные координационные советы, гильдии, ассоциации.
Немаловажным фактором, влияющим на работу рынка ВЯУ, является деятельность ассоциаций. Практически все предприятия, задействованные на рынке выставочно-ярмарочных услуг, являются членами различных региональных и международных ассоциаций, союзов, объединений. Такая общественная активность организаций преследует ряд целей:
консолидация усилий, направленных на укрепление значимости выставочной деятельности в экономике страны;
создание правовых, экономических и организационных условий, оптимальных для деятельности в экономике страны; лоббирование интересов компании в государственных, профессиональных, общественных структурах;
оказание влияния на лиц, принимающих решения в области выставочного бизнеса;
укрепление имиджа компании, большая узнаваемость и престиж компании в деловом мире;
получение доступа к различным информационным ресурсам, таким как исследования, статистические данные по отрасли, образовательные программы и пр.
Соответственно целям общественной деятельности предприятий Выставочной отрасли можно выделить ряд направлений их работы в рамках различных профессиональных объединений:
участие в законотворческой и нормотворческой деятельности; участие в работе ведомственных комиссий и советов по выставочно-ярмарочной деятельности;
участие в разработке программ и концепций развития, обычаев делового оборота и другого инструментария профессионального выставочного сообщества;
организация/участие в мероприятиях, значимых для представителей выставочного бизнеса в имиджевом плане (например, конкурсы выставочных каталогов, различные рейтинги и т.д.).
В марте 2001 г. Комиссией Правительства по выставочно-ярмарочной деятельности была одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в России, которую следует рассматривать в качестве основополагающего документа для выработки государственной стратегии и формирования среднесрочной политики в сфере ВЯД.
В Концепции ВЯД подчеркнуто, что государственная поддержка выставочной деятельности может быть оказана в следующих формах:
1) организационной;
2) финансовой:
— как финансовая поддержка участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
— как финансовое содействие модернизации и реконструкции материально-технической базы выставочной деятельности;
3) информационной.
Организационная поддержка. Решение об оказании организационной поддержки выставочно-ярмарочным мероприятиям федерального значения, проводимым на территории Российской Федерации, принимается Комиссий Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности. Выбираются мероприятия, имеющие приоритетное значение для развития отрасли, региона или Российской Федерации в целом. При подготовке регионального мероприятия целесообразность его проведения согласуется с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, принятие решения об оказании организационной поддержки российским участникам выставочно-ярмарочного мероприятия, проводимого за рубежом, должно основываться на предложениях федеральных органов исполнительной власти и ведомств, принимающих участие в организации российских экспозиций на выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромнауки России, МИДа России и других); органов исполнительной власти субъектов Федерации; представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам и посольств Российской Федерации в соответствующих государствах. При этом принимаются во внимание предложения Международного союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых и межрегиональных ассоциаций, союзов экспортеров, выставочных центров и организаций.
Отбираются, как правило, крупнейшие международные выставки и ярмарки, носящие многопрофильный характер и демонстрирующие новейшие достижения промышленности и науки, а также имеющие приоритетное значение для России с точки зрения продвижения отечественной экспортной продукции на рынки стран того или иного региона мира.
Финансовая поддержка выставочных мероприятий. Федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложена координация работы в области выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации и за рубежом, ежегодно готовит предложения с целью предусмотреть в проекте федерального бюджета Российской Федерации на очередной год соответствующие финансовые средства.
Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности рассматривает и утверждает подготовленный федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными ведомствами перечень мероприятий на очередной год, на которых планируются российские экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета.
Финансовая поддержка участия осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Федерации, а также за счет средств участников и спонсоров.
Что же касается финансовой поддержки развития материально-технической базы выставочной деятельности, то, как подчеркнуто в Концепции, она будет осуществляться на основе специальной программы. При формировании этой Программы следует учитывать тот факт, что подавляющее большинство выставочных комплексов не отвечает мировым стандартам. Значительный физический и моральный износ оборудования, отсутствие выставочных площадей соответствующего качества являются препятствием для организации полномасштабных выставок на уровне современных требований. Необходима программа реконструкции и модернизации инфраструктуры выставочной отрасли. По мнению большинства выставочников-профессионалов, такой программной должна быть федеральная целевая программа развития ВЯД.
Информационная поддержка. Основной задачей информационной поддержки является создание интегрированной информационной системы обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, опирающейся на:
— информационные ресурсы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ее зарубежных представительств;
— единые телекоммуникационные комплексы представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах;
— информационные возможности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации, отраслевых ассоциаций и союзов экспортеров;
Информация о работе Организация и структура современной выставочной деятельности