Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:13, реферат
Во все времена человечество привлекали широкие коммуникативные возможности выставок и ярмарок. В экспозициях и торговых рядах они обеспечивали непроизвольные контакты массам людей, помогали встретиться предпринимателям и производителям с торговыми представителями, сводили между собой деловых людей, художников, ученых и политиков; «наводили мосты» между организациями, регионами, правительствами, странами и континентами
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА
СОВРЕМЕННОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во все времена человечество привлекали широкие коммуникативные возможности выставок и ярмарок. В экспозициях и торговых рядах они обеспечивали непроизвольные контакты массам людей, помогали встретиться предпринимателям и производителям с торговыми представителями, сводили между собой деловых людей, художников, ученых и политиков; «наводили мосты» между организациями, регионами, правительствами, странами и континентами. По намерениям и практическим функциям еще 20 лет назад все их можно было разделить в России на две принципиально разные группы: на мероприятия, преследующие только информационные, просветительские или пропагандистские, т.е. некоммерческие цели, и мероприятия, для которых торговые, дилерские, дистрибьюторские, т.е. коммерческие цели являются обязательными. Но в настоящее время в России формируется и растет третья группа — выставочные мероприятия, на которых коммерческие и некоммерческие цели практически совмещаются.
У выставки могут быть разные цели и задачи, но генеральная задача любого организатора выставочного мероприятия — привлечь как можно больше участников и посетителей на выставку и обеспечить максимум полезных человеческих контактов. Решение этой общей задачи чаще всего преследует конкретные цели.
Организаторы некоммерческих выставок, как правило, решают четыре основные задачи:
— информирование специалистов и общественности;
— просвещение подрастающего поколения;
— популяризация и пропаганда новаций для внедрения;
— освоение или расширение производства.
Эти задачи конкретизируются в каждом конкретном случае в зависимости от статуса выставки.
Устроители коммерческих выставок на первое место ставят задачу получения дохода от их проведения. И все другие задачи выставки формируются и выстраиваются по приоритетам важности, непосредственно исходя из этого.
Если стержневая функция некоммерческих выставок — отражение достигнутого уровня в конкретных деталях экспозиций и стимулирование развития производительных сил общества, технической, научной, экономической и культурной мысли, форм организации трудовой деятельности человека, то торговые выставки и ярмарки в первую очередь являются двигателем рынка, инструментом торговой, ценовой и товарной политики. Из этого положения вытекают конкретные задачи организаторов ярмарок и торговых выставок:
— из почти необозримого предложения товаров и услуг выделить некоторую, просматривающуюся часть рынка и обеспечить прибытие на него максимального числа заинтересованных участников и посетителей;
— правильно свести между собой максимальное число партнеров по интересам для обмена информацией, переговоров, сделок и т.п.;
— сформировать постоянный спрос на этот тип выставочного мероприятия для получения стабильных доходов от их поведения.
ФУНКЦИИ ВЫСТАВОК в обществе и общественном производстве многообразны и во многом еще не совсем изучены. Но главное уже известно. Прежде всего, они как зеркало, отражают достигнутый общественным производством уровень. В отражении выставками и ярмарками наивысших достижений научно-технического и социального прогресса или состояния рынка проявляется их прямая связь с общественным производством, результатом которой является ускорение развития общества. Ускорение прогресса в основном происходит:
— за счет наглядности информации посетителей о новейших достижениях в различных сферах человеческой деятельности;
— за счет благоприятных условий на выставках для сравнения и отбора учеными и специалистами лучших идей и новаций, ускоряющих решение актуальных проблем;
— за счет уникальных возможностей предоставления кругу руководителей информации для анализа ситуации и принятия эффективных управленческих решений.
Кроме того, используемые как учебно-просветительская база, выставки существенно повышают эффект обучения.
При этом иногда их роль в распространении новейших технических идей и открытий, в обмене опытом и новейшими достижениями между людьми и странами выглядела просто магической. Удивительным образом выставки оказывают ускоряющее воздействие на науку, технику и производство, развитие производительных сил на планете, являясь стимулятором и интенсификатором научной и технической мысли. В истории известно немало случаев, когда именно выставки становились причиной взрывного скачка технологий, инженерной и научной мысли разработчиков, ученых и исследователей, причиной потрясающих сдвигов в разных отраслях техники и производства. На этапе функционирования — выставки превращаются в «орудие труда» или «средство труда», с помощью которого общество решает свои многообразные задачи и получает ожидаемые и неожиданные результаты. Все их можно сгруппировать в три вида: прямой первичный результат, прямой вторичный результат (каскадный эффект) и косвенные (побочные) результаты (мультипликативный эффект).
Прямой первичный результат информационного воздействия выставки (прямой эффект) — это ее суммарное информационно-эмоциональное воздействие на посетителей и участников, т.е. воспринятый массой людей объем информации с «положительными эмоциями» по отношению к ней, порождаемыми значимостью полученных сведений.
Количественно прямой результат выставок можно оценивать масштабами информирования руководителей, ученых, инженеров и специалистов о новых научных исследованиях и разработках, о новшествах, появившихся в различных областях науки, техники, производства или экономики.
Прямой вторичный результат (каскадный эффект) возникает в сфере трудовой деятельности посетителей и участников выставок. Актуальность и пригодность к использованию в трудовой деятельности информации, полученной специалистами с выставки, определяет в дальнейшем:
— масштабы использования демонстрируемых на выставках изобретений, технологий и другие предложений предприятиями и организациями;
— темпы внедрения передового опыта в практику или распространения но территориям научно-технических достижений, т.е. успехи освоения новой техники и технологий в производстве;
— масштабы торгового оборота участников выставок и ярмарок;
— масштабы расширения внешнеэкономических и политических связей и т.д.
Совершенно несправедливо к первичному эффекту выставки некоторые специалисты относят коммерческие результаты экспонентов (объемы продаж, суммы договоров и сделок и другие коммерческие последствия установленных на выставке контактов), забывая, что прежде чем сделка по экспонатам выставки совершится, сначала у экспонента должна быть получена достаточная исходная информация.
А, значит, коммерческий результат работы выставки вторичен по отношению к информационному. Поэтому все другие результаты влияния выставок (кроме информационного и эмоционального), возникающие в процессе использования предприятиями информации, нужно считать вторичными эффектами выставок.
Кроме того, хорошо известны побочные (косвенные) результаты выставок. Это результаты, не связанные напрямую с выставочной информацией. К ним относят увеличение оборота в городской торговле, в сети общественного питания, в гостиничном и транспортном хозяйстве, в учреждениях культуры и досуга за счет наплыва в город посетителей выставок и деловых туристов в период ее проведения. Напрямую ни с информационным, ни с эмоциональным воздействием и даже с торговым оборотом самой выставки (ярмарки) эти результаты не связаны. Они зависят только от популярности и привлекательности мероприятия и наплыва в связи с этим в город дополнительной массы людей. И хотя упомянутые показатели в таких городах Европы, как Дюссельдорф, Ганновер, Париж и Мадрид в период проведения ан-шлаговых выставок и ярмарок возрастают в 1,2—1,7 раза, данные результаты не могут быть зафиксированы и оценены организатором выставки. Это может делать только обслуживающая город инфраструктура.
Еще один пример косвенного влияния выставок на местную экономику — бюджетная эффективность выставочной деятельносmu. Чем крупнее выставки и ярмарки и чем больше их проводится в городе, тем больше платежи и налоговые отчисления устроителей выставок в городской бюджет. А чем больше поступления денег в казну города, тем богаче и благоустроеннее становится и сам город. Этим и объясняется, почему крупнейшие выставочные центры мира Ганновер, Дюссельдорф, Лас-Вегас, Лос-Анджелес, Милан, Сан-Франциско, Чикаго являются экономически самыми благополучными городами в своих странах.
Всю группу косвенных (побочных) экономических результатов по инициативе Лондонской школы бизнеса теперь называют «мультипликативным эффектом».
История выставочного дела в нашей стране насчитывает более 175 лет, а ярмарки в России известны уже более семи веков. И все это время они активно участвуют в хозяйственной жизни, содействуют развитию экономики, укреплению дружественных связей с другими странами, налаживанию экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Сейчас, когда выставочно-ярмарочная деятельность возродилась на своих изначальных принципах и прокладывает пути к новым традициям, все больше ощущается потребность в интенсивном ее изучении, в обобщении уже накопленного опыта, в тщательном анализе результатов воздействия этого феномена на различные стороны жизни.
Выставочно-ярмарочный бизнес — один из самых динамично развивающихся институтов рыночной инфраструктуры России, что объясняется не только развитием регионов Российской Федерации, но и инвестиционными вливаниями в экономику, активизацией местных и региональных рынков. Ярмарки и выставки позволяют изыскать наиболее эффективные формы взаимодействия промышленности и торговли, обеспечить более широкое рыночное пространство для отечественных товаров. Ярмарки являются одним из самых эффективных механизмов в создании благоприятных условий для развития промышленности и свободного предпринимательства. Находясь на стыке производства и распределения, выставки являются индикатором спроса и предложения, механизмом саморегулирования хозяйственной деятельности.
Сущность ВЯД изменялась на протяжении всей истории развития рынка выставочно-ярмарочных услуг (ВЯУ). Начало развития выставочной индустрии было положено в конце XVIII века, когда получили распространение ярмарки, которые рассматривались как мероприятия для взаимовыгодного обмена товарами между продавцами и покупателями.
В настоящее время выставочно-ярмарочная индустрия в мире превращается в важную сферу деятельности, посредством которой реализуется значительная часть валового внутреннего продукта страны, происходит обмен опытом, информацией.
На сегодняшний день ВЯД представляет систему профессиональных информационных, рекламных, технических, хозяйственных, экономических, технологических и управленческих действий многочисленных заинтересованных в этой деятельности юридических и физических лиц, побуждаемых потребностями производства, распределения, обмена или потребления, в основе которых лежит подготовка, проведение и завершение выставок, салонов, технопарков, ярмарок, презентаций и сопутствующих им мероприятий (пресс-конференций, семинаров, симпозиумов, конгрессов, которые предваряют или опережают прямую розничную торговлю и обеспечивают прямую взаимосвязь и развитие воспроизводственных процессов в обществе. В связи с этим можно выделить несколько организационных форм ВЯД (рис. 2.1)1, которые выполняют определенные функции, вовлекают различные субъекты ВЯД, а также заполняют определенные ниши на рынке выставочно-ярмарочных услуг. Следовательно, сфера ВЯД многогранна, поэтому ее изучение должно быть многоаспектным.
Таким образом, выставки являются моделью рынка, на котором Спрос встречается с предложением, а поставщики и продавцы — с потребителями товаров и услуг. Поэтому выставочно-ярмарочную деятельность следует рассматривать с точки зрения двух концептуальных позиций — рынок выставочно-ярмарочных услуг как поле деятельности субъектов ВЯД, и выставочно-ярмарочные мероприятия как основной товао на этом поле.
В этом свете рынок ВЯУ, как частный случай понятия «рынок», на наш взгляд, можно определить как совокупность экономических отношений между различными субъектами рынка по поводу реализации выставочных услуг. Такое понимание рынка ВЯУ позволяет построить следующую систему (рис. 3.2).
Как видно из схемы, основными субъектами рынка выставочно-ярмарочных услуг являются компания-организатор выставочно-ярма-рочных мероприятий (ВЯМ), предприятие-экспонент и посетитель выставочно-ярмарочного мероприятия. Между организатором и экспонентом складываются отношения на основе договора по поводу реализации выставочно-ярмарочного мероприятия (объекта рынка). Организатор в этом случае продавец, экспонент — покупатель, вы-ставочно-ярмарочное мероприятия выступает в качестве товара. Отношения по поводу реализации ВЯМ как товара возникают также у организатора и посетителя, что выражается в предоставлении
Посетителю возможности присутствия на выставке за определенную щлату. В процессе работы ВЯМ возникают экономические отноше-дия и между посетителем и экспонентом, что проявляется в заключении контрактов, получении посетителем информации о компании, получении компанией информации о посетителе и пр.
Информация о работе Организация и структура современной выставочной деятельности